Женевский прорыв: подробности

Женевский прорыв: подробности

Женевский прорыв: подробности

Достигнутое на этой неделе в Женеве оглашение стран-членов Всемирной торговой организации (ВТО) о планомерной отмене экспортных субсидий на продукцию сельского хозяйства и снижении по всему миру импортных пошлин эксперты уже охарактеризовали как прорыв – переговоры на эту тему продолжались почти три года, стартовав в ноябре 2001 года в Дохе принятием Повестки развития.

В документе определены параметры будущего пакета документов в пяти основных областях: сельское хозяйство, промышленная продукция, проблемы развития, содействие торговле и услуги. Выступая в Женеве, комиссар ЕС по торговле Паскаль Лами сказал: «Сегодняшнее решение показывает, что многосторонняя система торговли жива и здорова. Однако мы прошли только половину пути; теперь нам необходимо быстро завершить этот раунд, чтобы послать хороший сигнал мировой экономике, нуждающейся в стимуле».

Комментируя соглашение, комиссар ЕС по сельскому хозяйству Франц Фишлер сказал: «Сегодня мы получили пакет мероприятий, который даст импульс мировой экономике, торговле сельскохозяйственной продукцией и создаст новые возможности для бедных стран. Это соглашение также служит залогом того, что другие развитые страны последуют за ЕС по его пути реформ. Реформированная сельскохозяйственная политика ЕС не будет подвергнута сомнению. Теперь у фермеров ЕС есть ясная перспектива, развивающиеся страны получат лучший доступ на рынки, и будут реже сталкиваться с неравноправной конкуренцией.»

Принятый в Женеве текст, известный как «текст Ошимы» - по имени действующего Председателя Генерального Совета ВТО, Посла Ошимы, - устанавливает четкие и точные параметры по каждому из ключевых вопросов, составляющих предмет переговоров, говорится в сообщении Европейской Комиссии. В предстоящие месяцы члены ВТО воплотят согласованную структуру в конкретные и детальные обязательства с целью завершить Раунд как можно скорее.

Окончательной целью Повестки развития в Дохе является единый пакет в форме Единого обязательства всех участников ВТО по принципу: «ничто не согласовано до тех пор, пока не согласовано все». В дополнение к пяти проблемам, рассматриваемым в сегодняшнем решении, окончательный результат должен также удовлетворительным образом охватывать остающиеся вопросы повестки дня, такие как  торговля и окружающая среда, урегулирование споров, географические показатели (ГП) и антидемпинговые законы. Достигнута договоренность, что следующее совещание ВТО на уровне министров пройдет в Гонконге в декабре 2005 года.

 

Основные элементы Женевского соглашения

 

Сельское хозяйство

Рамочное соглашение обеспечит значительно более широкую либерализацию торговли сельскохозяйственной продукцией по сравнению с Уругвайским раундом. Оно будет предусматривать значительное сокращение мешающей беспрепятственной торговле поддержки сельского хозяйства, устранение препятствующей торговле практики экспортной конкуренции и существенно большую открытость рынков сельскохозяйственной продукции.

Все развивающиеся страны смогут воспользоваться специальным режимом, позволяющим им проводить либерализацию постепенно в течение длительного периода времени. 50 беднейшим странам мира не нужно брать никаких обязательств. Принятое сегодня решение полностью признает  основополагающие реформы сельскохозяйственной политики ЕС и гарантирует, что и другие развитые страны сделают свои системы поддержки сельского хозяйства более ориентированными на интересы торговли.

 

Решения для хлопководческих стран

Рамочное соглашение признает жизненную важность хлопка для определенных развивающихся стран и подходит к данной проблеме в широком плане, в целях принятия оперативных и конкретных решений в рамках сельскохозяйственных переговоров. Эта работа должна затронуть все препятствующие торговле стратегии, затрагивающие работу отрасли, от импортных тарифов, препятствующих торговле хлопковых субсидий до субсидирования экспорта. Со своей стороны, ЕС уже отменил все экспортные субсидии и тарифы на хлопок и осуществил коренную реформу своих хлопковых субсидий, устранив виды поддержки, наиболее препятствующие торговле.

 

Промышленная продукция

Торговля несельскохозяйственными товарами составляет около 90% мировой торговли и 70% торговли товарами развивающихся стран. Снижение пошлин вызывает рост торговли. Сокращение пошлин примерно на 50%, по оценкам, должно вызвать рост торговли приблизительно на 200 млрд. евро.

Соглашение предусматривает снижение тарифов в соответствии со следующими принципами:

- Радикальная формула снижения тарифов: нелинейная формула, предусматривающая большую величину снижения для более высоких тарифов, без априорных исключений. В тексте также предусматривается возможность более значительных цифр снижения/отмену пошлин для определенных отраслей, представляющих особый интерес для развивающихся стран (так называемые отраслевые инициативы)

- Установление специальных правил для развивающихся стран: развивающимся странам будут предоставляться более длительные переходные периоды и гибкость в вопросах снижения тарифов.

- Учет конкретной ситуации наименее развитых стран (НРС): 50 беднейших развивающихся стран мира будут освобождены от обязательства снижать свои промышленные тарифы. От них будет требоваться только закрепить ставки, чтобы повысить прозрачность и предсказуемость их систем торговли. Развитым и развивающимся странам предлагается отменить пошлины и квоты для товаров НРС на своих рынках - как это сделал ЕС в рамках своей программы «Все, кроме оружия» - в целях поддержки диверсификации и их большей интеграции в многостороннюю систему торговли.

- В тексте также даются рекомендации по решению проблем не связанных с тарифами барьеров торговле.

 

Услуги

На долю услуг приходится от половины до двух третей экономики как развитых, так и развивающихся стран. 15 из 40 ведущих экспортеров услуг в мире  являются развивающиеся страны.

Предоставление возможности иностранным фирмам оказывать услуги - в области телекоммуникаций, банковского дела, сбыта и туризма, а также временный допуск иностранных специалистов - является жизненно важным для современной и эффективной экономики.

Текст соглашения дает политический импульс ведущимся переговорам по запросам и предложениям. Доработанные предложения должны быть представлены до мая 2005 года. Участники, еще не представившие свои предложения, должны сделать это как можно скорее.

 

Сокращение таможенных бюрократических барьеров: начало переговоров о содействии торговле

Чрезмерные таможенные процедуры и бюрократизм порой добавляют до 5% стоимости импорта, создавая серьезное препятствие торговле.

Недавние исследования показали, что снижение издержек таможенных процедур наполовину может дать экономию в размере до  300 миллиардов евро.

Принятое сегодня решение дает направление переговорам, нацеленным на движение, освобождение и очистку товаров. Развивающиеся страны примут на себя обязательства в соответствии с имеющейся у них возможностью их реализации.

Прочие так называемые «Сингапурские вопросы» (конкуренция, инвестиции и прозрачность государственных закупок) исключены из Программы развития, принятой в Дохе, и работа над ними будет продолжена ВТО.

 

Вопросы развития

Соглашение призывает к усилению положений о Специальном и дифференцированном режиме (СДР) в пользу развивающихся стран и вопросов его реализации. По вопросам содействия торговле соглашение приветствует достигнутый успех и подчеркивает постоянную приверженность членов ВТО делу повышения качества, количества и координации содействия торговле как основы переговоров и претворения в жизнь их результатов.

ЕС подтверждает свои обязательства по содействию торговле. В период с 2001 по 2003 год мы выделили 2 миллиарда евро и зарезервировали еще 2 миллиарда евро на последующие 4-5 лет.

ЕС будет продолжать заключать альянсы и сотрудничать с широким кругом как развитых, так и развивающихся стран в целях достижения скорейших результатов программы развития, принятой в Дохе, по возможности, в 2005 году.

В рамках ЕС Комиссия будет продолжать консультации с государствами-членами ЕС и Европейским парламентом на основе нашего мандата и вести структурированных диалог с гражданским обществом по проблемам Повестки развития в Дохе.

 

Подробный текст по сельскому хозяйству 

 

Сокращение поддержки сельского хозяйства, препятствующей торговле

 

Рамочное соглашение смыкается с недавними реформами Общей сельскохозяйственной политики ЕС (ОСП). Она не подлежит сомнению. Соглашение также гарантирует, что и другие развитые страны, в частности США, также должны будут провести реформы. Это будет достигаться за счет сочетания различных форм поддержки.

- Общие уровни поддержки на внутреннем рынке, наиболее препятствующей торговле, необходимо существенно урезать.

- Первые 20% этого сокращения должны прийтись на первый год периода реализации. Это более крупное сокращение, чем то, которое осуществлялось после Уругвайского раунда в течение шести лет.

- Крупные обеспечители субсидий должны будут произвести наиболее глубокие сокращения

- Поддержка так называемого «Синего ящика» не может превышать 5% сельскохозяйственной продукции, дальнейшее снижение не предусматривается

- Поддержка «Зеленого ящика» остается без изменений

- Освобождение от обязательств на уровне «de minimis» будет сокращено

 

         Прекращение препятствующей торговле экспортной практики

 

По вопросу экспортной конкуренции цель ЕС заключалась в том, чтобы обеспечить одинаковый режим для всех форм препятствующей торговле экспортной практики в мире. Эта цель была достигнута.

- Экспортные субсидии, экспортные кредиты, гарантии кредитов и программы страхования ЕС с периодом погашения свыше 180 дней будут аннулированы до срока, подлежащего согласованию

- Экспортные кредиты, гарантии кредитов и программы страхования с периодом погашения до 180 дней будут строго регламентированы относительно субсидий и любых других препятствующих торговле элементов

- Препятствующая торговле практика, связанная с государственными торгово-экспортными предприятиями также будет аннулирована

- Реальная продовольственная помощь нуждающимся, очевидно, будет продолжена. Однако в отношении злоупотребления продовольственной помощью путем коммерческой реализации будут применяться конкретные санкции. Вопрос предоставления продовольственной помощи только в безвозмездной форме будет рассмотрен в ходе переговоров

 

         Открытие рынков сельскохозяйственной продукции

 

Эта система мер значительно повысит доступность рынка. Сельскохозяйственные тарифы будут сокращены по единой многоуровневой системе: чем выше тариф, тем большим будет снижение. Однако, соглашение учитывает озабоченность ЕС подходом к отдельным видам жизненно важных товаров. Страны могут сами устанавливать соответствующее количество таких товаров, которые будут пользоваться более мягким режимом. В качестве компенсации необходимо будет установить тарифные квоты для облегчения доступа на рынок.

 

         Специальная система мероприятий для развивающихся стран

 

Все развивающиеся страны будут пользоваться специальным дифференцированным режимом, применимым ко всем случаям посредством:

- увеличенных периодов реализации всех обязательств

- меньшего размера урезания тарифов и субсидий

- специального режима открытия рынков так называемых специальных продуктов из соображений продовольственной безопасности, средств к существованию и развития сельской местности

- наиболее полной либерализации торговли продуктами тропических культур

- решения проблемы эрозии торговых преференций.

 

Наименее развитые страны не обязаны принимать никаких обязательств по снижению тарифов и поддержке сельского хозяйства. Кроме того, развитые страны и развивающиеся страны, которые смогут это себе позволить, должны ликвидировать пошлины и квоты для товаров НРС на своих рынках. ЕС в одностороннем порядке уже реализовал такую меру в рамках своей программы «Все, кроме оружия».

Оценить статью
(0)