Язык живота

Культ японского чрева

Японцы известные гурманы. Конечно, не такие известные, как китайцы, но все же... И нигири-дзуси всегда нужной стороной в сою макнут, и тофу с васаби смешивать не станут...

Однако при ближайшем рассмотрении выяснилось: это массовое гурманство зиждется на том, что японцы в большинстве своем всего-навсего любят покушать. Просто подходят они к любимому занятию со всей ответственностью, передавая накопленные знания из поколения в поколение.

Детишки получают свою порцию знаний утром. Дружелюбные дяди и тети с телевизионных экранов объясняют им, как правильно держать палочки, как делать онигири и учат пятилетних малышей ходить в магазин за продуктами. А вечером наступает очередь взрослых. В прайм-тайм по всем государственным и муниципальным каналам, не переставая крутят передачи, так или иначе имеющие отношение к еде. Если вы хотите узнать о том, как прожить месяц на сто долларов, не изменяя при этом своей привычке разнообразно питаться, или если вас интересует, где лучше всего поесть рамен в Осаке, или если вы хотите посмотреть, как выпекают багеты в булочной под Марселем – часов около семи вечера смело включайте телевизор. Там вы найдете ответы на все эти вопросы. А заодно узнаете, кто из «селебритиз» дороже всех покушал на этой неделе, и какая рыба лучше всего ловится в эти дни на Хоккайдо.

Есть также целый пласт «околопищевых» передач, посвященных тому, как оборудовать кухню, где купить продукты и о чем лучше всего говорить за столом.

Культура и язык

Японский «культ живота» в полной мере отражается и в языке. И это, конечно же, не случайно. Социальные психологи, например, считают, что в языке накапливается коллективный опыт общества, и поэтому в определенном смысле понимание языка дает ключ к пониманию культуры.

Вообще вопрос взаимоотношений языка и культуры - очень сложная и интересная тема. Начиная с восемнадцатого века, ей было посвящено немало книг. На сегодняшний день большинство ученых-языковедов придерживаются следующего мнения: язык (то есть форма сознания, отображающая мировоззрение каждого индивида и общества в целом) находится под постоянным воздействием культуры. И японский язык не исключение из данного правила.

Например, в любом языке существуют идиоматические выражения, в которых упоминаются различные «наружные» части тела. У японцев в таких выражениях чаще всего встречаются (сверху-вниз): голова, уши, глаза, нос, рот, руки, грудь, живот и ноги. Это так сказать естественная, биологическая иерархия. Но гораздо более любопытно выглядит культурная иерархия, иерархия слов как символов:

«глаза» - 121 идиома
«руки, рука» - 97 идиом
«рот» - 78 идиом
«грудь» - 51 идиома
«живот» - 44 идиомы
«уши» - 32 идиомы
«голова» - 31 идиома
«ноги» - 30 идиом
«нос» - 24 идиомы

На первом месте у японцев – глаза, через которые, как известно, человек получает до 80-ти процентов всей информации о мире. Потом идут руки и рот. За ними грудь, а там уже и живот. Получается прямо-таки описание питательного процесса: вижу глазами, хватаю руками, кладу в рот и все это, минуя грудь, оказывается у меня в животе. Впрочем лучше не делать поспешных выводов, ведь на самом деле все значительно сложнее. У американцев, например, получается совсем другая последовательность тех же самых слов-символов:

голова –> глаза –> ноги –> нос –> уши –> руки –> рот –> живот –> грудь

Почему? Однозначного объяснения скорей всего не существует. Но если попытаться объяснить этот феномен в контексте культуры, как системы мировоззрений, то напрашивается следующий ответ:

- западная культура (американцы) стремиться познать мир, как объект, – обособившись от него. Восточная (японцы) – пытается понять мир, сливаясь с ним, – через созерцание. Поэтому для западной культуры «голова» является более значимым символом, чем скажем «глаза». А для восточной культуры наоборот - на вершине символической пирамиды будут «глаза».

Многоликий живот

По частоте упоминания в идиомах «живот» занимает центральную позицию, как, впрочем, и в теле, физическим и энергетическим центром которого он является. В китайских и японских эзотерических учениях живот рассматривается как центр жизни, потому что в нем сосредоточена так называеммая «срединная сила» Ци.

Само же слово «живот» ( «хара» ), пожалуй одно из самых интересных и многозначных слов в японском языке. Это не только «часть тела, расположенная чуть ниже груди» или «желудок» - это также «душа», «мысли», «чувства» и «ощущения». Слово живот обладает также и метафорической составляющей – например «животом» называется та часть паруса, которая принимает ветер. А когда-то давно слово «живот» использовалось для счета ваз и кувшинов с выпуклыми боками. Все эти значения обыгрываются в идиомах, многие из которых скорее всего покажутся русскому человеку непонятными, пишет японский журнал - Japon.

Толстопузый, большепузый («хара га футой, хара га оокии») – это не ругательство, как можно было бы подумать, а комплимент. Эти выражения употребляются по отношению к людям с широким кругозором. К тем, про кого на русском говорят «он - разносторонний человек». Кроме того, живот еще может быть черным («хара га курой») – так говорят про хитрого, нечестного человека. А может случиться и так, что живота нет вовсе («хара га най»), и это значит, что речь идет о нерешительном или ограниченном субъекте. Когда же живот у человека находится на своем месте («хара га иру»), то, значит, мы имеем дело с тем, кто может владеть своими чувствами, сдерживать свои гнев.

Живот у японцев:

- стоит («хара га тацу»), когда они сердятся,

- приходит («хара га кита»), когда им хочется есть,

- садится («хара га сувару»), когда они принимают какое-то решение,

- закипает («хара га ниэру»), когда они в бешенстве и

- надувается («хара га фукурэру») от недовольства.

Иногда он еще и закручивается ( «хара га ёдзирэру» ) – по-русски это ближе всего к «животики надорвать».

Однако было бы неправильно думать, что японский живот это такая неуправляемая стихия, всегда выступающая в роли субъекта действия. Японцы проделывают со своим животами множество разнообразных вещей.

Они их:

- сдвигают (хара о авасу»), когда делают что-то сообща,

- подвязывают («хара о кукуру»), когда решаются на какой-то поступок,

- читают («хара о ёму»), когда угадывают чужие мысли,

- вылечивают («хара о иясу»), когда перестают сердиться и даже

- ломают («хара о вару»), когда их вызывают на откровенность.

Кроме того, живот можно:

- повредить («хара о итамеру»), если все время платить за себя, и наоборот

- утолщить («хара о коясу»), если удалось получить прибыль.

В животе можно:

- копаться («хара о эгуру»), или спрашивать о сокровенном,

- держать нечто («хара ни итимоцу»), а по-русски говорят «держать камень за пазухой».

Существует даже особое «искусство живота» («харагэй») – искусство выражать и понимать чувства без слов и жестов. Как и многие необъяснимые вещи в японской культуре эта социальная философия обычно объясняется с помощью понятия «рисовой» культуры. Когда-то давно крестьяне для того, чтобы вырастить необходимое для жизни деревни количество риса, должны были воспринимать себя не как отдельную личность, а как часть общины. Они думали сообща, чувствовали сообща, и вели себя как один большой организм. И это помогало им угадывать мысли и чувства друг друга без слов. Современные японцы отчасти сохранили искусство своих предков – они все также не любят делать замечания, изо всех сил стараются избегать потенциально конфликтных ситуаций, не договаривают предложения до конца, чтобы определенностью не поставить собеседника в неловкое положение. Но все чаще сигналят на улицах машины, все чаще толкаются в общественном транспорте люди – сказывается вестернизация вкупе с экономическим кризисом.

Япония падает духом. А для здорового духа нужно здоровое тело. И именно на это намекает еще одна идиома: «хара мо ми но ути» («живот это тоже часть тела»), призывающая японцев заботиться о своем физическом здоровье, быть умеренными в еде и потреблении алкоголя. Может быть, именно поэтому на телевидении так много передач о еде. Виртуальное чревоугодничество – а что еще остается японскому гурману, по рукам и по ногам связанному противоречивыми обетами культа живота?

Лена Тян

Оценить статью
(0)