Заглянувший в будущее

Заглянувший в будущее

Наверное, в нашей жизни существует немного исторических фигур, имена которых знали бы миллионы людей, даже не отличающихся высокой образованностью. Просто это знаковые фигуры, которые постоянно на слуху. Шекспир, Наполеон, Бетховен - эти имена знакомы всем. В том же ряду стоит и имя Леонардо да Винчи - великого художника, ученого, провидца, который оказался гениальным во всем, за что брался, пишет Superman.ru.

Будучи незаконнорожденным сыном флорентийского нотариуса, Леонардо, казалось бы, имел мало шансов достичь каких-то высот в жизни. Однако отец забрал его в свой дом и воспитывал как образованного человека. К тому же, судя по всему, мальчик изначально обладал живым воображением и жаждой знаний, которая и привела затем его в зрелом возрасте к таким разносторонним интересам, как архитектура, анатомия, изобразительное искусство, скульптура, сочинение ребусов, создание разнообразных механизмов, математика. К тому же он никогда не гнушался того, чтобы научиться чему-то новому, даже если уже был прославленным мастером.

Долгая, по меркам своего времени, жизнь Леонарда (считается, что он прожил около 67-ми лет) была наполнена скитаниями. Однако с места на место гнали его не только обстоятельства, но и жажда новых впечатлений, знаний. Сделав в 15-летнем возрасте первые шаги в искусстве при мастерской известного флорентийского мастера Верроккьо, Леонардо долгое время работал вместе с ним и сделал себе имя среди состоятельных заказчиков. Но к тридцати годам он отправляется в Милан, чтобы работать при дворе тогдашнего правителя в качестве не только художника, но и военного эксперта.

Несмотря на то, что Леонардо отправился в Милан в надежде сделать карьеру в новом качестве (военного инженера и архитектора), первым делом ему предложили изготовить часть алтарного образа для капеллы Непорочного зачатия. В Милане же была создана и одна из самых знаменитых фресок да Винчи - "Тайная вечеря" на дальней торцовой стене трапезной монастыря Санта Мария делле Грацие.

При этом Леонардо уже активно использовал при создании своих шедевров тот принцип, который сам же и провозгласил. Обладая не только живым художественным воображением, но и аналитическим складом ума, он подходил ко всем своим занятиям, в том числе и художественным, как к точным наукам. Так, специалисты считают, что даже по ранним пейзажам да Винчи можно изучать геологическое строение изображенных на них мест, а точности изображения растений и цветов в руках знатных итальянок могут позавидовать профессиональные ботаники.

Примерно тогда же Леонардо изобрел и так называемый принцип рассеяния (или сфумато). Предметы на его полотнах не имеют четких границ: все, что там изображено, живет своей жизнью, пробуждает фантазию зрителей. Этот принцип нашел свое блестящее отражение и в "Тайной вечере", что позволило расширить реальное пространство зала монастыря и включить в него высокий стол, за которым сидят Христос и апостолы. По-своему принцип сфумато повлиял и на судьбу "Моны Лизы (Джоконды)", которая именно за счет этого эффекта выглядит по-разному с разных позиций: знаменитая улыбка кажется то соблазнительной и манящей, то сардонической усмешкой. К тому же если долго смотреть на полотно, кажется, что улыбка изменяется, а уголки губ поднимаются…

Однако все это время с огромным энтузиазмом да Винчи пытался применить на практике и свои новаторские идеи в области военной фортификации. Дело в том, что к этому времени более совершенное артиллерийское оружие с легкостью преодолевало традиционные для итальянских городов вертикальные стены оборонительных сооружений. Леонардо предложил совершенно новаторский вариант с концентрическими наклонными стенами, а также множество других разработок, которые так и не были применены на практике.

Именно в Милане Леонардо начал вести свои знаменитые записи, которые насчитывают десятки томов и до сих пор расшифрованы не полностью. Дело в том, что, будучи весьма одаренным математиком и к тому же обладая своеобразным чувством юмора, да Винчи использовал свой собственный шифр. Он писал левой рукой, очень мелким почерком слева направо, да еще и иногда в зеркальном отображении. Более того, он обожал ребусы и загадки, сам составлял их и часто таким образом зашифровывал свои изобретения, считая, что человечество еще не дозрело до них.

Среди записей да Винчи действительно можно обнаружить проекты создания вертолета, батискафа, шарикоподшипника. В наше время по его чертежам и с использованием доступных в то время материалов специалисты попытались воссоздать некоторые его провидческие изобретения. И, скажем, средневековый прообраз дельтаплана даже удалось запустить в воздух: взлетевший на нем пилот пробыл в воздухе несколько минут, доказав, что расчеты Леонардо были верными.

Другим всепоглощающим увлечением Леонардо да Винчи была анатомия. Изображенные им человеческие фигуры далеки от условности, они прорисованы до мельчайших анатомических деталей. Известно, например, что именно Леонардо впервые во всех анатомических деталях изобразил изнутри человеческий череп, а также плод внутри женской матки.

Между тем политическая ситуация в итальянских княжествах складывалась так, что покровители Леонардо теряли власть, и он вынужден был отправляться в путь в поисках других покровителей и другого дома. Так из Милана он попал в Венецию, где работал на семью Борджиа, переезжая из города в город и занимаясь военным и гражданским проектированием. Три года да Винчи прожил и в Риме, под покровительством Медичи.

В 1516 году Леонардо да Винчи нашел покой во французском замке Амбуаз, куда он прибыл по приглашению короля Франциска I, который был большим поклонником творчества Леонардо. Формально он и здесь занимался созданием военных инженерных проектов, делал наброски окружающих пейзажей и придворных, однако современники утверждают, что у него в это время были в основном обязанности придворного мудреца и королевского советника. Здесь же, в королевском дворце на берегу Луары, и завершилась долгая славная жизнь незаконнорожденного мальчика из крохотного городка Винчи.

Василий Сергеенко

Оценить статью
(0)