Надо сказать, что теме монетизации льгот повезло в освещении. Сначала ее активно поднимали протестующие граждане, теперь пресс-конференции на эту тему следуют одна за другой. Иногда кажется, что чиновникам от исполнительной и законодательной власти просто выдали «разнарядку» на дачу пресс-конференций, чтобы «народ успокаивать». Те и исполняют «поручение» как могут, но особо не напрягаясь. Такое впечатление возникает, когда наблюдаешь за очередным должностным лицом, поясняющим, что все «будет хорошо».
Во вторник, 2 ноября 2004г. в Медиа-центре газеты "Известия" состоялась пресс-конференция председателя Комитета Совета Федерации по бюджету Евгения Бушмина. Тема: "Бюджет-2005. монетизация льгот на федеральном и региональном уровне".
Выводы, как и положено, были сделаны оптимистические, но вот факты, которые должны были его подкрепить, выглядели, мягко говоря, не совсем убедительно.
Сначала г-н Бушмин сообщил, что для компенсации по монетизации льгот регионам в бюджете 2005 года выделяется 11 млрд. руб. Еще 5 млрд. рублей предлагается распределить между особо нуждающимися регионами по итогам первого квартала. Хватит ли этого – непонятно, так как точного количества передаваемых на региональный уровень льготников и соответственно, суммы требуемых расходов пока не никто не знает. По сведениям сенатора, на настоящий момент, только около 10 регионов пока успели создать соответствующую базу данных по количеству своих льготников и принять соответствующие правовые акты по форме и размеру компенсаций.
При этом уже сейчас ясно, считает сенатор, что проблемы по финансированию льгот «могут возникнуть» у как минимум 20 регионов, из них у 10-ти «очень серьезные проблемы». Если на ветеранов, тружеников тыла и репрессированных федеральный бюджет еще что-то готов давать, то льготы другим категориям, например, студентам, сугубо региональный вопрос.
Г-н Бушмин уверен, что в большинстве регионов (особенно, проблемных») льготы по проезду и т.д. студенты потеряют. Впрочем, он не видит в этом чего-то трагического. «Я вот, будучи студентом, все пять лет работал» - с видимой гордостью объявил сенатор. В общем, «работать надо». Такой же совет г-н Бушмин готов дать и всем остальным льготникам, положение которых в результате реформы ухудшится. «Мысль о том, что государство должно нас заботиться – вредная. Пора сказать людям: вы должны сами о себе позаботиться».
Вопрос о финансировании льгот регионами осложняется тем, что одновременно на региональные бюджеты передается еще ряд затратных социальных обязательств.
Например, выплата детских пособий, которые в свое время федеральный бюджет взял на себя, так как регионы накопили по ним огромные долги. Годовая стоимость этого мандата оценивается в 20 млрд. руб. Федеральный бюджет готов «помочь», но только 4 млрд. Остальное предстоит изыскивать на местах. Аналогичная ситуация с ПТУ и техникумами, которые также передаются регионам. Центр компенсирует лишь одну пятую требуемой суммы.
Все эти расходы явно не помогут регионам в полной мере реализовать свои обязательства по льготникам. Впрочем, даже нищие компенсации многие из них могут не получить, если к 1 января не будут готовы нормативные документы (как уже говорилось, менее чем за два месяца до перехода на новую систему, такие акты успели приять 10 регионов) или эти люди не будут учтены в списках. То, что такой вариант возможен как массовое явление, г-н Бушмин признает, но призывает не делать из этого трагедии и предпочитает называть «технологическими» проблемами. Мол, помучаемся первый квартал, а потом все «устаканится».
«Денег достаточно» - оптимистически подытожил сенатор. Действительно, цены на нефть лезут вверх, стабфонд пухнет от рублей, но… как следует из всего вышеприведенного, социальную сферу держат на голодном пайке. Выходит, деньги есть, да «не про вашу честь».
А. Демидов
Институт Коллективное действие