Сегодня, 7 декабря 2004г., должно состояться заседание Совета Директоров Европейского Банка Реконструкции и Развития (ЕБРР), на котором намечено принятие решения относительно выделения кредита компании "Тольяттиазот". Предполагаемый размер кредита - 160 миллионов долларов США, из которых 100 миллионов - собственные средства ЕБРР и 60 миллионов - так называемые синдицированные средства частных коммерческих банков, которые ЕБРР привлекает к участию в этом кредите.
Особое внимание экологической общественности к этому вопросу вызвано тем, что компания "Тольяттиазот" уже несколько строит на побережье Черного моря на Таманском полуострове терминал по перевалке аммиака. Этот чрезвычайно опасный экологический проект натолкнулся на упорное сопротивление местного населения и общественных экологических организаций. Строительство терминала велось с грубейшими нарушениями закона. Неоднократно против "Тольяттиазота" возбуждались уголовные дела за совершение уголовно наказуемых деяний при строительстве.
Много раз строительство останавливалось органами власти. Последний раз это произошло в начале ноября этого года, когда строительство было остановлено по причине 22 выявленных грубых нарушений со стороны "Тольяттиазота".
Вообще у этой компании чрезвычайно подмоченная репутация, связанная с ее не очень чистоплотной деятельностью в целом, а не только на Тамани. Вызывает большие вопросы ситуация с приватизацией "Тольяттиазота", при которой в нарушение норм приватизации крупнейшее государственное производство фактически оказалась во владении одного человека - нынешнего хозяина этой компании Владимира Махлая.
При этом большая часть акций компании выведена за границу и принадлежит
контролируемым Махлаем швейцарским фирмам. В связи с грубыми нарушениями антимонопольного законодательства долгую тяжбу с "Тольяттиазотом" вело Министерство по антимонопольной политике РФ (МАП), сейчас по инициативе МАП против "Тольяттиазота" возбуждено уголовное дело. Судится с "Тольяттиазотом" Российский фонд федерального имущества (РФФИ). "Тольяттиазот" довел до банкротства новороссийскую компанию "Спецморстрой". И этот список можно еще долго
продолжать. Т.е. "Тольяттиазот" является далеко не образцовой компанией и ее деятельность совершенно не отвечает жестким европейским требованиям.
И, тем не менее, как ни парадоксально, одним из союзников этой компании с очень небезупречной репутацией, да еще в столь сомнительном предприятии, как реализация экологически опасного проекта, несущего огромные социальные риски, оказалось столь респектабельное учреждение, как Европейский Банк Реконструкции и
Развития.
Проект компании "Тольяттиазот", под который намечается выделение этого крупного кредита ЕБРР, называется "Ammonia Revamp" (Модернизация аммиака), номер проекта - 35369. Формально этот проект "Тольяттиазота" выглядит безобидно и не имеет прямого отношения к одиозному таманскому терминалу. Он предполагает полную модернизацию 4 агрегатов по производству аммиака и некоторых вспомогательных
сооружений на заводе в Тольятти. И если бы, в самом деле, средства,
которые хочет получить "Тольяттиазот" в рамках этого кредита, не имели никакого отношения к терминалу на Тамани, то, наверно, и не возникло бы особых вопросов.
Однако за кредитом на проект "Ammonia Revamp" отчетливо выступают "уши" проекта "TogliattiAzot Ammonia Terminal" (№28980), остановленного в 2003 году экологическими организациями. На реализацию этого проекта "Тольяттиазот" пытался получить кредит от ЕБРР и Международной Финансовой Корпорации (МФК). Тогда общественные экологические организации смогли доказать этим международным
финансовым институтам факт того, что "Тольяттиазот" полностью провалил процедуру консультаций с общественностью, которую он был обязан организовать. И банки, следуя регламентирующим их деятельность нормативам, отказали "Тольяттиазоту" в выделении кредитов на строительство аммиачного терминала.
Прошло некоторое время и летом этого года на орбите рассматриваемых ЕБРР на предмет кредитования проектов этот же проект "Тольяттиазота" появился под тем же номером #28980, но уже под новым названием "Additional Corporate Financing for Port" (Дополнительное корпоративное финансирование для порта"). Дата принятия Советом Директоров решения о выделении кредита была назначена на 2 ноября 2004г. При этом не было объявлено о проведении новой процедуры консультаций с общественностью. И, соответственно, не было и никаких консультаций. План проведения консультаций с общественностью по этому проекту, вывешенный на сайте банка, остался без каких-либо изменений в сравнении с Планом консультаций, провалившихся в 2003 году.
Экологическая Вахта по Северному Кавказу не знает деталей судьбы этого проекта, и чем закончилось его рассмотрение 2 ноября, если он вообще рассматривался. Известно лишь то, что "Тольяттиазот" этого кредита не получил. Но не потому, что вновь получил от ЕБРР отказ.
21 октября на сайте ЕБРР был размещен так называемый "project summary document" относительно совершенно другого по форме и содержанию проекта "Тольяттиазота" - уже упоминавшегося "Ammonia Revamp". В кратком описании этого проекта нет ни слова, что его средства пойдут на строительство терминала, наоборот, сказано, что "Тольяттиазот" "в значительной степени закончил строительстве портового сооружения за счет собственных ресурсов, и внешнего финансирования больше не требует".
Однако вся совокупность обстоятельств говорит о том, что эти попытки продемонстрировать, что проект "Ammonia Revamp" не связан с аммиачным терминалом, не соответствуют действительности. Скорее всего, имеет место применение метода "пути в обход". Напрямую выделить деньги на строительство аммиачного терминала сложно – значит нужно найти способ выделить деньги на другое, но так, чтобы и на терминал хватило. Во-первых, до завершения строительства аммиачного терминала еще далеко и средства для этого требуются значительные. Во-
вторых, как-то несоответственно быстро исчез из поля операций банка проект "Additional Corporate Financing for Port" и вместо него появился "Ammonia Revamp".
Не может быть, чтобы месяц назад "дополнительное корпоративное финансирование для порта" было необходимо, а тут в одночасье стало неактуальным. В-третьих, уже есть пример, когда ЕБРР давал "Тольяттиазоту" кредит на одно, а эти
средства шли на строительство аммиачного терминала.
В 2000 году "Тольяттиазот" уже получил от ЕБРР кредит в 40 миллионов долларов. Этот кредит был дан "для пополнения оборотных средств". Формально - кредит совершенно экологически чистый, так как вроде бы не направлен ни на какое строительство. Однако это только формально. Значительная часть средств этого кредита согласно сообщениям СМИ была направлена на строительство аммиачного терминала.
"Тольяттиазот" особо и не стремился это скрывать. Все это дает основания полагать, что значительная часть кредита на реализацию проект "Ammonia Revamp", если он будет "Тольяттиазотом" получен, пойдет в строительство терминала на Тамани. Кстати, как
выявили контрольные органы Краснодарского края, "Тольяттиазот" безо всякого согласования начал строить сооружения для перевалки еще одного производимого им опасного химического вещества - метанола. Т.е. на Таманском полуострове планируется не просто аммиачный, а аммиачно-метаноловый терминал, что еще более увеличивает опасность этого проекта. В перспективе здесь планируется создание крупнейшего на Черном море нефтехимического порта "Железный Рог", в котором
предполагается сосредоточить перевалку наиболее опасных грузов.
Если кредит будет получен, и эти предположения подтвердятся, это будет свидетельством того, что реальная практика ЕБРР грубо противоречит его провозглашенным целям и задачам. Согласно Соглашению об учреждении ЕБРР во всей своей деятельности банк обязан содействовать экологически чистому и устойчивому развитию. Внесение "вклада" в строительство чрезвычайно опасного объекта в одной из наиболее ценных акватории Черного моря, на границе России и Украины - вряд ли будет
соответствовать этой задаче.
Экологическая Вахта по Северному Кавказу намерена всесторонне исследовать ситуацию с выделением кредита ЕБРР "Тольяттиазоту". Деньги демократических западных государств, являющихся акционерами Европейского Банка Реконструкции и Развития, не должны идти на создание инфраструктуры, которая разрушает здоровую окружающую среду, наносит невосполнимый ущерб природным и культурно-историческим ценностям, лишает целый регион возможности устойчивого развития.
Экологическая Вахта по Северному Кавказу