Рейтинговое агентство Standard & Poor`s (S&P) повысило долгосрочный суверенный кредитный рейтинг РФ по обязательствам в иностранной валюте до инвестиционного уровня - с ВВ+ до ВВВ-. Одновременно был повышен с ВВВ- до ВВВ и рейтинг по обязательствам в национальной валюте. Прогноз рейтингов - 'стабильный'.
Таким образом, S&P стало последним из трех самых авторитетных мировых агентств, решившихся на подобную оценку российских долговых обязательств. Напомним, Moody`s Investors Service 'возвысило' Россию еще в октябре 2003 г. Fitch сделало то же самое в ноябре 2004 г. Однако инвесторы с нетерпением ждали решения непреклонного Standard & Poor`s - ключевого в международной классификации.
А его эксперты до последнего времени упорно ссылались на рост политических рисков и требовали реформировать российскую банковскую систему, систему государственного управления, естественные монополии. Учитывая, что в 2004 г. реализация перечисленных реформ сильно затормозилась, трудно было ожидать от S&P скорого присвоения рейтинга.
Но и ему стало невозможно игнорировать факт, что чистый долг РФ (то есть за вычетом накопленных денежных средств) превратился в отрицательный, а сама страна - в кредитора для всего мира. Иначе говоря, накопленные за счет высоких цен на нефть огромные золотовалютные резервы ($118 млрд. на конец 2004 г.) и значительный объем стабилизационного фонда (почти $20 млрд.) сегодня перевесили все имеющиеся риски.
Впрочем, повышение рейтинга отнюдь не означает, что аналитики Standard & Poor`s изменили отношение к 'недолговой' составляющей российской экономики. Присваивая очередной 'почетный' рейтинг, они не преминули подчеркнуть, что 'дальнейшее ухудшение политической ситуации' и 'необоснованные решения в области экономической политики' могут радикально поколебать доверие инвесторов и привести к увеличению оттока частного капитала за границу.
И как реальный результат - ослабление потенциального роста экономики, ее сильных позиций в сфере ликвидности. А тут и до возвращения суверенного рейтинга на спекулятивный уровень недалеко. Кроме того, новый рейтинг существенно осложнит переговоры по выплате Россией своего долга.
И все же получение инвестрейтингов от трех наиболее влиятельных в мире агентств - факт без сомнения позитивный. Но сам по себе он результатов не дает. От факта повышения рейтинга выигрывают только те игроки, которые были в 'бумагах' вчера. Для эмитентов же (и для государства, и для компаний) инвестиционные рейтинги от всех трех агентств создают лишь потенциальные возможности: рост интереса к деловым инструментам, доступ для более широкой группы консервативных инвесторов, привлечение финансирования на более выгодных условиях.
И даже попадание российских бумаг в разного рода индексы и их 'автоматическая покупка' индексными фондами - всего лишь возможность, но не ее автоматическая реализация.
Таким образом, суверенный кредитный рейтинг - это инструмент, оптимизирующий взаимодействие участников финансовой системы за счет снижения их транзакционных издержек. Кредиторам не нужно глубоко анализировать каждого заемщика, рассчитывать его риски и требуемую доходность и резервы по инвестициям в его активы - достаточно взглянуть на рейтинг, определяемый авторитетными агентствами.
Реализацией возможностей нового рейтинга нашей страны могли бы стать госзаимствования на внешнем рынке для финансирования снижения налогового бремени на бизнес и/или проведения реального перехода к накопительной пенсионной системе вместо фактически проваленной реформы. Ускорение реформ и снижение рисков, о которых говорят в Standard & Poor`s, подстегнут инвестактивность российских компаний в тот момент, года ресурсы для них будут дешевле всего.
Наконец, отмечает в своем обзоре «Социология», стоит задуматься и о рефинансировании на новых условиях старых долгов, появившихся в результате кризисных реструктуризаций, а потому весьма дорогих. Все это нужно сделать как можно быстрее - пока максимально благоприятны возможности.