Повышение кредитного статуса России не является свидетельством ее идеальной экономической политики

Повышение кредитного статуса России не является свидетельством ее идеальной экономической политики

Повышение кредитного статуса России не является свидетельством ее идеальной экономической политики

Рейтинговое агентство Standard & Poor`s (S&P) повысило долгосрочный суверенный кредитный рейтинг РФ по обязательствам в иностранной валюте до инвестиционного уровня - с ВВ+ до ВВВ-. Одновременно был повышен с ВВВ- до ВВВ и рейтинг по обязательствам в национальной валюте. Прогноз рейтингов - 'стабильный'.

Таким образом, S&P стало последним из трех самых авторитетных мировых агентств, решившихся на подобную оценку российских долговых обязательств. Напомним, Moody`s Investors Service 'возвысило' Россию еще в октябре 2003 г. Fitch сделало то же самое в ноябре 2004 г. Однако инвесторы с нетерпением ждали решения непреклонного Standard & Poor`s - ключевого в международной классификации.

А его эксперты до последнего времени упорно ссылались на рост политических рисков и требовали реформировать российскую банковскую систему, систему государственного управления, естественные монополии. Учитывая, что в 2004 г. реализация перечисленных реформ сильно затормозилась, трудно было ожидать от S&P скорого присвоения рейтинга.
Но и ему стало невозможно игнорировать факт, что чистый долг РФ (то есть за вычетом накопленных денежных средств) превратился в отрицательный, а сама страна - в кредитора для всего мира. Иначе говоря, накопленные за счет высоких цен на нефть огромные золотовалютные резервы ($118 млрд. на конец 2004 г.) и значительный объем стабилизационного фонда (почти $20 млрд.) сегодня перевесили все имеющиеся риски.

Впрочем, повышение рейтинга отнюдь не означает, что аналитики Standard & Poor`s изменили отношение к 'недолговой' составляющей российской экономики. Присваивая очередной 'почетный' рейтинг, они не преминули подчеркнуть, что 'дальнейшее ухудшение политической ситуации' и 'необоснованные решения в области экономической политики' могут радикально поколебать доверие инвесторов и привести к увеличению оттока частного капитала за границу.

И как реальный результат - ослабление потенциального роста экономики, ее сильных позиций в сфере ликвидности. А тут и до возвращения суверенного рейтинга на спекулятивный уровень недалеко. Кроме того, новый рейтинг существенно осложнит переговоры по выплате Россией своего долга.

И все же получение инвестрейтингов от трех наиболее влиятельных в мире агентств - факт без сомнения позитивный. Но сам по себе он результатов не дает. От факта повышения рейтинга выигрывают только те игроки, которые были в 'бумагах' вчера. Для эмитентов же (и для государства, и для компаний) инвестиционные рейтинги от всех трех агентств создают лишь потенциальные возможности: рост интереса к деловым инструментам, доступ для более широкой группы консервативных инвесторов, привлечение финансирования на более выгодных условиях.

И даже попадание российских бумаг в разного рода индексы и их 'автоматическая покупка' индексными фондами - всего лишь возможность, но не ее автоматическая реализация.

Таким образом, суверенный кредитный рейтинг - это инструмент, оптимизирующий взаимодействие участников финансовой системы за счет снижения их транзакционных издержек. Кредиторам не нужно глубоко анализировать каждого заемщика, рассчитывать его риски и требуемую доходность и резервы по инвестициям в его активы - достаточно взглянуть на рейтинг, определяемый авторитетными агентствами.

Реализацией возможностей нового рейтинга нашей страны могли бы стать госзаимствования на внешнем рынке для финансирования снижения налогового бремени на бизнес и/или проведения реального перехода к накопительной пенсионной системе вместо фактически проваленной реформы. Ускорение реформ и снижение рисков, о которых говорят в Standard & Poor`s, подстегнут инвестактивность российских компаний в тот момент, года ресурсы для них будут дешевле всего.

Наконец, отмечает в своем обзоре «Социология», стоит задуматься и о рефинансировании на новых условиях старых долгов, появившихся в результате кризисных реструктуризаций, а потому весьма дорогих. Все это нужно сделать как можно быстрее - пока максимально благоприятны возможности.

Оценить статью
(0)