В определении границ среднего класса и количества людей, которые могут себя к нему отнести, эксперты расходятся. Одни отмечают несоизмеримость критериев, определящих этот социальный класс на Западе, российским реалиям. Другие пытаются вычислить некий универсальный коэффициент уровня жизни, учитывающий определенные материальные и финансовые показатели. Третьи, указывая на уровняь расслоения между самыми богатыми и и самыми бедными безаппеляционно заявлят, что среднего класса в России попросту нет.
Однако сами граждане так не думают. В ходе одного из опросов общественного мнения исследовательский холдинг ROMIR Monitoring спросил у своих респондентов, что, по их мнению, является главным признаком принадлежности к среднему классу. Большинство участников опроса тогда ответили, что наипервейшим атрибутом среднего класса следует считать наличие в семье автомобиля.
В ходе очередного всероссийского опроса, в котором приняли участие 1500 человек в более чем 100 городах и населенных пунктах России, ROMIR Monitoring решил выяснить у своих респондентов уровень их автомобилизированности. Респондентам был задан вопрос:
«Есть ли у Вас в семье автомобиль, и если да, то сколько?»
Ответы на него распределились следующим образом:
Итак, 78% респондентов сказали, что ни у них, ни у членов их семьи нет автомобиля. 21% опрошенных ответили, что они являются обладателями автомобиля. А еще у 1% участников опроса в семье есть не один автомобиль, а два и более.
Наиболее автомобилизированными оказались респонденты Центрального (26%) и Приволжского (27%) федеральных округов. А респонденты Северо-Западного и Уральского округов, наоборот, обилием автомобилей в домохозяйстве похвастаться не смогли – 12% и 14% соответственно.
Распределение в зависимости от федерального округа, %
|
Центральный |
Северо-Западный |
Южный |
Приволжский |
Уральский |
Сибирский |
Дальневосточный |
Всего по России |
Один |
25 |
12 |
22 |
26 |
14 |
17 |
22 |
21 |
Два |
1 |
0 |
1 |
1 |
0 |
0 |
0 |
1 |
Нет автомобиля |
74 |
87 |
77 |
72 |
86 |
83 |
76 |
78 |
Респонденты с высоким доходом в полтора раза чаще, чем респонденты с низким доходом, говорили, что они являются счастливыми обладателями железных коней – 31% против 20%.
Среди респондентов с высшим образованием в три раза чаще, чем среди людей, получивших только начальное образование, встречаются владельцы автомобилей – 30% против 11%.
Затем 22% респондентов, которые ответили, что в их семье есть автомобиль (или даже несколько), было также предложено ответить на вопрос:
«Какой у Вас автомобиль(ли)?»
Ответы на него распределились следующим образом (Поскольку респонденты могли указать несколько вариантов ответа, то сумма всех ответов не равна 100%):
Почти треть автолюбителей (28%) в нашей стране разъезжают на отечественных автомобилях старше 10 лет. Четверть опрошенных (25%) являются обладателями автомобилей российского производства в возрасте то 6 до 10 лет. Каждый пятый опрошенный (19%) сказал, что ездит на отечественном авто, которому еще нет пяти лет, но уже больше трех. На новых «Жигулях», «Волгах» и «Москвичах» передвигаются 11% опрошенных.
Владельцев иномарок среди российских автолюбителей куда меньше. 6% опрошенных сказали, что они владеют иномаркой в возрасте от 6 до 10 лет, 5% респондентов ездят на относительно новых иномарках – до трех лет. По 4% участников опроса ездят на иномарках либо старше 10 лет, либо достаточно свежих – от 3 до 5 лет.
Наибольшее число обладателей отечественных авто старше 10 лет проживает в Приволжском федеральном округе – 37%. И вообще, все показатели по отечественным автомобилям в Поволжье достаточно высоки, что объясняется близостью производителя. Однако южане обогнали жителей Поволжья по количеству обладателей отечественными авто в возрасте от 6 до 10 лет – В Южном регионе таковых обнаружилось 35%. Отечественные авто от 3 до 5 лет «прижились» в Центральном (22%) и Уральском (23%) ФО. И еще 23% уральцев владеют новыми отечественными автомобилями до 3 лет.
Как не трудно догадаться, наивысшие показатели по иномаркам были зафиксированы в основном в Дальневосточном федеральном округе, жители которого вот уже многие годы являются лояльными потребителями товаров японского автопрома. 38% опрошенных в этом регионе сказали, что ездят либо на иномарке от 6 до 10 лет, либо опять же на иномарке, но в возрасте от 3 до 5 лет, 21% - на иномарке старше 10 лет. В лидеры по обладанию новыми иномарками выбились жители богатой и состоятельной Сибири. Там об обладании новой иномарки до 3 лет заявили 9% респондентов.
Распределение в зависимости от федерального округа, %
|
Центральный |
Северо-Западный |
Южный |
Приволжский |
Уральский |
Сибирский |
Дальневосточный |
Всего по России |
Отечественный, старше 10 лет |
24 |
31 |
28 |
37 |
23 |
31 |
0 |
28 |
Отечественный, от 6 до 10 лет |
21 |
31 |
35 |
25 |
26 |
29 |
0 |
25 |
Отечественный, от 3 до 5 лет |
22 |
19 |
12 |
22 |
23 |
17 |
0 |
19 |
Отечественный, до 3 лет |
15 |
9 |
12 |
11 |
23 |
1 |
0 |
11 |
Иностранный, от 6 до 10 лет |
6 |
9 |
1 |
1 |
0 |
7 |
38 |
6 |
Иностранный, до 3 лет |
6 |
0 |
5 |
3 |
0 |
9 |
4 |
5 |
Иностранный, старше 10 лет |
4 |
3 |
1 |
3 |
6 |
3 |
21 |
4 |
Иностранный, от 3 до 5 лет |
4 |
0 |
0 |
1 |
0 |
4 |
38 |
4 |
Затрудняюсь ответить |
1 |
0 |
6 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |