Большинство родителей воспитывают детей так же, как в свое время воспитывали их самих, поскольку у них просто нет иного опыта. Так что рукоприкладство в воспитательных целях - явление достаточно распространенное.
А что же говорят специалисты по поводу порки родимых чад? Поскольку и сами они тоже когда-то были детьми и подвергались тому или иному методу воспитания, единого мнения о допустимых пределах наказания никто из них - ни педагоги, ни психологи - не придерживается.
Впрочем, как признается большинство родителей, рукоприкладством они занимаются нередко от собственного морального бессилия, а не из чувства родительского долга и желания воспитать “порядочного гражданина”. Раздражение, потеря контроля над собой, гнев, злость, усталость, какие-то свои личные внутренние обиды и комплексы (список можно продолжать и продолжать) вынуждают родителей поднимать руку на ребенка. Поэтому, прежде чем окончательно выбрать метод физического подавления, не лишне самому показаться психотерапевту. Если вы выбрали ремень как лекарственное средство против всех педагогических затруднений, вам нужно найти такого специалиста, который обладает достаточной компетентностью и опытом, чтобы разобрать с вами ваши личные проблемы.
Кстати, известный доктор Бенджамен Спок, которого у нас так любят цитировать, в середине 80-х пересмотрел свои взгляды на физическое возмездие за детские проступки. Побои, по его мнению, приучают ребенка к мысли, что “тот, кто сильнее, всегда может настоять на своем, даже если не прав”.
К тому же на сегодня практически все специалисты сходятся во мнении, подкрепленном специальными исследованиями, что уровень нравственного развития у детей, которые воспитывались под страхом физической расправы, ниже. Ведь их поведение почти всегда продиктовано страхом, а не внутренним убеждением.
- Антон постоянно лжет мне, - говорит мать 12-летнего мальчика, - будто бы сделал домашнюю работу. Даже когда приносит двойки, он говорит, что учительница ошиблась и перепутала дневники. Когда я пошла в школу, ложь сына, разумеется, выяснилась. Классный руководитель предположила, что Антон просто вступил в возраст, когда хочется противопоставить себя авторитетам. К моим нравоучениям Антон остается глух.
Да, бывают обстоятельства, когда требуется нечто большее, чем терпеливые объяснения ребенку последствий его плохого поступка или поведения.
Однако всегда следует различать наказания за один поступок (невыполненное задание) и за другой (последующую затем ложь). Это один из пяти основных принципов, которые детские психотерапевты расценивают как наиболее приемлемые в трудном деле воспитания. Далее следуют советы:
избегать применения физического насилия; придерживаться правила “Наказание должно быть соразмерно проступку”, чтобы не превышать его и не превращать наказание в экзекуцию, пытку; не накладывать заведомо нереальных наказаний, например, со словом “никогда”: “Ты никогда больше не будешь смотреть телевизор!”, “Никогда больше не пойдешь в кино!” и т.д.; рационально относиться к проступку, то есть акцентировать внимание ребенка на тех последствиях, которые его дурное поведение имело, имеет или может иметь для других людей и для него самого в будущем.
Практика показывает, что те дети, которым постоянно объясняли, какие последствия может иметь их плохое поведение, глубже осознавали свой проступок. Когда вы объясняете, что ребенок, не вовремя вернувшийся домой, заставляет вас сильно беспокоиться, вы преподаете ему куда более надежный урок, нежели когда выходите из себя. Родители во время подобных объяснений должны апеллировать к чувству собственного достоинства ребенка и его стремлению быть взрослым.
Однако что конкретно делать с Антоном? Возможно, матери следует ежевечерне проверять его домашнюю работу как минимум в течение месяца-полутора и запретить на весь этот срок смотреть телевизор. Нередко телевизор - главная причина всех подобных неприятностей с домашними заданиями. Матери нужно объяснить Антону, что через месяц она доверит ему выполнять домашнюю работу без проверки. Ей следует признаться, что роль надзирателя ей совсем не по душе и она хотела бы снова доверять сыну, не лезть в его тетради, но… дала слово классной руководительнице, что его домашние тетрадки отныне не будут пусты.
Антон поймет, что есть предел, за который невозможно перейти без последствий. Он должен почувствовать, чего стоит доверие матери, как легко лишиться доверия и как трудно восстанавливать доверие утраченное.
К слову, большинство родителей практикуют такие обычные наказания за плохое поведение, как запрет смотреть телевизор, общаться с друзьями по телефону, отлучаться из дому. Эти наказания могут быть действенными, однако, по существу, они пассивны и никак не взаимосвязаны с проступком.
Более эффективно активное наказание. Скажем, если ребенок неоднократно лгал о причинах позднего возвращения домой, его следует несколько вечеров никуда не отпускать и поручить ему какие-то общеполезные обязанности по дому. Это, во-первых, избавит самого ребенка от праздного шатания из угла в угол с надутыми губами, отвлечет “от обид” и пустых размышлений, а во-вторых, и вам облегчит пару-другую вечеров.
Когда табу на прогулки будет снято, следует подчеркнуть, что доверие пошатнулось, и велеть ему раз или два за вечер позвонить домой. Последнее наказание - за ложь, оно отражает последствия обманутого доверия. Ребенок должен понимать, что два наказания несет за два разных прегрешения. Сидел дома и вытирал пыль с антресолей по вечерам за то, что не возвращался с прогулок к заранее оговоренному сроку. А звонки - за свою ложь, которой он пытался скрасить первый проступок.
Важно, чтобы дети сами увидели и прочувствовали, как один неприглядный проступок может порождать другой. В какую цепь неприятностей может вовлечь их, как трудно бывает из такой цепи порой выпутаться. “Вбить” в ребенка такое понимание невозможно. К тому же ни одно наказание не дает полной гарантии того, что проступок больше не повторится. Что и неудивительно, поскольку все мы, взрослые и дети, не компьютеры, у которых можно механически заменить программу.
Надежда Лазарева,
психолог.
«Друг дома»
«Гавань красоты и здоровья»