Когда речь заходит о даме-начальнике или владелице успешной фирмы, перед глазами сразу возникает образ железной леди. А уж если дама командует мужским коллективом, то нам представляется эдакая воительница с хлыстом в руке — как же иначе совладать с сильным полом?! Но наши очаровательные героини совершенно не согласны с такой позицией: они справляются с мужчинами «без шума и пыли», ухитряясь не очерстветь душой и не остаться у разбитого корыта в личной жизни.
Татьяна Артамонова: «Люблю смотреть на чистые блестящие машины»
Наша справка
Татьяна Артамонова (49 лет), руководит автомоечным комплексом Autokrаva и тремя кафе. Давно и счастливо замужем: уже отгуляли серебряную свадьбу с мужем Александром; есть двое детей — Алексей и Ольга, внук Артем и кот Тимофей. По образованию — архитектор-строитель.
Чем занималась раньше
— Была конструктором на Baltijas terminвls: проектировала сливные емкости для нефтепродуктов, эстакады. Это очень ответственная работа, при поступлении на предприятие мы давали даже расписку о том, что знаем об уголовной ответственности за все ошибки. В институте почему-то об этом не предупреждали... В перестройку подрабатывала бухгалтером.
Как оказалась в мужском бизнесе
— Когда Россия с Латвией раздружились, нефть иссякла, соответственно, и заработки тоже. Я стала искать новое занятие и оказалась на Autokrаva — сначала диспетчером, потом «выросла». Поняла, что менять работу можно и даже полезно в любом возрасте.
Кстати, вы никогда не задумывались, почему уборка цеха считается женской работой, а мойка грузовиков мужской? Забавно, правда? Я вот никакой разницы не вижу.
В Чем заключается работа
— Моя задача — обеспечить работоспособность подразделения. Чтобы рабочие ладили между собой, всегда были аккуратны, выбриты, трезвы, не опаздывали, не убегали со службы в отсутствие начальства и помнили, что «клиент всегда прав». Чтобы работа не стопорилась по ночам: Autokrаva — единственная в Риге круглосуточная мойка, причем для машин абсолютно любых габаритов — мы и крышу моем, и салон чистим. А так как недалеко от нас паромная переправа, то клиенты у нас в любое время — в Евросоюз немытыми не пускают. Если же машина перевозит продукты, то и сертификат о дезинфекции необходим.
Еще я слежу, чтобы всегда была в достатке качественная автохимия: ведь если долго тереть легковушку средством для мытья посуды, она станет чистой, а с грузовиками такое не проходит. Также на мне три кафе, в которых водители перекусывают, пока машина моется. Это значит, что всегда вовремя нужны качественные и свежие продукты. Меню у нас вполне достойное, поэтому очень хочется, чтобы приходили люди и «со стороны».
Особенности руководства мужским коллективом. Не страшно ли стать «мужиком в юбке»?
— Общество мужчин для меня привычно с института: в группе было всего несколько девчонок. На Baltijas terminвls — аналогичная ситуация. Думаю, для меня все равно, кем руководить, — закалившись в РПИ советского образца, я ничего не боюсь. Что касается мужского коллектива, так самое трудное было сформировать его — несколько раз приходилось менять рабочих, зато теперь я полностью им доверяю. С мужчинами работать легко: они более прямолинейны, чем женщины, бесхитростны, всегда готовы прийти на помощь. Они уважают меня за мое техническое образование, позволяющее даже определить поломку (хотя мне этого и не требуется). Им нравится, что у меня, как у любой женщины, есть материнский инстинкт, поэтому я опекаю коллектив и даже защищаю от вышестоящего начальства. К тому же я часто советуюсь с сотрудниками, соглашаюсь, если они предлагают лучшие варианты, нежели я, и спокойно принимаю критику.
Стать «мужиком» не страшно — женщиной я остаюсь всегда. Если утром не успела подкраситься — в кабинете обязательно сделаю это. В свободное время я обожаю шить и вязать, выращиваю комнатные растения. Раньше у нас и огородик был, теперь, правда, времени не хватает. К тому же в семье, которая для меня самое главное в жизни, я никакой не руководитель, а жена, мама и уже три месяца бабушка. Мы с мужем стараемся как можно больше времени проводить вместе: в отпуск лишь однажды поехали без детей, так для меня этот отдых был не в радость — испереживалась вся. За ужином стараемся вместе собраться, дела обсудить. Важные решения коллективно принимаем — у нас каждый имеет право голоса, кроме, пожалуй, кота Тимофея. Сын с семьей сейчас отдельно живет, так я в выходные страюсь добраться до них — приготовить что-то вкусненькое, с внуком позаниматься.
И еще хочу сказать: это неправда, что любовь с годами в лучшем случае превращается в дружбу. Нет, она крепнет, если люди духовно близки — как мы с мужем. Например, у нас всю жизнь было принято не открывать дверь своим ключом, а звонить — чтобы тот, кто дома, мог побежать навстречу и броситься в объятия...
Самое трудное и самое приятное в работе
— Трудно было собирать надежный коллектив. Непросто улаживать конфликты с хамоватыми посетителями. Приятно слышать благодарности клиентов и смотреть на чистенькие и блестящие фуры, автобусы, бензовозы.
Планы
— Так как теперь Европа для нас открыта, очень хочется прокатиться по городам, богатым красотами архитектуры, — порадовать глаза и сердце: все-таки архитектурное образование напоминает о себе. Хорошо бы добраться до Тибета, где живут мудрые монахи и души умерших, где можно окунуться в состояние нирваны. Если не получится — ничего страшного: отправимся, как обычно, в Керчь к родителям мужа. Азовское море успокаивает совсем не хуже.
Жизненное и рабочее кредо
— С радостью встречать каждый день. Никогда не сдаваться.
Елена Кучай: «Решаю проблемы хирургическим путём»
Наша справка
Елена Кучай, возраст — «цветущий». Хозяйка комплекса отдыха Ezerkrasts и части озера Sunорu. Не замужем (но и не одинока), есть 25-летний сын Максим, сформировавшийся серьезный бизнесмен. Образование: консерватория (класс фортепиано), техникум торговли, ЛУ (факультет экономики и торговли).
Чем занималась раньше
— Была пианисткой в симфоническом оркестре, преподавала в музыкальном училище; затем резко сменила профиль и устроилась методистом в министерство торговли; в перестройку начала собственный бизнес в торговле, позже стала директором российского представительства крупной финансовой немецкой компании (офис с видом на Кремль), в последние три года занимается осуществлением заветной мечты — строит гостиничный комплекс.
Как оказалась в мужском бизнесе
— Однажды, прогуливаясь по окрестностям Риги, я оказалась на берегу потрясающе красивого озера Sunорu в Муцениеки. Рабочие вывешивали на березах объявление «продается земля», телефон такой-то. Решение пришло раньше, чем я успела подумать. Рассудив, что работяги вряд ли знают в лицо хозяина участка, я решительно направилась к ним со словами: «Снимайте, я передумала продавать!» — и оказалась единственной претенденткой. А чтобы некуда было отступать, после создания проекта заложила фундаменты всех строений и коммуникации.
А вообще я занялась строительством, потому что хочу быть свободной и обеспеченной даже тогда, когда не смогу или не захочу больше работать. Я привыкла к высокому уровню жизни и другого для себя не представляю.
Я не делю бизнес на мужской и женский, бизнес — это всего-навсего работа. И мужчинам, и женщинам необходимы честность, пунктуальность, независимость, надежность... Но вот что странно: если все это присуще женщине, говорят, что у нее мужской характер. А если мужчина живет за счет подачек, не держит слово, занимается пустой болтовней и даже таскает кого-то за волосы в Думе, никто не назовет его бабой.
Показатель в жизни и работе только один — состоялся человек или нет.
В Чем заключается работа
— Вот мой обычный день: кручусь как белка, причем в буквальном смысле слова, потому что сложно сохранить равновесие на шатких лестницах между этажами (а я хочу знать стройку до последнего гвоздя!); решаю, как выгоднее поменять доллары (на латы или на евро); подсчитываю, сколько понадобится тюнеров; изучаю отличие биотуалета от выгребной ямы; прикидываю, с какой стороны барной стойки удобнее поставить раковину; выясняю, чем одна компьютерная программа бухгалтерского учета отличается от другой; выбираю номер фасадной краски; определяю плюсы и минусы плитки и брусчатки для дорожек; думаю о том, туи какого возраста подойдут оптимально и какого цвета розы будут смотреться эффектнее. А уж посадить собственноручно десяток-другой деревьев — это для меня отдых.
Особенности руководства мужским коллективом. Не страшно ли стать «мужиком в юбке»?
— Не страшно. Все мои поступки имеют женское начало. Объясню на примере: я попросила строителей немного сдвинуть одну стенку и уехала за границу покупать мебель и аппаратуру. Возвращаюсь, а мне объясняют, почему стенку нельзя было двигать. Я схватила ломик и разнесла ее вдребезги — очень жаль было маникюра. Зато рабочие все поняли.
К сожалению, научилась ругаться, орать и стучать кулаком. Но точно знаю, что после окончания стройки смогу отказаться от этого. Не пренебрегаю таким оружием, как слезы. Могу посмеяться, погладить работника по плечу или «внезапно» прижаться к его груди, чтобы пожалел, — они от этого дуреют. А в остальном нет разницы, кем руководить. Понимаем мы друг друга — будем работать долго; нет — решаю проблему «хирургическим» путем: через три минуты не вспомню ни лицо, ни имя этого человека, не говоря уж о номере телефона...
Когда собираюсь на вечеринку или на свидание, мне совершенно не надо переключаться — я никогда не перестаю быть женщиной. Макияж, прическа, маникюр — всегда. На работе я ношу брюки, но они обязательно сексуальны и красиво обтягивают попу; одинаково великолепно чувствую себя в бальном и коктейльном платье или в лыжном костюме. Обожаю украшения.
Самое трудное и самое приятное в работе
— Главная трудность в том, что приходится решать колоссальный объем задач одновременно — до открытия Ezerkrasts остается чуть больше месяца. Перед этим меркнут даже два зимних наводнения, когда я величину озера миллиметрами мерила — оно остановилось в паре-тройке от порога бани. А каково смотреть, как вода уносит газоны, елки — огромные деньги ведь...
Приятно то, что мне оказалось по силам решить вопрос о восстановлении дамбы между Sunорu и речкой Большая Югла — у остальных жителей до этого 25 лет руки не доходили. Теперь все будет в порядке. Приятно, что я всегда в гуще людей: со мной работают человек 50, подавляющее большинство — сильный пол. Приятно видеть в их глазах мужскую заинтересованность. Приятно давать работу и зарплату людям (кстати, скоро мне потребуется огромное количество официантов, барменов, поваров, горничных — милости прошу, дорогие читатели!).
Планы
— Ближнее будущее таково: над пляжем Sunорu развевается голубой флаг, возвещающий, что здесь экологически чистое место; Ezerkrasts переполнен гостями, все счастливы и довольны, купаются, угощаются в ресторане, расслабляются в бане, остаются на ночлег... Официанты и бармены — красивые приветливые парни и девушки — ловят взгляды гостей и тут же приносят все, что отдыхающие пожелают. Я каждый день выхожу во всей красе — в ярком австрийском народном; ведь весь комплекс задуман в австрийском стиле с его стерильной чистотой, радушием, цветами и огромными порциями в ресторанах. Если задумываться о планах на перспективу, то я еще не отдыхала так, как хотела, еще не везде побывала — вот и займусь этим. Мое будущее будет еще красивее, благороднее и наряднее, чем настоящее.
Жизненное и рабочее кредо
— Жить по заповедям Божьим.
Людмила Сухих: «Я всем родным дала «удочку»
Наша справка
Людмила Сухих (56 лет), хозяйка фирмы S&P elektromontвzas darbi и член большой семьи: муж Александр, дочери Татьяна и Марина, сыновья Александр и Максим, внук Калман. Образование — инженер-электрик.
Чем занималась раньше
— Преподавала в РПИ технические основы электротехники, была главным энергетиком завода «Гидрометприбор», «заведовала электричеством» в коммерческой структуре. Бывали времена, когда мне приходилось и яблоками с маминой дачи торговать, чтобы прокормиться; муж тоже сигареты на улице продавал...
Как оказалась в мужском бизнесе
— Случайно. После окончания школы отправились с подругой подавать документы на факультет механики — там дикая очередь, а я очередей не переношу с детства. Смотрю, на факультете энергетики — никого. Вот и поступили. Начали учиться — понравилось. Вот с тех пор и вращаюсь в мужской среде. Когда перестройка началась, с завода всех поувольняли, пришлось мне, главному энергетику, отвечать и за воду, и за газ, и за тепло... Потом поработала в одной фирме, понимая, что там я одна из многих и что чем лучше я работаю, тем больше денег получает «дядя».
А однажды приятель попросил помочь с оформлением документов, связанных с электричеством. Только для этого я должна была свою фирму оформить. Мой брат в три дня с этим управился — вот и пошло. Поначалу страшно было — ужас! Все же лет мне было уже немало, четверо детей, муж-физик с дипломом МГУ как раз без работы остался — как же оставить место, где хоть какую-то зарплату дают? Но страх обычно мобилизует меня, и я решилась отправиться в самостоятельное плавание.
В чем заключается работа
— В том, чтобы в новостройках (хоть в маленьком частном домике, хоть в 15-этажной «башне») появилась вся необходимая электропроводка, розетки, светильники, заземление и т. п.
Особенности руководства мужским коллективом. Не страшно ли стать «мужиком в юбке»?
— Я всегда была среди мужчин. Считаю, что с ними общаться легче, чем с женщинами: они не такие обидчивые. К тому же они понимают: я требую не «от балды», а разбираюсь в том, что мы делаем. Независимо от пола ко всем стараюсь относиться по-человечески, хотя меня порой упрекают за излишнюю мягкость. Я же думаю, что руководить с любовью эффективнее, чем орать. Всегда могу войти в положение, на многое, кроме пьянства, закрыть глаза: даже если человек проштрафился, зачем его увольнять? Он же прибыль приносит. Обязательно дам выходные на свадьбу, на рождение ребенка; денег на год-два одолжить могу — без процентов, естественно. Трижды в год собираемся на корпоративные вечеринки — Рождество, день рождения фирмы и мой. Ресторан для такого дела выбираю сама, стараюсь, чтобы обязательно с караоке — мне нравится досуг организовывать, я в институте культоргом была.
А дома я вообще слабая и беспомощная, с удовольствием подчиняюсь мужу-руководителю, позволяю мальчикам себя баловать, когда с работы прихожу (они замечательно мясо готовят). А я печь люблю — мечтаю сделать кухню в офисе. Например, на пирог «Утопленник» обеденного перерыва хватает: разводим 2/3 пачки дрожжей, смешиваем с 3 яйцами, 1 стаканом муки, 1/2 пачки растопленного маргарина, скатываем в колобок. Опускаем его в кастрюлю с холодной водой и ждем, пока всплывет — воздушный и мягкий. Добавляем стакан сахара, раскатываем на противень, поверху укладываем дольки яблок или варенье и ставим в духовку. Объеденье!
Я люблю красиво одеваться, люблю украшения. Без макияжа я вообще не человек — жалею только, что остальной уход за собой сводится лишь к прическе и маникюру. Зато на отдыхе могу баловать себя без конца. Отдыхаем хорошо — мы с мужем и детьми стараемся дважды в год куда-либо съездить.
Иногда меня, как всякую женщину, посещает идея похудеть. Тогда я спрашиваю сыновей: «Мальчики, я вам нравлюсь?» — «Да, мамочка, мы тебя другой вообще не представляем!» — и я с облегчением гоню прочь мысль о диете.
Самое трудное и самое приятное в работе
— Самое трудное — рано вставать: я по натуре сова и работаю допоздна. Пока муж кофе в постель не принесет, я вообще глаза не могу открыть. Приятное — ощущать трудовой коллектив своей семьей. Почти в прямом смысле слова: у меня работают муж, брат, сын, дочь, зять, лучшая подруга детства. Многие говорят, что смешивать родственные отношения с деловыми опасно, но это не так. Все равно я бы помогала своим родным и друзьям, но все же разумнее было раздать всем по «удочке» — зарабатывайте. А ссоры... Вот поссоримся с мужем вечером, но утром-то все равно по работе надо говорить — так и забываем, что мы «в контрах». Когда же у него что-то не ладится — всегда я виновата: плохо руководила. А я всегда соглашаюсь.
Еще очень приятно слышать слова благодарности от заказчиков за то, что мы все быстро и качественно сделали, обещания «передавать» нас по эстафете своим знакомым. Люблю смотреть, как в темноте окна светятся.
Планы
— Мечтаю, как S&P elektromontвzas darbi переедет в свои владения — я купила землю в Задвинье под офис и склады, а то нам давно тесно: в штате человек 35, и надо бы еще. Хочу создать свою архитектурную фирму: мы все равно вплотную связаны с проектами, так что могли бы и сами все делать. К тому же у знакомых дети толковые подрастают, образование получают... Хочу поскорее достроить дом в Юрмале, чтобы мне туда всех внуков привозили — надеюсь, их у меня будет много. Стану там цветы на клумбах выращивать, травку газонокосилкой стричь. Фирму надеюсь со временем сыну передать, но лет до 70 еще поруковожу — сил у меня много. Я в маму, которая до 70 лет в море врачом ходила...
Жизненное и рабочее кредо
— Идти вперед не оглядываясь, чтобы не зацикливаться на одной ситуации.