Довелось мне во времена бурной молодости поприсутствовать в качестве случайного наблюдателя на бандитской сходке, где велись переговоры по разделу сфер влияния. И поразило меня тогда то, что бандиты образца начала 90-х оказались по манере поведения и разговора в точности похожи на своих экранных прототипов 70-х годов. «Кто с кого «передирает»? – подумал я, помнится.- Создатели ли фильмов и книг с реальных персонажей, или живые бандиты набираются манер с экрана?» И подумав, пришел к выводу, что среди тех бандюганов, с которыми я общался, по пальцам можно пересчитать сильных и талантливых... Не смогли бы они самостоятельно выработать стиль поведения. Все эти «ужимки и прыжки» перекочевали к ним из фильмов, которые они смотрели в детстве...
В середине июня произойдет историческое, можно сказать, событие. 43-летний нью-йоркский продюсер Рассел Симмонс организовал «стрелку», тьфу, прости меня, Господи, саммит известных рэпперов. Миллионеры от шоу-бизнеса будут всерьез обсуждать изменение тематики своих песен. Имена делегатов действительно «звездные» - Эминем, Пафф Дадди, Доктор Дре, Сноуп Догги Дог и прочая, и прочая... Кроме того, на съезде будут присутствовать ведущие продюсеры.
Рассел Симмонс предложил рэпперам постепенно отказаться от написания песен, посвященных проституции, наркотикам и уличной преступности... У меня, правда, возникает вопрос, а о чем же они тогда будут писать – о любви, о вере в Бога, о семейных ценностях? Рэп-культура замешана на насилии, и сменить тематику на противоположную – это выбить ножки из-под стула, на котором она держится. Вообще говоря, я просто не представляю, как эта сходка обойдется без жертв – всему миру известна страсть рэпперов к огнестрельному оружию, когда даже музыкальные фестивали, не говоря уже о дружеских вечеринках, превращаются в полигоны для перестрелок. В такой, как говорится, «friendly fire»... Я думаю, что для нью-йоркских «копов» сама мысль о подобном сборище уже вызывает головную боль.
Тем не менее, возможно, после этой встречи расклад сил в мире рэпа изменится, и «гангстерский рэп» наконец получит мощный удар.
Идея о том, как повлиять на эту субкультуру, которая сама оказывает такое огромное негативное влияние на души молодых людей, давно носилась в воздухе. Сегодня, когда бывшие уличные бандиты, сутенеры и наркоторговцы стали богатыми шоуменами, это выглядит и в самом деле возможным.
Хотя есть мнения и противоположные. Например, один из представителей компании Virgin Records утверждает, что такой форум обречен на поражение: «Многие из этих ребят росли в атмосфере насилия, и это все, что они знают». Иными словами, лириков из этих мастеров неприличного сленга ну уж никак не получится... А вот доходы записывающих компаний упадут, имеется в виду.
Рэп появился лет 25 назад в черных кварталах Нью-Йорка, но расцвел в годы правления Клинтона, когда в Америке был экономический бум, искусственно раздувались интернетовские бизнесы и существовала почти ничем не ограниченная свобода – даже штат Нью-Йорк назывался тогда не «Imperial State», а «State of Liberty», если помните... Кто-то неглупый придумал тогда отмывать денежки от продажи наркотиков, оружия и проституции через шоу-бизнес. Собственно, это происходило и раньше, но не в таких глобальных масштабах. Рэп же подходил для этих целей лучше всего – большинство самих героев «пресловутой» контр-культуры, проводящих свою жизнь в «праджектах», были по уши завязаны в нелегальном бизнесе. Единственным способом легализоваться для них была возможность стать рэппером. Искусство рэпа не требует никаких особых вокальных и поэтических способностей так же, как музыкального или технического образования. Поставил музыкальную болванку, попал в ритм, наговорил частушки о своей нелегкой жизни, перемежая их проклятиями в адрес богатых и сетованиями на несправедливость жизни, – и ты в дамках! Частушки эти, правда, непростые, звучат они на сленге, который сам же и развивался в процессе проникновения рэпа в общество. Содержание их можно, не стесняясь, свести к одной классической советской цитате, заменив слово «приют» на «праджект»: «По приютам я с детства скитался, не имея родного угла, ах, зачем я на свет появился, ах зачем меня мать родила...» Добавить чуть побольше экспрессии, подсыпать агрессии, разбавить все это матерком, подержать на медленном огне СМИ... И все - можно, так сказать, «хавать»!
К середине 90-х рэпперами было скуплено, практически на корню, MTV – некогда прогрессивный видеомузыкальный канал. А куда денешься, если все эфирное время проплачено, да еще так щедро, что всем остальным жанрам места не осталось? Целыми сутками на экране «пальцевали», хватались за причинное место и трясли цепями недовольные своей нелегкой долей афроамериканцы, посылая «ф..к ю» всему миру и обзывая друг друга «мазэф...рами»... Такое круглосуточное промывание мозгов не могло не сказаться – и вот уже белые подростки, начиная с 13-летних и заканчивая 18-летними, обзавелись «цепней», широкими, спадающими до колен штанами и пританцовывающими афро-американскими походками. Нецензурщина, которой, впрочем, и ранее не чуждался Голливуд, в невиданных до того количествах проникла в повседневную «тинейджерскую» речь. Так же, как и представления о том, что совсем не обязательно учиться, чтобы потом тяжело работать – можно жить, не думая о завтрашнем дне, поддерживая свое существование торговлей наркотиками, например. А для разрешения споров совсем не обязательно обращаться к закону – сила у того, кто владеет пистолетом, а еще лучше, нелегально нажитым капиталом. Иначе говоря, новая, с натяжкой говоря, музыка стала стилем жизни. Не то чтобы раньше не было молодежных банд, которые определяли лица целых кварталов в стране, но никогда до того в Америке гангстерский образ жизни не пропагандировался столь широко и навязчиво.
Каждая крупная акция разбогатевших рэпперов, которые, став «шоу-звездами», по привычке занимались нелегальным бизнесом, вызывала невиданный резонанс в широких «тинейджерских» массах – например, известный рэппер Тупак, погибший от руки конкурентов по рэп-бизнесу, устроил в свое время гигантское «барбекю», легально потратив на него около 8 млн. долларов, для жителей гетто в Лос-Анджелесе, того самого, где он провел свое печальное детство. Он же посылал миллионы долларов голодающим африканским детям, разъезжая при этом на безумно дорогих машинах, купленных за «кеш»... То есть, не чужд был общепринятым ценностям, но и себя не забывал.
Года два назад мне попался в руки журнал «Роллинг Стоун», где перечислялись доходы больше всего заработавших в 2002 году поп-звезд. Таблицы делились по колонкам, где указывались заработки музыкантов от концертной деятельности, от продажи музыкальных альбомов, книг и сувениров. Последняя колонка была озаглавлена «прочее». Если рок-звезды большего всего денег получили от концертной деятельности и продажи альбомов, то у рэпперов основные доходы числились в колонке «прочее» и составляли миллионы. Из чего складывается это прочее, нетрудно догадаться.
Сегодня учителя, деятели культуры, общественные и политические деятели хватаются за головы – как это они упустили целое поколение? Администрация Буша предпринимает судорожные усилия, чтобы нейтрализовать разрушительное влияние рэп-культуры на общество... На тех из наиболее одиозных рэп-звезд, кого не застрелили в междоусобных разборках, собирается компромат, после чего следуют аресты. Наиболее хитрые и обеспеченные из них срочно переводят нелегальные капиталы в легальный бизнес, заводя, как Пафф Дадди, например, свои линии одежды... Голливудом срочно разрабатываются новые, альтернативные модели поведения для молодых, идет поиск нового героя – образца для подражания...
Каждое поколение имеет своих кумиров, свой сленг и свои стереотипы поведения. В эпохи, когда люди читали книги, все это приходило из литературы, в эпоху, когда люди смотрели кино – из фильмов. Наше время – время совокупного воздействия всех видов масс-медиа на мозги людей: видео, аудио, газет, журналов, интернета, поэтому манипулировать нами - легче...
Периодически правительства США занимаются пропагандой тех ценностей, которые считаются наиболее важными на текущий момент, как это было, например, во времена поствьетнамского синдрома, когда появились Рэмбо и Роки... Если правительству не до этого, свято место пусто не бывает – рекламой моделей поведения занимаются какие-нибудь другие структуры. И хотя я далек от мысли, что кто-то сознательно насаждал рэп, я не сомневаюсь в другом – тот самый «кто-то» сознательно использовал так ярко вырвавшееся из темноты гетто течение для простой цели – личного обогащения. «Стань богатым или умри», - так называется один из альбомов знаменитого «50 cent». Ничего нового, ничего... По мне, если, как говорится, другой альтернативы нет, лучше бы они не становились богатыми...
Вениамин Артов
«Русский базар»