Как не стать жертвой протекционизма?

Как не стать жертвой протекционизма?

Как не стать жертвой протекционизма?

По уровню дифференциации доходов наша страна уже давно перешла критический порог. Разрыв в доходах между богатыми и бедными в 15 раз показывает, насколько далеко мы находимся от уровня западных стран, для которых разрыв в 7-8 единиц считается серьезной проблемой, с которой правительства этих стран постоянно борются.

В России этот показатель наиболее ярко иллюстрируют автомобили. Москва уже давно обогнала столицы западных стран по уровню продажи «Мерседесов». На «Бентли» в России пишутся чуть ли не за год, а теперь столицу хочет обжить "Ламборджини" …

Российский автопром, судя по всему, находится в стадии полной стагнации, в первую очередь, из-за полного несоответствия между ценой и качеством предлагаемой продукции. Новые импортные машины из-за диких таможенных пошлин дороги, старые – слеплены неизвестно из чего. Из-за этого ездят наши сограждане на некачественных машинах, погибают на дорогах в количествах, превышающих показатели всех западных стран, но изменить эту ситуацию они не в силах.

 Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) и радиокомпания «Маяк» представляют данные о том, какой, по мнению россиян, должна быть государственная программа развития автомобильной промышленности.

Большинство опрошенных высказываются за поддержку отечественных товаропроизводителей и ограничение доступа на российский рынок импортеров из-за рубежа, даже, несмотря на рост цен на продукцию данной  отрасли для российских потребителей и не всегда высокое  качество этой продукции. Такую стратегию россияне рекомендуют и в отношении автомобилестроения (70%).

Когда, в отношении автомобильной промышленности, респондентам была предложена не столь жесткая альтернатива – или протекционизм, или свобода торговли, – то выяснилось, что наиболее распространенное мнение (его придерживаются 39%) такое: государство должно защищать отечественный автопром, но при условии, что параллельно будут защищаться «карманы» наших автомобилистов. Позиции, что государство должно обеспечить защиту российской автомобильной промышленности как «локомотива» всей российской экономики, придерживается немногим меньшее число россиян – 34%. И лишь 16% полагают, что государство не должно проводить здесь протекционистскую политику, они сторонники равной конкуренции отечественного автопрома с мировыми производителями автомобилей.

Высказываются скорее за государственную поддержку автомобильной промышленности, но не в ущерб российских автомобилистам, респонденты до 44 лет; люди, считающие себя  хорошо и средне материально обеспеченными, а также сторонники ЛДПР и «Родины». Скорее за господдержку автомобилестроения как отрасли с целью подъема всей экономики страны – опрошенные от 60-ти и старше, относящие себя к плохо материально обеспеченным, сторонники КПРФ. Мнения распределились почти поровну между этими двумя позициями в возрастной группе 45–59 лет, а также среди избирателей «Единой России».

Отметим также, что точку зрения – против государственной поддержки отрасли и за равную конкуренцию с производителями из других стран – из сторонников ведущих политических партий чаще других разделяют избиратели «Родины» (23%), реже – сторонники КПРФ (10%).

Всероссийские опросы ВЦИОМ проведены 9–10 апреля и 21–22 мая 2005 г. В апреле опрошено 1600 человек в 100 населенных пунктах в 40 областях, краях и республиках России; в мае – 1507 человек в 153 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,4%.

В связи со вступлением в ВТО России придется определиться со стратегией развития целого ряда отраслей экономики. Какой из двух подходов в этой связи должен быть, на ваш взгляд, реализован в следующих секторах российской экономики (апрель 2005 г.)

Отрасли экономики

Стратегия развития отраслей экономики

Поддерживать отечественных товаропроизводителей и ограничивать доступ на российский рынок импортеров из-за рубежа, даже, несмотря на рост цен на продукцию данной  отрасли для российских потребителей и не всегда высокое  качество этой продукции

Отказаться от поддержки российских товаропроизводителей в этой отрасли, снять барьеры на пути зарубежных товаров в Россию

Затрудняюсь ответить

Сельское хозяйство и пищевая промышленность

93

3

5

Производство алкогольной, табачной продукции

76

14

10

Производство одежды, обуви, мебели и т. д.

81

14

6

Автомобилестроение

70

23

7

Самолетостроение

88

6

6

Бытовая техника, электроника

67

26

6

Добыча нефти и газа

91

4

5

Банковские и страховые услуги

80

10

11

Как Вы считаете, должно ли государство принимать меры по защите отечественной  автомобильной промышленности? (май 2005 г.)

Всего опрошенных

Возраст, лет

18–24

25–34

35–44

45–59

60 и старше

Да, должно, так как автомобильная промышленность может стать «локомотивом» российской экономики

34

31

32

32

36

38

Да, должно, если это будут  меры, которые не бьют по карману отечественных автомобилистов

39

43

43

41

39

31

Нет, не должно,  отечественный  автопром должен на равных конкурировать с мировыми производителями автомобилей

16

19

18

20

15

7

Затрудняюсь ответить

11

6

6

7

11

24

Как Вы считаете, должно ли государство принимать меры по защите отечественной  автомобильной промышленности? (май 2005 г.)

Оценка материального положения

Сторонники политических партий

Хорошее и очень хорошее

Среднее

Плохое и очень плохое

«Единая Россия»

КПРФ

ЛДПР

«Родина»

Да, должно, так как автомобильная промышленность может стать «локомотивом» российской экономики

32

33

37

37

37

34

33

Да, должно, если это будут  меры, которые не бьют по карману отечественных автомобилистов

47

41

33

40

33

43

41

Нет, не должно,  отечественный  автопром должен на равных конкурировать с мировыми производителями автомобилей

16

16

14

14

10

16

23

Затрудняюсь ответить

5

10

15

10

20

7

4

 

Оценить статью
(0)