Идеология построения коммунизма в отдельно взятой стране не могла оставить в стороне детей, подрастающих строителей светлого будущего. Для тинэйджеров, как называют сейчас подростков, была создана пионерская организация. Работники идеологического отдела ЦК КПСС понимали, что дети – это не взрослые, которыми управлять легче, используя кнут и пряник. Работа с детьми была поставлена на самый высокий уровень. Судя по всему, эксперимент с равнением на взрослого Ленина, несмотря на массу рассказов о маленьком Володе Ульянове, лучшем ученике, не дал нужного эффекта. Детям нужны были сверстники, которыми можно восхищаться, стремясь походить на кумиров, приблизиться к образу идеального мальчика (или идеальной девочки). В основу был взят Гаврош, пацан, погибший в революционных боях. На смену Гаврошу пришли герои-молодогвардейцы. Есть ли подобные образцы для подражания у современных подростков?
Мифотворчество коммунистических идеологов подарило послевоенному поколению пионеров новых героев. Юных полубогов, пострадавших за победу советского народа в войне против фашистской нечисти. Их имена помнит каждый, кто когда-то носил красный галстук, пел «Взвейтесь кострами», бил в барабан или трубил в горн. Кто помнит священные для каждого школьника той эпохи слова: «Я, вступая в ряды юных пионеров Советского Союза, перед лицом своих товарищей торжественно клянусь…».
Пионеры-герои (миф)
В пантеоне советских детей-полубогов была четверка самых отважных, увенчанных золотыми звездами – Марат Казей, Володя Дубинин, Зина Портнова, Леня Голиков. Помните?
Марат Казей был партизанским разведчиком. Участвовал в рейдах, подрывал вражеские эшелоны. Медаль «За отвагу» получил за бой в январе 1943 года, в котором, раненый, поднял своих товарищей в атаку и пробился сквозь вражеское кольцо. Погиб в мае 1944 года, когда вместе с командиром разведки, возвращаясь с задания, попал в немецкую засаду. Командира убили сразу, Марат был ранен, отстреливался, пока хватало патронов, после швырнул в фашистов гранату, оставив одну себе. Когда немцы подошли ближе, взорвал себя вместе с врагами.
Зина Портнова была членом подпольной комсомольской организации «Юные мстители». Они распространяли листовки, добывали для партизан сведения о действиях немцев. Потом Зина устроилась работать в немецкую столовую для личного состава и, покрутившись там недолго, отравила пищу. Пострадали 100 фашистов. Портнова, чтобы избежать ареста, ушла к партизанам. Когда ей поручили наладить связь с Обольским подпольем, разгромленным захватчиками, Зина сделала это. Но сведения передать своим не удалось – гестаповцы схватили ее по доносу кого-то из предателей. 13 января 1944 года Зину Портнову расстреляли.
Леня Голиков был разведчиком 67 отряда 4-й Ленинградской партизанской бригады. Начинал простым дозорным и наблюдателем, потом научился взрывному делу. Участвовал в 27 боевых операциях. В августе 1942 года Леня Голиков, находясь в разведке, подорвал на шоссе Луга – Псков легковую машину, в которой находился генерал-майор инженерных войск Ричард фон Виртц. В перестрелке Голиков убил генерала, сопровождавшего его офицера и шофера. Потом обыскал машину и обнаружил ценные документы: чертежи и описание новых образцов немецких мин, инспекционные донесения вышестоящему командованию и другие бумаги. За этот подвиг Леня был представлен к званию Героя Советского Союза. Погиб пионер в январе 1943 года.
Тринадцатилетний партизан Володя Дубинин заслужил орден Боевого Красного знамени, сражаясь с фашистами в составе отряда, который располагался в Старокарантинских каменоломнях Крыма. Жизнь в каменоломнях осложнялась тем, что все известные выходы были перекрыты немцами. В разведку посылали самых юных: дети пролезали там, где не пройдет взрослый. Командир юных разведчиков Володя Дубинин семь раз выходил на поверхность. В одном из походов узнал, что фашисты собираются затопить каменоломни, и предупредил командование отряда. Благодаря этому отряд остался цел, затея немцев провалилась. Погиб разведчик 2 января 1942 года, когда помогал морякам, взявшим Керчь, разминировать проходы к каменоломням.
Пионеры-герои (реальность)
Имена этих героев присваивались лучшим пионерским дружинам, ими грезили мальчишки в мечтах о Подвиге. Реальность несколько отличалась от мифа.
Марат Казей не был сиротой с малых лет, как писали в брошюрках о юном герое. Иван Казей, отец Марата, был арестован в 1934 году как «троцкист» и «вредитель». Семья Казея была семьей «врага народа» – их сторонились соседи, сестру Марата, Ариадну, не приняли в комсомол. В 1941 году Анна Казей, мать Марата, была расстреляна немцами за то, что прятала у себя партизан, несмотря на отношение Советской власти, Казеи не ожесточились.
На портрете, висевшем в каждом классе каждой школы огромного Союза, был изображен не Леня Голиков, а его сестра Лида. Семья Голиковых была небогата, фотокарточки считались роскошью. В 1958 году, когда срочно понадобился портрет пионера-героя, художнику позировала младшая сестра Лени.
Лене Голикову и Зине Портновой на момент гибели было по восемнадцать лет – герои были далеко не пионерами, а состояли в ВЛКСМ.
Пожалуй, только Володя Дубинин соответствовал канонам детских героев.
Нужны ли нам пионеры-герои?
Не в том, конечно, смысле, что стоит возродить прекрасную страну Пионерию. А в том смысле, что одним из ключевых моментов патриотического воспитания современных тинэйджеров должен стать Тот, На Кого Будут Равняться. Тот или Те.
Чему учили мифы о пионерах-героях? Патриотизму, любви к Родине, ради которой и жизни не жалко. Как может ребенок, стремящийся во всем походить на своего кумира, на светлый образ юного бойца, обидеть товарища, ударить девочку, украсть что-нибудь? Ведь ребенок воспринимает жизнь как игру, а стремление походить на героя (его личного, детского героя) – и есть игра. Только условия в ней другие – не украсть и не попасться, а стать сильным, смелым. Та же войнушка, в которую играли мы в нашем счастливом детстве, не включала курение в укромных местах, распитие алкоголя, употребление наркотиков. Пусть мы уже не равнялись на пионеров-героев, но прочитанные в школьной библиотеке истории о них оставили след в нашей памяти. Мы играли в войну и никто не хотел быть фрицем, а все хотели быть отважными советскими разведчиками, пробирающимися в тыл врага и подрывающими склад с боеприпасами. Истории о пионерах-героях заложили в наши души именно то, что и должны были заложить: мы привыкли искать себе героев в любой сфере той, прошлой, жизни – отважные индейцы, мушкетеры, футболисты, ученые, космонавты. Вспоминая детство, с удивлением отмечаю, что в нашей дворовой команде не было курящих – никотином мы увлеклись позже, после окончания школы. Но самое главное – мы иначе, чем нынешние дети, понимали слова «с чего начинается Родина…».
Вспомните себя в пионерские годы те, кому есть куда возвращаться памятью, и вы поймете, что современным ребятам нужны герои.