Несмотря на обещания высших чинов
Корпус АПЛ, к которому были приварены устройства, крепящие к подлодке понтоны, был совершенно разъеден ржавчиной.
«Судя по всему, сегодня проблема, связанная с затоплением
АПЛ
Сроки подъема
Такие заявления делали, в частности, главком ВМФ Владимир Куроедов и помощник главкома Игорь Дыгало. Так, в декабре 2004 года, Куроедов заявил: «Мы не отказываемся от плана подъема подлодки. Работа ведется флотом совместно с конструкторским бюро „Малахит“ и голландской компанией „Маммут“.»
«Сегодня в Никольском соборе в Петербурге прошла панихида, и после нее представители „Малахита“ показывали родственникам план подъема», — рассказал корреспонденту «Беллоны вэб» председатель
Накануне «Интерфакс» сообщил, что мать погибшего командира экипажа сопровождения
«Hикто из нас до сих пор не получил четкого ответа: будут ли поднимать наших сыновей, если да, то когда и что для этого делается. Когда погиб „Курск“, вся страна знала о том, как идет подготовка к его подъему.
Сегодня нам не говорят ничего. Такое ощущение, что об экипаже и о нас все давно забыли», — заявила Раиса Лаппа, прибывшая в Петербург с Алтая для участия в траурных мероприятиях.
Проект «Малахита»
«Проект подъема, разработанный „Малахитом“, предполагает, что работы по подъему будут выполняться голландской компанией „Маммут“, которая поднимала „Курск“. Но „Маммут“ требует прежде провести полный мониторинг зоны аварии. Стоимость полного мониторинга составляет 70 млн. рублей, и эти деньги так и не были выделены», — говорит Игорь Курдин.
«Фишка проекта „Малахита“ — в особых захватах, которые разработаны в этом конструкторском бюро. Все остальное оборудование в принципе есть у „Маммута“. В ЦНИИ им. Крылова проводились испытания», — говорит Игорь Курдин.
Как сообщала ранее корреспонденту «Беллоны»
Между тем, для уточнения нюансов предстоящей операции по подъему обследовать
«Черт его знает, когда будет подъем. Шевеления были, но сейчас всё находится в вялотекущей стадии», — говорит Андрей Романченко, представитель ЦНИИ им.Крылова, на площадке которого планировалось проводить отработку всех деталей операции по подъему.
Финансирование
Главная причина, на которую ссылаются российские чиновники — отсутствие финансирования проекта. «Проблема финансирования отчасти связана с тем, что Министерство финансов считает, что на подъем АПЛ должны использоваться средства, регулярно выделяемые Министерством обороны на нужды ВМФ, и выделение дополнительных средств не предполагается, — говорит Игорь Курдин. — Есть проект постановления правительства РФ по подъему АПЛ, но это пока только проект».
По данным «Малахита», распространенным «Интерфаксом», несмотря на то, что проект подъема готов и прошел утверждение в Главном штабе ВМФ России, «два министра — Герман Греф (глава минэкономразвития) и Алексей Кудрин (министр финансов) дали отрицательное заключение на финансирование операции, в связи с чем сама вероятность подъема становится все более нереальной».
В настоящее время, сообщает «Интерфакс», проект по поднятию
«Были предложения использовать деньги Росатома, но это в основном средства, выделяемые консорциумом
Норвежское агентство по радиационной защите, следящее за экологической ситуацией в Баренцевом море, не располагает информацией о планах по подъему подводной лодки. «Мы постоянно посылаем запросы российским властям, (последний раз — в июне), но они отвечают, что пока никаких планов подъема нет», — сказал в интервью корреспонденту «Беллоны вэб» Ингар Амундсен, старший советник агентства.
Экологическая обстановка в районе затопления
АПЛ
«Основываясь на опыте, собранном специалистами по прошлым авариям с затонувшими атомными лодками, как, например, с затоплением
„Комсомольца“ в 1987 году, можно утверждать, что сначала радиоактивное загрязнение произойдет, а скорее всего уже происходит, на локальном уровне», — заявляет эксперт «Беллоны» Александр Никитин.
Если рассматривать более долгосрочные прогнозы, то далее радиоактивное загрязнение начнет распространяться все шире по акватории Баренцева моря. Этой «миграции» будут в особенности подвержены так называемые «горячие частицы», являющиеся результатом любого электрохимического процесса, происходящего в ядерном реакторе. Эти горячие частицы представляют собой микроскопические частицы металла, сильно зараженные
В 1989 году АПЛ
Тот факт, что реакторы затонувшей АПЛ были заглушены с 1989 года, означает, что в активных зонах этих реакторов остался очень низкий уровень энерговыделения. Недостаток энерговыделения означает, что в корпусе реактора больше нет повышенного внутреннего давления, которое могло быть препятствием для проникновения морской воды внутрь, что приведет к коррозии и вымыванию радиации. Дополнительным фактором риска утечки радиации является давление воды на глубине 238 метров, где лежит утонувшая
«В этой связи нам совершенно непонятно полное бездействие российских властей в отношении
На перспективы рынка продажи рыбы из Баренцева моря, как в случае рыболовной промышленности и экспорта рыбы из России, так и в случае рыбной отрасли ее соседа Норвегии, слухи о радиоактивном заражении морепродукта могут произвести сокрушительный эффект.
«Мы полагаем, что это [подъем АПЛ] очень важно, и было бы очень хорошо предотвратить любую возможность утечки радиации, но необходимо оценить экологические риски операции по подъему», — говорит Ингар Амундсен.
«Россия должна тщательно исследовать все возможные технические варианты операции по приведению АПЛ
Имеющийся проект «Малахита» не имеет заключений по оценке воздействия на окружающую среду (ОВОС) и технического обеспечения безопасности (ТОБ), необходимых по российскому законодательству, однако эти расчеты без проведения полного мониторинга сделать невозможно. Как заявляют представители «Малахита», в случае начала финансирования, «говорить о возможном начале операции можно будет не ранее 2007 года, так как последний месяц, когда, учитывая северные климатические условия, можно было проводить морской мониторинг, уже упущен». «Планы по подъему всерьез не обсуждаются и не финансируются. Можно сделать вывод, что в ближайшие