В качестве одного из «слабых мест» организации обеспечения льготников снова были названы отсутствие в федеральном бюджете средств на лекарства для не-инвалидных категорий граждан, нуждающихся в постоянном лечении (больных бронхиальной астмой, часть больных сахарным диабетом, психическими заболеваниями) и детей до трех лет. Сейчас Госдума работает над этими вопросами. Также была внесена поправка по поводу обеспечения больных так называемыми «медицинскими изделиями»: тест-полосками, шприцами и т.д. Яковлева считает, что внесение этой поправки «стимульнет» правительство на решение этой проблемы. Но никаких сроков так и не было названо.
На пресс-конференции прозвучал вопрос о существовании приказа Минздрава, обязывающего врачей выписывать льготниками дешевые отечественные препараты. Хабриев заявил, что ему о существовании такого приказа ничего неизвестно, а Яковлева сослалась на произвол региональных властей, которые – не исключено – такие приказы издают. Инструкция по использованию только международных непатентованных названий препаратов, по словам чиновников, носит только рекомендательный характер. Если есть необходимость указать конкретный препарат по торговому наименованию, врачи это могут делать.
Хабриев сообщил, что никакого дефицита бюджета программы по обеспечению льготников лекарствами в связи с отказом 46% участников от натуральных льгот не предполагается. Многие из тех, кто оставил себе соцпакет, не получают лекарства или получают их на меньшую чем 350 р. сумму. Таким образом, работает страховой принцип: те, кому требуется на лечение большая сумма, получают ее за счет тех, кому нужно поменьше. Предложенная Хабриевым арифметика поступления и расходования средств очень проста: если сейчас в программе осталось 7 млн. льготников, которые получают по 350 рублей в месяц, то общая сумма поступлений в программу в 2006 году – около 28 млрд. рублей, что примерно соответствует потребностям в лекарствах – 30 млрд. руб. Не знаем, как там считалась потребность в лекарствах, но очевидно, что получают их далеко не все, кто нуждается. Вспомним хотя бы деление носителей вируса иммунодефицита на «социально перспективных» и нет, предназначенное для экономии государственных средств на дорогостоящем лечении. А фактически, означающее смертный приговор для признанных «неперспективными».
Несмотря на оптимистичные заявления о благополучности программы соцпакета, в ближайшие месяцы будет разработана процедура возвращения «льготников-беглецов» обратно к натуральным льготам. Хабриев уверен, что среди покинувших программу были те, кто погорячились, и надо им предоставить возможность исправить свою ошибку. И в любом случае, льготники смогут сделать новый выбор до 1 октября 2006 года – о форме получения льгот на 2007.
Складывается впечатление, что единственным предназначением пресс-конференции было продемонстрировать "хорошую мину при плохой игре" и предупредить «панические» публикации в прессе. Ведь ранее чиновники заявляли, что больше чем на 25% отказников не рассчитывают. Когда же от соцпакета отказалась треть льготников, региональные власти стали заявлять о реальной угрозе срыва выплат из-за отсутствия денег на эти цели в бюджете, а Хабриев не нашел ничего лучшего как пригрозить ушедшим от соцпакета льготникам внеочередным переосвидетельствованием с последующим понижением степени утраты трудоспособности и денежных выплат. Запугать, однако, не удалось и в результате, как видим, итоговая цифра превзошла самые «смелые» ожидания чиновников из Минздрава. Между тем, опрос льготников о причинах отказа показал, что основной является фактическая невозможность реализовать право на получение нужного лекарства. Крайне усложнилась процедура выписки льготного рецепта, а в аптеках предлагают, пользуясь полученным правом, «то, что есть», т.е. дешевые аналоги привычных лекарств.
Даже такие категории, которые жизненно-важными лекарствами вроде бы обеспечены, например, диабетики, жалуются на то, что лишились возможности получать бесплатно т.н. медицинские изделия. А крайне важное для лечения осложнений средство "сумодексин" формально в список включили, но в инструкциях, которыми пользуются при выписке рецептов врачи, его нет и больным предлагают покупать его за свой счет. Побьется человек об эту бюрократически-безответственную стену, а потом плюнет на все и пишет отказное письмо, руководствуясь не столько расчетами, сколько чувством протеста.
Что касается перспектив программы льготного лекарственного обеспечения, то на ближайшее время она вряд ли будет свернута. Дело, конечно, не в том, что приведенные Хабриевым расчеты о доходах и расходов верны. Пока бюджет ломится от нефтяных денег, дополнительные средства на восполнение дефицита Фонда социального страхования, из которого оплачивается данная программа, найдутся. Хотя бы ради путинского рейтинга. Но, если госдоходы сократятся, можно не сомневаться, что эта программа будет выброшена за борт одной из первых. Впрочем, и сейчас льготникам расслабляться не стоит. Процитированные выше потуги чиновников свести «дебет с кредитом» означают лишь то, что лишение нуждающихся в лекарствах при наличии формального права возможности реально их получить будет в следующем году осуществляться еще более нагло и в больших масштабах.