Некоторая часть российских экспертов и политтехнологов уже не первый месяц кочует по постсоветским просторам в ожидании «бархатной революции». Периодически в СМИ появляются комментарии, фиксирующие над Евразией то оранжевые зарницы, то предреволюционное затишье.
Насколько актуальны подобные ожидания в отношении среднеазиатских государств, как будут проходить политические процессы в Центральной Азии, и какова роль России в этом регионе? В ходе дискуссии, организованной 25 ноября
Пожалуй, главное, в чем сошлись политологи, это нелестная оценка самоуверенных действий Соединенных Штатов Америки в Центральной Азии. «Именно неумелая непрофессиональная политика США на этом пространстве подталкивает среднеазиатские элиты к возвращению к союзническим отношениям с Россией», — считает Виталий Третьяков. Тем более что, по словам эксперта, «все постсоветское пространство входит в зону исторической ответственности российского государства».
«России не следует уходить из Средней Азии», — уверен Сергей Марков. По словам политолога, уход России из региона приведет к его дестабилизации, а американское присутствие не только это не предотвратит, но и подтолкнет регион к хаосу. «США с идеей продвижения демократии американского образца являются фактором нестабильности в исламском мире, так как своей некомпетентной и неразумной политикой они усиливают радикальный исламизм», — подчеркнул Марков.
По его мнению, очагом социального взрыва может стать густонаселенная Ферганская долина, которую сегодня контролируют несколько государств региона. По прогнозу Сергея Маркова, в случае начала вооруженного конфликта в Ферганской долине плохо оформленные границы России захлестнут миллионные потоки беженцев.
"Там будет сформирован крупнейший очаг радикального исламизма, причем главную роль здесь будет играть
После того, как 14 ноября в Кремле Владимир Путин и Ислам Каримов подписали Договор о союзнических отношениях между Россией и Узбекистаном, Ташкент
Напомним, что инициатором такого сближения стал узбекский лидер, пересмотревший свой внешнеполитический курс после событий в Андижане. Ташкент демонстративно вышел из поддерживаемого американцами блока ГУУАМ, созданного в противовес влиянию России в СНГ, заявил о присоединении к ЕврАзЭС, резко активизировал контакты по линии Организации Договора о Коллективной Безопасности. Кроме того, Ташкент активизировал переговоры о размещении на территории Узбекистана российской военной базы.
«После андижанских событий нападки на Каримова со стороны Запада стали для узбекского руководства шокирующим разочарованием», — заметил Виталий Третьяков. Он также напомнил об отказе американцев платить Ташкенту за аренду военной базы и помощь при военной операции в Афганистане, что тоже не добавило Соединенным Штатам уважения в глазах среднеазиатских элит.
«Это реальный стратегический поворот Каримова в сторону России, по крайней мере, до конца его правления, а он, покинув президентский пост, уходить из политики не собирается», — так Третьяков охарактеризовал новый формат
«В свое время узбекский лидер сделал ставку на США, но после того, как Каримова вслед за Милошевичем потащили в Гаагу, он сменил ориентацию на Москву», — согласился с коллегой Сергей Марков.
"Среднеазиатским элитам удобнее иметь дело с Россией, которая не отдаст президентов под суд, а простит и приголубит. Год после «оранжевой революции» отрезвил многих", — заключил Виталий Третьяков.
До последнего времени главным союзником Москвы был Казахстан. Сегодня, когда эта страна демонстрирует лучшие в СНГ темпы экономического роста, вопрос о внешнеполитической ориентации Астаны становится все более острым. Не будут ли предстоящие выборы президента поворотными для Казахстана, не ждет ли Москву казахский майдан?
«Если Казахстан пойдет по пути ориентации на США, то его элиту ждет глубочайшее разочарование», — уверен Сергей Марков. По мнению политолога, сегодня слишком многие в Евразии желают видеть в Соединенных Штатах арбитра, но вот насколько такой арбитр удобен для правящего слоя? «Малейший сбой в политике казахстанского руководства (вроде андижанских событий), — и оно будет поставлено США в очень неудобное положение», — считает Марков.
По мнению Виталия Третьякова, «казахская элита уже прошла период влюбленности в Америку». «Еще недавно Нурсултана Назарбаева мучила головная боль, было сомнение: а не поступят ли американцы с ним, как поступили с Акаевым в Киргизии? Сейчас по ряду причин Назарбаев успокоился, американцы решили Назарбаева не валить», — сказал Третьяков.
Причины, по которым Казахстан обойдут бури «бархатной революции», эксперт разделил на внутренние и внешние.
"Однако все эти внутренние обстоятельства никого бы не остановили, если бы в тиши кабинетов некой страны вызрело решение «мочить», — полагает Виталий Третьяков.
По мнению эксперта, американцы сочли опыт киргизкой революции неудовлетворительным для того, чтобы распространять его на другие страны региона. «В Киргизии хаос, который неизвестно чем закончиться, там убивают революционных депутатов, а на их место баллотируются ставленники усилившейся наркомафии», — заметил эксперт. По его словам, допустить развитие такого сценария в Казахстане американцы не могут, имея в этой стране нефтяные интересы.
«Казахстан
Итак, в ближайшее время «бархатных революций» в южном подбрюшье России не намечается. По мнению Виталия Третьякова, главная проблема, которая сейчас стоит перед странами Средней Азии — «это подготовка условий для реинтеграции с Россией». Насколько это справедливо для всех государств региона пока не ясно, но вот с Узбекистаном процесс пошел. В любом случае, Москва может усилить свои позиции, условия для этого есть. По словам Сергея Маркова, «главным союзником России в Средней Азии стало большинство граждан этих стран, особенно среди образованного класса».