Импичмент вместо инаугурации?

Импичмент вместо инаугурации?

Импичмент вместо инаугурации?

Международная комиссия по расследованию коррупции в руководстве Казахстана (Комиссия Заманбека Нуркадилова) направила сенсационные признания Дж. Гиффена депутатам казахского парламента:




ОБРАЩЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ КОМИССИИ ПО РАССЛЕДОВАНИЮ КОРРУПЦИИ В РУКОВОДСТВЕ КАЗАХСТАНА (КОМИССИЯ. З. НУРКАДИЛОВА)
К ДЕПУТАТАМ ПАРЛАМЕНТА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН В СВЯЗИ С ОБСТОЯТЕЛЬСТВАМИ, РАСКРЫВШИМИСЯ В ХОДЕ ПОДГОТОВКИ СУДЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО ДЕЛУ «КАЗАХГЕЙТ» В СУДЕ ЮЖНОГО ОКРУГА Г. НЬЮ-ЙОРК, США

Женева, 10 января 2006 г.

Уважаемые господа депутаты, члены Мажилиса и Сената Республики Казахстан!
Текст этого обращения направлен каждому из Вас персонально через систему электронной почты парламента Республики Казахстан. Поэтому ни один из Ваших коллег-парламентариев не сможет сказать, что не знаком с фактами, которые приводятся в настоящем обращении и прилагаемых к нему документах.
Как уже сообщала Комиссия З. Нуркадилова, в ее распоряжение поступил документ чрезвычайной важности, раскрывающий во всех подробностях обстоятельства сотрудничества американского гражданина Джеймса Гиффена с президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым и бывшим премьер-министром Нурланом Балгимбаевым. Речь идет о направленном в суд «Меморандуме обвиняемого Дж. Гиффена с возражениями против Раздела 6 Обвинительного заключения, касающегося секретной информации»
Авторами меморандума являются адвокаты Дж. Гиффена — Уильям Шварц, Стивен Коэн, Мэтью Бек и Кевин Гэлбрейт. Документ исполнен на 30 страницах, снабжен грифами о хранении в секретной части и опечатывании его офицером безопасности. В меморандуме из соображений секретности вымараны все названия разведывательных организаций, имена агентов разведки и обстоятельства операций, которые до сих пор могут проводиться спецслужбами США в Казахстане.
По содержанию меморандум выражает возражения защитников Дж. Гиффена на позицию, занятую прокуратурой и другими правительственными органами США в вопросе о рассекречивании связей Дж. Гиффена и Н. Назарбаева с Центральным разведывательным управлением США и другими специальными службами. Из Меморандума становится видно, какого рода информация будет опубликована в ходе судебных слушаний по делу «Казахгейт» в части деятельности Дж. Гиффена в качестве ближайшего сотрудника президента Н. Назарбаева. Адвокаты Дж. Гиффена пишут:

10 января 2005 года, согласно правилу 12.3 Федеральных правил уголовного судопроизводства, разделу 5 Закона о закрытой информации (CIPA) и Распоряжению суда от 26 ноября 2004 г., защита подала документальное представление, содержащее краткое описание закрытой информации, которую бы мы хотели представить на процессе (далее именуемое как «Представление»).
С целью продемонстрировать представление г-на Гиффена о событиях по данному делу в должном контексте, в Представлении описывается, как в течение последних лет существования Советского Союза устанавливались доверительные отношения между г-ном Гиффеном и различными ведомствами правительства США, включая [ЦРУ].
Как детально описывается в Представлении, начиная с семидесятых годов и вплоть до распада СССР, г-н Гиффен являлся важным источником информации о Советском Союзе и его руководстве, а также средством общения между США и советскими чиновниками.
В результате многочисленных услуг, оказанных им американскому правительству и [ЦРУ] в этот период, к моменту падения СССР г-н Гиффен осознал, что играл важную роль в продвижении национальных интересов США. Американское правительство укрепляло его в этом убеждении. Действительно, по крайней мере один раз г-на Гиффена даже поставили в известность, что его информация о реакции Генерального секретаря Горбачева на саммит была передана самому Президенту США (Представление 4–7).
С падением СССР и провозглашением Казахстаном своей независимости в декабре 1991 г., г-н Гиффен перенес внимание на новую независимую Республику Казахстан. В начале 1992 г. Президент Республики, Нурсултан Назарбаев, с которым г-н Гиффен был знаком с московских времен, нанял г-на Гиффена в качестве помощника для привлечения иностранных инвестиций, в которых остро нуждалась страна, а также для консультирования по вопросам осуществления нефтяных сделок.
В течение следующих нескольких лет г-н Гиффен стал играть еще более важную роль, так как он был назначен на ряд серьезных должностей в казахстанском правительстве и стал важным советником по многочисленным вопросам, касающимся, среди прочего, аспектов экономического развития, создания стабильной финансовой инфраструктуры, военной и национальной безопасности Казахстана, а также развития демократических институтов и соответствующих планов США. Как результат, он регулярно общался с Президентом и высшими должностными лицами, а его личные дружеские отношения с Президентом и его советниками еще больше укрепились (Представление 8–9).
По мере расширения роли г-на Гиффена в Казахстане, [ЦРУ] США искало способа расширить взаимоотношения, заложенные в советские времена. Так, [связные ЦРУ] продолжал регулярно с ним встречаться и добивался от него детальной информации о [руководстве] Республики Казахстан.


Документ подробно описывает и высоко оценивается пользу для США той разведывательной деятельность, которую Дж. Гиффен развернул в независимом Казахстане. Адвокаты Дж. Гиффена подробно исследуют, как их подзащитный подкупал президента Казахстана Назарбаева и министра нефти и газа, а затем — премьер-министра Балгимбаева, какие счета он для них открывал и какие суммы переводил.
Меморандум подтверждает, что каждое противоправное действие Дж. Гиффена по созданию целой сети тайных оффшорных компаний и счетов на имя Н. Назарбаева, Н. Балгимбаева и членов их семей — каждое такое действие предварительно было согласовано в ЦРУ. Американская разведка знала не только номера счетов, но и суммы, которые туда переводились.

Г-н
Гиффен поставил в известность [ЦРУ] о действиях, легших в основу обвинения, и [ЦРУ] санкционировал и поощрял его продолжать эти действия. Таким образом, г-н Гиффен не только детально описал [ЦРУ] подробности многочисленных нефтяных сделок, по которым работал, но также объяснил, что Президент Назарбаев инициировал и одобрил открытие тайных оффшорных счетов, на которые должны были переводиться деньги от этих сделок, дабы иметь в своем распоряжении средства, которые он мог бы расходовать по своему усмотрению. Кроме того, г-н Гиффен сообщил, что по указанию Президента Назарбаева, им было организовано открытие ряда подобных счетов, включая центральный счет и ряд субсчетов.
Он рассказал, что Президент хотел, чтобы данные счета и движение денег на них держались в секрете, т.е. о них не знали нефтяные компании, другие члены правительства Казахстана и казахстанская общественность. Г-н Гиффен объяснил [ЦРУ], что сложные, непрозрачные операции были разработаны специально для того, чтобы переводить средства, получаемые от нефтяных сделок на секретные швейцарские счета.
В качестве примера он сообщил [ЦРУ], что миллионы долларов из гонораров, выплаченных компанией Mobil Oil компании Mercator от имени Республики за работу по тенгизской сделке, были на самом деле переведены обратно на тайные швейцарские банковские счета по подложной контрактной договоренности с компанией Nichem.
Г-н
Гиффен также сообщил [ЦРУ], что компанией Mercator был открыт транзитный счет в Нью-Йорке, на который также поступали деньги из ложных гонораров, но который использовался для осуществления покупок и оплаты расходов по указке казахстанских чиновников.
И, наконец, г-н Гиффен регулярно ставил в известность офицеров [ЦРУ] об общем и конкретном расходовании средств, как с тайных швейцарских счетов, так и с «транзитного» счета. Расходы, о которых сообщал г-н Гиффен, включали, но не ограничивались, снятием наличных денежных средств для путешествий казахстанских делегаций, для приобретения дорогостоящих украшений и других товаров потребления. (Представление 14–18).


С самого начала своей деятельности в качестве агента США в Казахстане Дж. Гиффен подробно информировал правительство своей страны о масштабах коррумпированности высшего руководства Казахстана и в первую очередь — Н. Назарбаева и его семьи. Дж. Гиффен скрыто использовал эти качества президента страны для получения преимуществ американскими компаниями, доступа к секретной информации и влияния на внешнюю политику Казахстана.
Естественно, что адвокаты Дж. Гиффена рассматривают продажность и алчность руководства Казахстана как объективные условия, в которых приходилось работать их клиенту, а многомиллионные взятки — неприятной необходимостью, которая не наносила особого ущерба бюджету США, поскольку все взятки в дальнейшем компенсировались низкими налогами и другими преференциями.

Контакты г-на Гиффена с [ЦРУ] продолжались даже после публичных сообщений, появившихся в середине 1999 г. о том, что швейцарское правительство предприняло расследование в отношении казахстанского правительства и его использования банковской системы Швейцарии (Представление 17–20).
Недавно поступившая информация от правительства США фактически подтверждает, что в течение всего рассматриваемого здесь периода, деятельность г-на Гиффена вызывала поощрения [правительства США] (см. CIPA 125, приложение 1).
Более того, поставляемая г-ном Гиффеном информация носила настолько важный характер, что внутренние отчеты [ЦРУ] предупреждали, что личность Гиффена не должна разглашаться. (См. CIPA 115, 127, приложения 2 и 3).


Благодаря многомиллионным взяткам и множеству сомнительных услуг, оказанных Дж. Гиффеном Н. Назарбаеву, американский советник приобрел непомерное влияние на государственный аппарат Казахстана и принятие решений высшим руководством страны. Он не только вмешивался в вопросы представления концессий на добычу нефти, но и лоббировал назначение своих ставленников в качестве министров, руководителей ведомств и даже премьер-министра (Н. Балгимбаева).

Г-н
Гиффен сообщил офицерам [ЦРУ] о шагах, предпринимаемых им по указанию Президента Назарбаева для тайного перевода миллионов долларов на неучтенные счета в швейцарских банках, причем некоторые из этих счетов, которые он помог открыть на имя третьих лиц, контролировались Президентом, его заместителями и доверенными лицами. Он сообщил об использовавшейся системе основных счетов и субсчетов. Он рассказал им, что часть рассматриваемых здесь средств были заведомо ложно представлены как гонорар компании Mercator, хотя истинным намерением являлось перевести данные средства со счетов компании на счета, контролировавшиеся Президентом.
Он рассказал также, что с целью сохранения данных счетов в тайне была разработана система непрозрачных операций для увода нефтяных доходов со счетов казахстанского казначейства и других правительственных счетов.
Особо он обсудил фиктивный договор с компанией Nichem, использовавшийся, как это названо в обвинительном заключении, для «отмывания» якобы причитавшихся компании Mercator гонораров, переводимых на швейцарские банковские счета. Как будто всего этого было недостаточно, г-н Гиффен сообщил офицерам [ЦРУ] — в общем, и в частном — о том, как Президент и его министры используют средства, хранящиеся на швейцарских счетах.


Дж. Гиффен также активно воздействовал на формирование структуры правительства, в частности он добился создания специального Агентства по стратегическому планированию, для которого также создавал секретные банковские счета, осуществлял секретные переводы многомиллионных сумм и контролировал их расходование.
Параллельно с подкупом Дж. Гиффен вел разведывательно-вербовочные мероприятия, получал и передавал информацию геополитического характера, которая была необходима правительству США для проведения эффективной политики в Центральной Азии и России. В частности, отмечается исключительное влияние, которое Дж. Гиффен благодаря многомиллионным выплатам имел на Н. Назарбаева и Н. Балгимбаева. В результате этого влияния многолетние контракты на добычу казахской нефти получили определенные американские нефтедобывающие корпорации. Защита Гиффена видит в этом оправдывающий момент, который освобождает его от ответственности за заслуги перед своей родиной.

Кроме конкретного подкупа, Закон о даче взяток чиновникам за рубежом требует, чтобы обвинение доказало, что г-ном Гиффеном двигал мотив, связанный с продвижением его бизнеса.
Кодекс США (15 USC, пар. 78dd-2(a)) запрещает производить коррупционные выплаты с целью «получения [] или сохранения [] бизнеса». Г-н Гиффен должен, таким образом, получить разрешение доказать наличие у него мотива, альтернативного тому, о котором утверждает правительство.
Если присяжные определят, что г-н Гиффен действовал в целях [правительства США] для того, чтобы оказать содействие США, а не ради своего бизнеса, им придется оправдать его. Он имеет право представить доказательства, подкрепляющие его утверждение о том, что им двигало не желание заполучить или удержать бизнес в собственных целях, а сотрудничество с [ЦРУ] для служения национальным интересам США.


Комиссия З. Нуркадилова приняла решение опубликовать меморандум защиты Дж. Гиффена для того, чтобы сделать предметом публичного обсуждения факты сотрудничества граждан Казахстана Н. Назарбаева и Н. Балгимбаева с иностранной разведкой, а также предательства ими национальных интересов страны, нарушения присяги, данной ими при вступлении в должности президента Республики Казахстан и премьер-министра Республики Казахстан.
Комиссия З. Нуркадилова считает, что Генеральный прокурор Республики Казахстан обязан начать расследование по фактам измены Родине названными лицами, а парламент Республики Казахстан должен сформировать комиссию для расследования обстоятельств этого дела.
Центральная избирательная комиссия Республики Казахстан обязана отменить результаты выборов 4 декабря 2005 г. по вновь открывшимся обстоятельствами, в частности, потому, что кандидат Н. Назарбаев не указал в своей декларации доходов и имущества около 89 млн. долларов США, хранящихся на его счетах в швейцарских банках.
Оригинал документа публикуется Комиссией З. Нуркадилова для широкого ознакомления и обсуждения. Государственные органы Республики Казахстан могут обратиться за разъяснениями по существу приведенных в нем фактов в Министерство юстиции США, Центральное разведывательное управление США, а также направить наблюдателей в суд Южного федерального округа г. Нью-Йорка, где в конце января должно состояться очередное распорядительное заседание, а в апреле 2006 г. — публичные слушания по делу «Казахгейт» в полном объеме.

Международная комиссия по расследованию коррупции в руководстве Казахстана
Женева, 10 января 2006 г.
Mailto: ictkaz@gmail.com

Приложение:
оригинал документа на веб-сайте www.ictk.info

Оценить статью
(0)