Группа участников мартовской «Революции тюльпанов», приведшей к власти нынешнюю администрацию, требует проведения в стране кардинальных реформ, заявляя, что после революции ничего не изменилось.
24 декабря 2005 года в Бишкеке состоялся
Организаторами
Бекназарову при новой власти достался пост генерального прокурора. Он с большим рвением взялся расследовать дела, связанные с коррупцией среди бывших акаевских чиновников, но в сентябре был неожиданно отправлен в отставку. Отунбаева — опытный дипломатический работник — занимала в переходном правительстве должность министра иностранных дел, однако стала одной из шести министерских кандидатур, отвергнутых парламентом в конце сентября.
Ныне Бекназаров и Отунбаева в числе лидеров
Участники декабрьского народного Курултая выразили недовольство отсутствием коренных изменений после смены власти и объявили мартовские события только первым этапом революции, за которым должен последовать этап реальных революционных преобразований.
Один из главных спикеров Курултая — Азимбек Бекназаров — заявил: «Мы совершили ошибки, и революция не завершилась. Главной ошибкой было то, что мы пошли по правовому пути, вместо того, чтобы создать революционный комитет и временное правительство».
По итогам форума был принят ряд важных резолюций и предложений, среди которых следующие: назначить на 26 февраля 2006 года референдум по вопросу о государственном устройстве Кыргызстана, признать дату 24 марта праздничным Днем народной революции, новым властям Кыргызстана 24 марта 2006 года представить отчет перед народом о своих достижениях, уволить чиновников, работавших при акаевской власти, и объявить мораторий на продажу собственности, незаконно присвоенной семьей президента Акаева.
Председатель «Революционного комитета народного контроля» Назарбек Нышанов недоволен тем, что система власти в стране не изменилась. «Акаевская система остается прежней. Проблемы, существовавшие при Акаеве, остаются нерешенными. Даже Конституция, принятая при Акаеве, остается неизменной», — сказал он.
После всенародного избрания на президентский пост в июле Курманбек Бакиев сформировал специальный орган — Конституционное совещание, задачей которого стала разработка фундаментальных поправок в Конституцию. В ноябре КС представило проект поправок, однако возникшие затем разногласия по принципиальным вопросам — например, об устройстве государственной власти — заставили Бакиева отказаться от скорейшего утверждения документа. Вместо этого речь идет о проведении до конца 2006 года всенародного референдума по изменению Конституции.
Многие из участников Курултая выражали недовольство тем, что правительство не смогло в кратчайшие сроки реформировать Конституцию.
"На протяжении
Представители власти не склонны придавать значение народному Курултаю и его решениям. «Что будет, если каждый Курултай будет принимать всякие решения? — заявил председатель Верховного суда Курманбек Осмонов. — Курултай не имеет ни юридического, ни морального права принимать такие решения».
Председатель президентского комитета по правам человека Турсунбек Акун не согласен с критикой правительства, озвученной участниками Курултая. «До сих пор правительство работало, так сказать, над тушением пожара, — сказал он. — У власти еще не было возможности нормально работать. Теперь, Бог даст, начнут решаться проблемы. Я не согласен с теми, кто говорит, что нет никаких сдвигов».
Одной из главных претензий к нынешней власти, озвученных участниками форума, стало присутствие в составе правительства чиновников, работавших в правительстве при Акаеве. В ходе работы Курултая был составлен список из 43 чиновников, работавших при прежней власти, которые, по мнению участников, не должны привлекаться к государственной службе.
«В настоящее время у власти сидят те же акаевские чиновники. Против некоторых из них даже возбуждены уголовные дела», — заявил Бекназаров, добавив, что президент Бакиев игнорирует мнение своих соратников по революции, помогших ему прийти к власти.
«Хорошо, что объявили такой список, — считает бывший депутат, сопредседатель Национального движения Кыргызстана Болот Байкожоев. — Люди, нарушившие закон во время правления Акаева, должны нести ответственность. По делам оглашенных в списке людей должно вестись следствие».
Министр образования Досбол
Один из соратников Акаева — бывший зам. главы президентской администрации Болот Жанузаков — тоже не видит смысла в подобном списке. «Во время правления Акаева кто только ни работал. И Бакиев, и Кулов, и Сыдыков, и Сарыгулов… Но мы работали не для Акаева, а для народа», — сказал Жанузаков.
Предыдущий народный Курултай созывался перед событиями 24 марта — 17 и 18 марта в городах Жалалабад и Ош, захваченных сторонниками оппозиции. До этого три Курултая так же проводились оппозиционными политическими силами.
Но что же новые революционеры реально могут сделать, чтобы добиться действительно революционных изменений в кыргызском обществе?
Возможно, общее мнение выразила делегатка из Жалалабада Анара Исмаилова, которая сказала: «Ушла голова Аскара Акаева, а тело, руки, ноги остались во власти. Если они не уйдут, будем делать вторую революцию».
Перед самым Новым годом — 27 декабря — напротив «Белого дома» на пикет вышли представители возглавляемого Нышановым «Революционного комитета». Они стояли с плакатами: «Революционная власть не оправдала надежды».
Участница этого пикета — бишкекчанка Гульбара Сулайманова — сказала IWPR: «После революции не было радикальных действий. Только и занимаются дележкой кресел и перераспределением собственности. У власти нет ни одной антикризисной программы. У них, наверное, нет никаких мыслей о том, как сделать жизнь людей лучше».