С рабочим визитом Минск посетил Дирк Шюбель — руководитель отдела политики, прессы и информации Представительства Еврокомиссии в Украине и Беларуси с офисом в Киеве. У него состоялись встречи в МИД, других госструктурах, избирательных штабах оппозиционных кандидатов в президенты, с представителями гражданского общества и СМИ. По его словам, уже в этом году Представительство планирует ввести должность Временного поверенного в делах Беларуси.
До недавнего времени эта организация охватывала своей деятельностью еще одну страну — Молдову. Однако ее власти, которые не скрывают своей приверженности европейскому выбору, дали согласие на размещение в Кишиневе самостоятельного офиса. И теперь в сфере ведения «киевлян» остаются Украина и Беларусь.
Свое предложение Еврокомиссия делала не только властям Молдовы, но и Беларуси. Однако официальный Минск под разными предлогами продолжает уходить от ясного ответа и конкретных действий. И это хорошо показывает один, но исключительно яркий пример. Руководитель киевского Офиса Еврокомиссии посол Ян Боуг (Великобритания) вручил копии своих верительных грамот министру иностранных дел Беларуси Сергею Мартынову еще в марте 2004 года. Однако до сих пор не вручены оригиналы верительных грамот президенту Лукашенко. Сложившуюся ситуацию руководитель Представительства Еврокомиссии объясняет так: «Это зависит не от него, а президента Беларуси. У президента, как я понимаю, есть так называемый лист ожидания. Когда мне сообщат, что он готов меня принять, я приеду в Минск».
Как стало известно, посол Боуг дожидался приглашения к президенту Беларуси девять месяцев. И дождался его наконец в… самый разгар «оранжевой» революции. Понятно, что покинуть Украину даже на день в то время официальному представителю Еврокомиссии было никак невозможно. А больше предложений так и не поступало. Хотя с момента предыдущего прошло больше года. Президент Беларуси так и не нашел больше времени, чтобы услышать из первых уст о позиции Еврокомиссии относительно Беларуси.
На сегодняшний день в Беларуси под эгидой Еврокомиссии работает фактически только офис европейской программы ТАСІС, который занимается техническими вопросами. Почему же белорусские власти не спешат с ответом на предложение Еврокомиссии?
В некоторых СМИ выдвигалась версия, что официальный Минск очень опасается появления в минском офисе среди представителей Еврокомиссии личного представителя Хавьера Соланы по правам человека. Белорусские власти и так с трудом «переваривают» присутствие Офиса ОБСЕ в Минске. А тут еще одни наблюдатели за происходящим в Беларуси.
Против открытия минского отделения Представительства Еврокомиссии, как ни странно, выступают и некоторые представители оппозиции и гражданского общества. Они полагают, что открытие еще одного официального иностранного представительства будет способствовать росту признания режима в мировом сообществе.
Однако, учитывая реалии ситуации, здравомыслящие политики видят позитив в предложениях Еврокомиссии открыть свое представительство с Временным поверенным в делах Беларуси.
По мнению одного из лидеров белорусской оппозиции Анатолия Лебедько, если
Вместе с тем Анатолий Лебедько считает, что назначение Временного поверенного станет шагом вперед со стороны Евросоюза, поскольку в европейской структуре появится человек, который будет заниматься исключительно Беларусью: Он будет получать зарплату, отвечать за выработку стратегии, работать с политическими партиями, гражданским обществом, общественными инициативами, движениями….
На протяжении нескольких последних лет белорусская политическая оппозиция выступала за то, чтобы увеличить присутствие Еврокомисии в Беларуси. Предложения сводились к следующему: или открывается Представительство Еврокомиссии в Беларуси, или госпожа Бенита
В Беларуси надеются, что назначение Временного поверенного позволит
здесь возникает масса сложностей. По условиям двусторонних отношений, все проекты обязательно согласуются с белорусским правительством. Но процедура эта в Минске изрядно забюрократизирована. Отсюда и абсолютно разный вклад Еврокомисии в Украину и Беларусь. Украина за год получила от Брюсселя 80 миллионов евро, в то время как Беларусь ровно в 10 раз меньше, да к тому же, не за год, а за два. Больше всего денег от европейцев (около трех миллионов евро) идет теперь на поддержку населения в Чернобыльском регионе, почти 2 миллиона выделяют на образование в рамках программы Tempus.
Брюссель только в прошлом году предложил Беларуси осуществить 18 проектов. А Минск дал согласие только на 3. Среди отвергнутых поддержка
Владимир Глод.