При Борисе Ельцине политологи любили порассуждать на тему: есть ли у правящего режима идеология? Периодически этот вопрос тревожил и самого президента, что приводило к появлению многочисленных брошюр по «российской идее» и проведению конкурсов провинциального масштаба на выработку лучшего проекта национальной идеологии.
С приходом к власти Владимира Путина в обсуждении этой темы была взята пауза, по крайней мере, в период первого президентского срока. Во внешней политике появился прагматизм, а во внутренней окончательно восторжествовал популизм. О важности идеологии в Кремле вспомнили совсем недавно когда на горизонте замаячил 2008 год и обозначилась проблема «преемника». Однако сумеют ли президентские помощники в сотрудничестве с профессиональными политтехнологами в оставшееся до выборов время реализовать столь сложную задачу?
У Владимира Путина есть три лица: одно обращено на Запад, к развитым странам, другое предназначено для внутреннего использования при общении с населением России, и третье для своих, для правящей бюрократии. Все они разительно отличаются друг от друга, считает научный руководитель Института проблем глобализации Михаил Делягин.
Эксперт отметил, что идеология должна содержать в себе ответы на несколько базовых вопросов. Среди них: кто такие «мы», какая у нас миссия, кто наш враг, а кто союзник?
По словам Делягина, у Владимира Путина есть разные ответы на каждый из этих вопросов это можно услышать в его выступлениях для разной аудитории и прочувствовать в действиях президента.
Идеологию на экспорт, на Запад, можно охарактеризовать одним словом обслуживание. «Мы обслуживаем ваши интересы и хотели бы быть полезными вам» это позиция слуги народов развитых стран. Ключевое слово идеологии власти для населения России величие. «Мы будем рассказывать вам, какие вы великие, а за это вы простите нам все». Идеология для своих выражается словом потребление. Она очень проста: «мы хотим потреблять», кратко изложил свое видение идеологического позиционирования власти Михаил Делягин.
Более подробно свои взгляды эксперт представил в виде таблицы, которую мы публикуем ниже:
Идеология Путина: «на экспорт» и «для своих»
Опыт примерной реконструкции
|
Для мирового сообщества (Запада) |
Для населения России |
Для правящей бюрократии |
1. Кто такие «мы» |
Россия великая страна, часть европейской цивилизации |
Россия великое государство, развивающееся по своей логике в своих интересах |
Группа сослуживцев, пришедшая к власти |
2. Наша миссия |
Обеспечение Запада энергоресурсами («энергетическая держава», опережение на рынке США Нигерии), сдерживание его стратегических конкурентов (ислама и Китая) |
Построение «великой России» конкурентоспособной «суверенной демократии» с растущим благосостоянием, достаточными социальными гарантиями, воспитанием патриотизма и гордости за свою страну. |
Построение «великой России» как инструмента безграничного долгосрочного индивидуального и группового потребления (материального и символического в виде причастности к решению судеб мира) |
3. Образ врага |
«Международный» (исламский) терроризм, внутри страны враги демократии как современной религии (антисемиты и коммунисты) |
Запад (в т.ч. выражающие его ценности либеральная оппозиция и коммерческие олигархи эпохи Ельцина), «фашисты» (нелиберальная оппозиция и вся поддерживающая с ней отношения либеральная оппозиция), сепаратисты (в основном исламисты) |
Ситуативно: все, кто мешает потреблять. Исключение: невозможен серьезный конфликт с Западом как гарантом потребления. |
4. Союзники |
Запад |
Население, силовые структуры, «национально ориентированный» (контролируемый ими) бизнес, ситуативно Запад, ислам и Китай, между которыми балансируют |
«Агенты влияния» и лично преданные люди в России и за рубежом |
5. Средства |
Всемерное привлечение иностранных (западных) инвестиций, совместное освоение природных ресурсов и контроль за ядерными объектами. |
Суверенная демократия («будем делать, что хотим, и называть это демократией»), конструктивный изоляционизм (игнорирование неудобных мнений Запада). Восстановление роли государства («теневая приватизация»). «Удвоение ВВП», обгон Португалии, дебюрократизация, диверсификация экономики пустые пропагандистские звуки. |
Превращение государства в инструмент личного обогащения, присвоение ресурсов бизнеса и населения, привлечение иностранного каптала |
6. Образ действия |
Совместно с Западом, на основе международного права. |
Предельный прагматизм. Конкурентоспособность как получение нефтедолларов при готовности ради отношений с Западом уничтожать производства, кроме приносящих основные средства экспортеров сырья, в т.ч. ростом импорта и иностранных инвестиций |
Предельный прагматизм (цинизм). Тактика: «нефть и контроль за ядерными объектами в обмен на молчание». Стратегия: «недра в обмен на собственность» |
7. |
Обслуживание |
Величие |
Потребление |