Турецкое руководство оспаривает недавние сообщения СМИ о том, что Анкара якобы отклонила запрос США о расширении операций НАТО на регион Черного моря.
Разногласия возникли в середине февраля, когда заместитель Госсекретаря США Курт Волкер заявил о желании расширить границы натовской программы Operation Active Endeavor, отвечающей сегодня за борьбу с терроризмом и контрабандой в Средиземном море, включив в сферу своих операций Черное море. На этот пробный шар охотно откликнулось большинство прибрежных государств, включая Болгарию, Грузию, Румынию и Украину. Турция и Россия выступили решительно против этой идеи.
Средства массовой информации увидели в негативном отклике Турции признак углубляющихся разногласий между Анкарой и Вашингтоном. Отношения между Соединенными Штатами и Турцией начали походить на русские горки с 2003 г., когда турецкий парламент отказал вооруженным силам США во временном доступе на турецкую военную базу.
Однако, несмотря на явное ухудшение отношений, Турция не хочет вступать в открытый конфликт с Соединенными Штатами.
Соответственно, турецкие дипломаты призывают не преувеличивать значения разногласий в связи с Operation Active Endeavor. По словам высокопоставленного турецкого дипломата, Соединенные Штаты никогда не обращались с официальным запросом о расширении границ миссии. Чиновник решительно опроверг информацию, будто Вашингтон — как сообщили местные органы информации — обращался к Турции с предложением о создании баз вдоль побережья Черного моря.
«По аналогичным сообщениям, США сегодня обращаются с просьбой о базах на турецкой территории, направленных против Ирана», — сказал дипломат. «Такие заявления постоянно циркулируют в СМИ и не имеют ничего общего с действительностью».
По словам дипломата, две уже существующие
«Цель состоит в обмене опытом, полученном в ходе операций [BlackSeaFor и Black Sea Harmony], с США и другими членами НАТО, и это уже делается», — сказал турецкий дипломат. «Поэтому на данном этапе нет обстоятельств, которые делали бы необходимым такой запрос [США]» о расширении оперативных границ Active Endeavor.
Программа Operation Active Endeavor действует в Средиземном море с 2001 г., используя корабли и персонал целого ряда
Негативное отношение России к включению Черного моря в ареал Operation Active Endeavor можно понять: ей невыносимо трудно смириться с тем, что Соединенные Штаты расширяют свою стратегическую роль в традиционной российской сфере влияния. Что касается Турции, то ею движет целый ряд правовых и стратегических мотивов.
Среди наиболее важных интересов Турции — желание сохранить
Кроме того, у Турции имеются собственные региональные стратегические амбиции. В последние годы выросло геополитическое значение Черного моря, в нем все чаще видят значительный потенциал как в важнейшем маршруте энергоэкспорта из бассейна Каспия в Европу. Анкара заинтересована в укреплении своего регионального статуса, надеясь получить более весомую долю потенциальных экономических выгод. Сильное военное присутствие США на Черном море помешало бы Турции играть ведущую роль в инициативах, направленных на укрепление региональной безопасности, считают некоторые турецкие аналитики.
Мевлют Катик, журналист и аналитик из Лондона, ранее работал корреспондентом