Накануне парламентских выборов в Украине и особенно, президентских выборов в Беларуси, этот вопрос никак нельзя назвать праздным.
На него отвечают Андерс Ослунд, старший научный сотрудник Института Международных Экономик, и Надя Дюк, директор отдела Центральной Европы и Евразии Национального Демократического Института (создан в 1983 году Конгрессом США, занимается поддержкой демократических движений за пределами США, финансируя проекты, которые должны поддержать стабильное развитие демократических обществ, успешное развитие рыночной экономики, независимые профсоюзы, свободную прессу и т.д.).
Надя Дюк:
В результате «оранжевой революции» Украина приобрела международный статус и стала независимым игроком в мировой политике. Дальнейший путь Украины еще не отмечен на карте. Однако Украина вступит во Всемирную Торговую Организацию, по всей вероятности, раньше, чем Россия. Мне кажется, что о более широком воздействии «оранжевой революции» говорить пока рано, поскольку ей исполнился лишь один год. Благодаря революции, весь мир заинтересовался Украиной. Каждый следил за газовым спором между Россией и Украиной. Я думаю, что это лишь первый шаг в сторону превращения Украины в подлинно независимого игрока.
События, наподобие «оранжевой революции», происходят раз в 20 лет. Мир избаловали события 1989 года, когда социалистические режимы в государствах Восточной Европы пали один за другим, как костяшки домино. А потом также обрушились диктатуры в ЮАР, на Филиппинах, в Чили. Естественно, что в мире сохранились авторитарные режимы.
Можем надеется, что волна демократизации усилится. Однако в Украине было уникальное стечение обстоятельств: довольно «мягкая» диктатура — фактически полуавторитарный режим, в рамках которого могло функционировать гражданское общество. Поэтому, если думать о следующей «оранжевой революции», то стоит задаться вопросом: «В какой стране есть схожие условия?».
Например, в Беларуси пройдут президентские выборы. Однако важный фактор успеха подобных революций — отсутствие правящего лидера, который способен залить страну кровью, чтобы не допустить своего отстранения от власти. Ранее Александр Лукашенко вел себя достаточно жестоко по отношению к демонстрантам и совершенно неясно, как он будет действовать, если белорусский народ выйдет на улицы.
Андерс Ослунд:
Я думаю, что очень важно, если Украина — страна, находящаяся в самом сердце бывшего СССР — сможет успешно функционировать и проявит себя как демократическое государство. Это может оказать серьезное и долговременное влияние на весь этот регион мира. И в первую очередь — на Россию, поскольку никто не интересуется Украиной больше, чем Россия. Успехи Украины приведут к тому, что России станет труднее оправдывать свои действия. В долгосрочной перспективе, «оранжевая революция» окажет позитивное влияние на процессы, происходящие в России. О краткосрочной перспективе пока трудно сказать