Дружить не можем, разводимся со скандалом

Дружить не можем, разводимся со скандалом

Дружить не можем, разводимся со скандалом

С тех самых пор, как последний американский военный самолет покинул авиабазу «Карши-Ханабад» прошло не так много времени.

Последовавшие затем события напоминают черно-белую хронику времен второй мировой войны. Отказ от дружбы с Соединенными Штатами и некоторой частью мировой общественности обошелся Узбекистану в довольно кругленькую сумму, но никто внутри страны эти издержки не подсчитывал. Короче говоря, закрытая тема.

Но Узбекистан времени зря не стал терять и ринулся в объятия России. Темп, с которым это действо было совершено, навевает нехорошие мысли. Российские компании уже заняли ключевые ниши в сфере газо- и нефтеразведки, с последующим исключительным правом на подписание Соглашения о разделе продукции, мобильной связи, скупив «Уздунробиту», «Бузтел» и «Юнител», производства молочной продукции (Вимм-Билль-Дан) и ряде других ключевых отраслей узбекской экономики.

Последний визит Ислама Каримова в Сочи предопределил один еще более крутой вектор узбекско-российского братания: на кон поставлены объекты стратегического значения. То, что годами никому не желали уступать, создавая всевозможные препоны иностранным компаниям и капиталу, сегодня, вполне вероятно, уйдет по дешевке или даже безвозмездно, то есть даром. Но давайте по порядку.

Российские энергетические супергиганты «Газпром» и «Лукойл», судя по всему, намереваются, в конце концов, добиться в РУ того, чего не удалось сделать в Украине. Через мощное проникновение на энергетический рынок Узбекистана, взять под контроль магистральные газопроводы «Средняя Азия-Центр» и «Бухара-Урал». Они носят стратегический характер для России, во-первых, потому что туркменский газ там тоже течет, во-вторых, потому что благодаря жесткому контролю над ними можно держать на коротком поводке ценовую политику в области газа во всем регионе.

Разумеется, московские стратеги эти варианты просчитали давно, только не было удобного случая их осуществить. Майские 2005 года трагические события в Андижане и принципиальная позиция администрации Буша по вопросу международной независимой комиссии по расследованию стали как раз таким «удобным случаем».

Как только «Лукойл» (инструмент) и «Газпром» (владелец магистральных газопроводов) сумеют изыскать на Устюрте неплохие запасы углеводородов, начнется второй этап российского проникновения в одну из ключевых стран Центральной Азии. Будет поднят вопрос о российской доле в магистральных сетях, проходящих по территории Узбекистана. Нет никакой разницы, в какой форме эта задача будет решена (скорее всего, посредством покупки). Можно лишь образно представить, какая шахматная партия разыгрывается Кремлем в Центральной Азии.

То, что политика продвижения энергетического супергосударства на евразийском пространстве осуществляется в течение последних двух лет, мало кто сомневается. Вопрос в том, какими темпами данный проект будет осуществляться. Сочинские откровения Каримова навевают мысли о том, что скорость локомотива под названием «энергетическое супергосударство» нынче максимальна.

На рынке сотовой связи российским «Мобильные Телесистемы» (МТС) и «Вымпелкому» реально противостоит узбекско-американский «Коском». Весь вопрос лежит в следующей плоскости: до какого времени «Коском» продержится, и какой будет форма его перепродажи россиянам. В тарифную борьбу еще не в полной мере включился «Вымпелком», но «Уздунробита» уже пошла врукопашную. Пока первая российская компания прощупывает рынок, ее номинальный конкурент предлагает один выгодный тарифный план за другим. Думаю, после того как «Вымпелком» разберется со своим довольно запутанным мобильным хозяйством, начнется самое интересное: как общими усилиями двух российских компаний с рынка будет выталкиваться «Коском».

Вышеуказанные три компании держат в узде большую часть из 1 миллиона 300 тысяч абонентов сотовой связи, имеющихся в Узбекистане. Посему доля узбекско-американского оператора так волнует его российских конкурентов. Через выдавливание «Коскома», россияне смогут стать основными, без учета «Перфектум Мобил», игроками на поле, которое постепенно окрашивается в цвета российского национального флага. Контроль над рынком даст возможность российским компаниям установить свои правила игры, а так на горизонте нет ни китайцев, ни немцев, ни итальянцев, вообще никого, свод законов может в перспективе стать обременительным, в первую очередь, для абонентов.

Кому-то инвестиции компании «ВБД» могут показаться на фоне «Лукойловского» миллиарда долларов каплей в море. Однако не стоит забывать о том, что Узбекистан, по сути, страна детей и многодетных (преимущественно, в сельской местности — прим. А.А.) семей. Правда, на сегодняшний день разросшийся по всей стране частный сектор с лихвой обеспечивает горожан молоком и молочными продуктами. Он более мобилен, и в реальности представлен женщиной, разносящей каждое утро молоко, катык (кефир), и каймак (сливки) своим постоянным клиентам.

Узбеки, да и представители других народов, населяющих Узбекистан, так и не научились до сих пор отовариваться в супермаркетах и коммерческих ларьках. Да и зачем идти спозаранку на рынок, если женщина из близлежащего кишлака все равно появится со своими сумками во дворе дома.

В отличие от соседнего Казахстана, где Нурсултан Назарбаев ни с кем из ведущих стран мира даже не собирается ругаться, узбекский лидер напрочь лишился заокеанской поддержки, имеет не совсем теплые отношения с Евросоюзом, а в Организации Объединенных Наций еще помнят жесткий отказ Каримова пустить в страну комиссию по расследованию событий в Андижане, который был адресован генсеку ООН Кофи Аннану. В то время, пока американские должностные лица с регулярностью рейсового автобуса посещают Астану, получая заверения в стратегическом партнерстве, Узбекистан уже год находится в стадии скрытой международной изоляции. Настроения в еще функционирующих на территории страны международных организациях по большей части упаднические, некоторые из них уже собираются сворачивать деятельность, другие ищут повод уйти из страны.

Источники внешнего финансирования столь усечены, что говорить о серьезных иностранных инвестициях не приходится. В числе действующих: Азиатский банк развития и Исламский банк развития, последний из которых уже внесен в Инвестиционную программу Республики Узбекистан на 2006 год.

Все остальные международные финансовые организации (недели две-три назад и Всемирный банк — прим. А.А.) сузили свою деятельность до минимума. Этот «минимум» можно назвать фактическим прекращением контактов с государственными структурами и госпредприятиями.

Летом 2005 года узбекский президент наметил своими решениями комплекс мер по либерализации предпринимательской деятельности и привлечению прямых частных иностранных инвестиций.

С тех пор прошел уже год, а Налоговый кодекс еще находится в стадии проекта, челноков как гоняли с рынков, так и гоняют, налоговое бремя заставляет зарегистрированных в налоговых органах бизнесменов почти всю прибыль уводить в тень, а инвестиций в 2005 году Узбекистан получил почти вдвое меньше, чем в 2004-м (700 и 400 млн. долларов США соответственно — прим. А.А.).

Население страны воспринимает шаги официального Ташкента в сторону ЕврАзЭС как большую надежду на фоне нерадостной ситуации на внутреннем рынке. Но сам процесс вхождения, как водится, еще неясен, принципы не определены, результаты непонятны.

В такой довольно запутанной ситуации находится Узбекистан, который и дружить не может, и разводится — непременно со скандалом…

Акрам Асроров , специально для Gazeta.kz

Оценить статью
(0)