В России меняется концепция развития судостроения

В России меняется концепция развития судостроения

В России меняется концепция развития судостроения

Лозунг «Морским судам быть!», провозглашенный Петром Великим 310 лет тому назад, вскоре обретет новое содержание. Это стало ясно после проведенного 1 августа Владимиром Путиным специального совещания. На нем заместитель председателя правительства — министр обороны Сергей Иванов проинформировал главу государства о том, что уже в середине сентября окончательный вариант концепции развития судостроительной отрасли будет представлен президенту на утверждение. Говоря о конкретном графике подготовки документа, вице-премьер сообщил: к концу августа Министерство промышленности и энергетики должно представить в Военно-промышленную комиссию все предложения по реформированию и модернизации судостроительной отрасли в целом, в первых числах сентября документ будет обсужден на Военно-промышленной комиссии, а потом вынесен на заседание правительства.

В то же время можно предположить, что в нынешний проект концепции будут внесены изменения. Это стало ясно после ознакомления председателя ВПК с судостроительными предприятиями Северодвинска (об этой поездке «ВПК» рассказал в предыдущем номере — см. статью «Адмирал Нахимов» вернется в океан») и Калининграда. В целом Сергей Иванов оценил эту отрасль как наукоемкую. Одновременно он указал на дороговизну постройки судов в России. «Наши заказчики, которые сейчас очень много заказывают кораблей и судов, предпочитают их строить за границей. По одной простой причине: потому что у нас строить дороже», — отметил заместитель председателя правительства на совещании у президента.
По мнению вице-премьера, обязательно необходимо развивать судостроительную отрасль на Дальнем Востоке.
«Это и социальный вопрос, и вопрос развития нашего флота», — считает он. Владимир Путин заметил на это: «География производственных мощностей должна быть определена, но прежде всего должны быть определены экономические условия функционирования отрасли». При этом, как считает глава государства, необходимо выбрать ниши, где российское судостроение наиболее конкурентоспособно на мировых рынках. Это малое, среднее судостроение, платформы и военное судостроение. «Нужно сформулировать ясные и понятные условия функционирования отрасли», — указал президент, приведя в пример Южную Корею.
По просьбе Владимира Путина вице-премьер рассказал о своем посещении ОАО «Прибалтийский судостроительный завод «Янтарь» в Калининграде. Обратим внимание на то, что, информируя главу государства о совещании с руководителями судостроительных предприятий Калининградской области, Сергей Иванов особо выделил: «Здесь в стадии строительства находится почти весь типовой ряд кораблей, предназначенных для действий в ближней и дальней морских зонах». «Технические возможности этих кораблей позволят им действовать не в составе каких-то больших группировок, а самостоятельно решать поставленные задачи», — добавил министр обороны. По словам Сергея Иванова, «общая картина состояния военного судостроения и кораблестроения ясна. Оценки будут учтены как в дальнейшей работе Военно-промышленной комиссии, так и в решениях правительства.
Для нас это важная промышленность с точки зрения не только оборонной способности страны, но и науки, технологии, в том числе материаловедения».
Но, отметив высокий потенциал завода «Янтарь», вице-премьер указал на наличие определенных проблем. Износ технологического оборудования предприятия составляет около 80%, а его средний возраст превышает 20 лет. Производимые ежегодные затраты предприятия на реконструкцию технологической оснастки в сумме 20–25 млн. рублей не позволяют его обновлять более чем на 2% в год. Около половины оборудования находится на консервации. Все это может, считает глава ВПК, «повлиять на планы и сроки выполнения государственного оборонного заказа, который на 2006 год по этому предприятию увеличился более чем в два раза и превысил 1 млрд. рублей».
Сергей Иванов также напомнил, что буквально год-два назад «Янтарь» находился в тяжелом экономическом положении. В последнее время, благодаря поддержке государства, владеющего 51% акций предприятия, согласованным действиям акционеров и умелой экономической политике руководства, завод вышел из процедуры банкротства, достиг существенных экономических успехов и имеет хорошие перспективы стать одной из наиболее динамично развивающихся компаний ОПК. Свидетельство тому — увеличивающийся объем производства, растущий госзаказ, а также значительное количество успешно реализованных коммерческих проектов. Так, решением Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству ПСЗ «Янтарь» определен головным исполнителем сделки на строительство для ВМФ Индии трех фрегатов. И не далее как 14 июля в Дели был подписан контракт общей стоимостью 1,56 млрд. долл. Передать фрегаты заказчику планируется в 2010–2011 гг. В рамках государственного оборонного заказа на «Янтаре» строятся три корабля: сторожевой проекта 11540 «Ярослав Мудрый», большой десантный проекта 11711 «Иван Грен» и учебный проекта 12441 «Бородино». Кстати, на всех этих кораблях министр обороны побывал. На «Ярославе Мудром» руководство предприятия заверило вице-премьера, что корабль готов на 90% и предполагается, что он будет сдан уже в 2007 г., а не в 2008 г., как планировалось.
ПСЗ «Янтарь» — это единственный российский судостроительный завод, расположенный в юго-восточной части балтийского региона, вблизи от крупнейших индустриальных центров Европы. Это позволило предприятию сформировать устойчивые партнерские отношения с голландскими, немецкими и норвежскими компаниями. Не менее уникален и сам Калининград — единственный незамерзающий порт на Балтийском море, значит здесь можно круглогодично проводить испытания кораблей. Кроме того, нахождение предприятия в Особой экономической зоне с развитой транспортной инфраструктурой обеспечивает ему льготный режим таможенных платежей на оборудование, поставляемое по импорту (без НДС). Исторически так сложилось, что уже больше 60 лет Прибалтийский судостроительный завод (образован в 1945 г.) выпускает корабли для Военно-морского флота РФ. С 1947 г. по 1998 г. здесь было построено более 150 кораблей и судов различного класса для ВМФ, более 450 гражданских судов. «Янтарь» включен в перечень стратегических предприятий России. Соотношение между военной и гражданской продукцией в 2006 г. составит 76% и 24% соответственно. Качество продукции и производственные мощности завода одобрены ведущими классификационными обществами: Российским морским регистром судоходства, германским Ллойдом, норвежским Веритасом.
Сегодня «Янтарь» — достаточно конкурентоспособная на западном рынке верфь, предлагающая услуги по строительству гражданских судов и военных кораблей различного класса спусковым весом до 12 000 т, а также судоремонту и изготовлению металлоконструкций. Выполняются работы по разделке судов на лом, металло- и деревообработке. В последние годы на ПСЗ ежегодно проходят ремонт и модернизацию до 60–70 судов различных типов. «Янтарь» располагает всеми необходимыми производственными сооружениями и квалифицированной рабочей силой для строительства и ремонта судов дедвейтом до 25 тыс. т.
ОАО «Прибалтийский судостроительный завод «Янтарь» с 2001 г. входит в состав интегрированной структуры ОАО «Концерн средне- и малотоннажного кораблестроения». Цель деятельности Концерна — разработка, строительство и модернизация кораблей (катеров), судов, судовых систем, средств разведки и добычи углеводородов на морском шельфе. А достигается она путем концентрации усилий всех участников концерна на оптимизацию использования производственных мощностей судостроительных заводов, которые обладают многолетним опытом кораблестроения, максимальной интеграцией информационных технологий и современным производством, которое в свою очередь позволяет выполнять государственные оборонные заказы и способствует развитию экспортного потенциала.
После совещания, проведенного Сергеем Ивановым с руководством «Янтаря», журналисты спросили министра обороны, как он относится к ситуации, когда отечественный судостроительный завод выполняет больше зарубежных военных заказов, нежели для российского ВМФ? Глава оборонного ведомства заметил, что ему вовсе «не кажется, что в последнее время наша судостроительная отрасль стала выполнять очень много контрактов по заказам иностранных армий: А вот количество кораблей, заказанных Военно-морским флотом России, постоянно растет как финансово, так и количественно по кораблям и подводным лодкам. Конечно, гособоронзаказ существенно превышает весь объем экспортных контрактов». Вице-премьер также сообщил, что в ближайшее время будет принята федеральная целевая программа по реформированию оборонно-промышленного комплекса. «За счет этой программы „Янтарь“ также получит дополнительные суммы — около миллиарда рублей на техническое перевооружение, поскольку без этого строить современные боевые корабли и гражданские суда невозможно», — сообщил вице-премьер. А еще Сергей Иванов прогнозирует, что предприятия нашего ОПК будут постепенно уходить от западных контрактов. «С укреплением курса рубля и падением курса доллара экспортные контракты становятся все менее и менее привлекательными для российского производителя, а заказы Министерства обороны — все более и более привлекательными, — уверен он. — Я боюсь, что в ближайшее время все директора судостроительных предприятий, да и не только судостроительных, от экспортных контрактов будут бежать как черт от ладана».
Председатель ВПК также планирует побывать на Дальнем Востоке, чтобы обладать полной информацией о судостроительной отрасли в целом. По словам вице-премьера, посещение предприятий ОПК будет важным для оценки их возможностей по реализации Госпрограммы вооружения до 2015 г. «Особенно это касается предприятий судостроительной отрасли, так как существенная часть средств, запланированных под реализацию госпрограммы, отводится как раз на строительство и ремонт кораблей, — пояснил Сергей Иванов. — Наша задача — добиться эффективной работы каждого предприятия и отрасли в целом. Решая ее, мы должны не только реанимировать отечественное кораблестроение, но и поднимать его на новый, более качественный уровень. Отдельных результатов нам здесь удалось достичь за последние 2–3 года».

Светлана Кускова, Калининград — Москва

Оценить статью
(0)