В чем же вес ЕврАзЭС?

В чем же вес ЕврАзЭС?

В чем же вес ЕврАзЭС?

У идеи Евразийского экономического сообщества, как и у действующей модели любого союза, есть свои пессимисты и оптимисты. Первые считают, что за шесть лет своего существования ЕврАзЭС подписало много документов, которые, по сути, не работают; вторые же утверждают, что сообщество оказывает ощутимую пользу бизнесу, а между странами-участницами заметно повысился товарооборот: Впрочем, лучше дадим слово представителям этих точек зрения и внимательно выслушаем обе стороны.

Пессимист

Политолог, главный редактор журнала «Мир Евразии» Эдуард Полетаев:
- Революционные процессы в Кыргызстане, Грузии и Украине серьезно сдружили политическую элиту тех постсоветских государств, где революций еще не было. Однако дружба лидеров бывших республик СССР складывается не просто так — есть и противники создания таких объединений: Процесс интеграции можно сравнить с процессом демократизации. Все стремятся к демократии, но нигде в реальности ее нет. Вообще процесс интеграции пока явных преимуществ людям не дал. Народ не чувствует хотя бы той обстановки, что была при Советском Союзе, когда люди могли свободно перемещаться. Государственные мужи твердят, что интеграция — это длительный процесс, способный занять и 10 и более лет, но о каких-то конкретных результатах говорить не приходится. Плохо еще и то, что процесс интеграции зависит от политической ситуации. Смена политических настроений может изменить на 180 градусов (как в Грузии) действия любой страны, если, конечно, не создать политической преемственности, как это было в России.

- Эдуард Эдуардович, какие наиболее значимые проблемы в ЕврАзЭС вы выделите и о каких плюсах и минусах сообщества можно говорить сегодня?

- Большую роль в процессах объединения играет неодинаковое экономическое положение в странах-участницах. Мы все прекрасно понимаем, что, если сегодня убрать таможни и границы, рабочая сила из Узбекистана и Таджикистана хлынет в Россию и Казахстан с еще большей силой. В странах ЕС сегодня уже существуют такие проблемы. После присоединения к ЕС той же Польши, Прибалтики и Чехии в более развитые Англию и Францию за заработком отправилось огромное количество людей. Естественно, это негативно сказалось на определенных слоях населения. Кроме того, полноценное экономическое сотрудничество невозможно, если не учитывать такой важный фактор, как национальная безопасность. Важным является еще и то, что до вхождения в ЕС у европейских стран была многовековая практика государственности. А многие страны ЕврАзЭС еще не пресыщены суверенитетом, и потому не готовы делегировать хотя бы часть полномочий межгосударственным органам. Впрочем, сообществу предсказывают большое будущее даже пессимисты. А оптимисты приводят важный факт: товарооборот между странами союза вырос почти в три раза. Также заметно углубляется сотрудничество в топливно-энергетическом комплексе. Но надо заметить, что рост товарооборота — заслуга не только ЕврАзЭС. Большую роль играет и улучшение макроэкономических показателей в этих странах. К тому же, если честно сказать, основным товаром здесь являются сырьевые ресурсы, в то время как мы боремся с преодолением сырьевой зависимости. Отдельно хочется сказать о саммитах. Многие из них напоминают акции политического пиара, например, последний саммит в Минске. После того как Лукашенко был объявлен невъездным в страны ЕС и США, он провел у себя саммит ЕврАзЭС, встречается с президентом Венесуэлы, всячески показывая себя активным участником международной жизни. Минус еще и в том, что проведение таких саммитов зачастую, кроме деклараций, ничего не несет.

- Наиболее желанным членом Евразийского сообщества сегодня многие хотят видеть Украину. Есть мнение, что с назначением Виктора Януковича на пост премьер-министра у сторонников расширения сообщества появился реальный шанс:

- Думаю, Украина не решится на такой шаг. По сути Украина стала заложницей своей демократии. И принятие таких судьбоносных решений, как вступление в ЕврАзЭС, незамедлительно приведет к появлению недовольства части общества, противников из числа политической элиты. Для Украины наиболее эффективные интеграционные действия — это двусторонние встречи, что, кстати, и подтвердил сам Янукович, заявив в первый день своего премьерства о договоренности встретиться с президентом России по поводу поставок газа.

- Как может отразиться вступление в ВТО стран — участниц ЕврАзЭС?

- Вступление в ВТО может обострить противоречия между странами ЕврАзЭС. Как известно, Кыргызстан уже входит в ВТО. Но в связи с небольшим объемом его экономики ее влияние практически незаметно для остальных членов. Больше пострадал сам Кыргызстан, создав неблагоприятные условия для собственного производства. Вступление же таких гигантов (по меркам СНГ), как Россия, Казахстан и Белоруссия, создаст немало трений внутри всех интеграционных сообществ на постсоветском пространстве. Немалую долю в эти трения внесет тот фактор, что экспортосоставляющая этих стран весьма схожа — это в основном сырье. Поэтому Казахстану необходимо создать в рамках ЕврАзЭС или другого интеграционного объединения орган, который сгладил бы возникшие новые противоречия, чтобы сообща или, по крайней мер, на приемлемых условиях войти в ВТО. Как говорится, чтобы старые друзья не стали совать палки в колеса друг другу.

- Хорошо, что же, по вашему мнению, необходимо делать, чтобы ЕврАзЭС заработало полноценно?

- Надо смириться с тем, что не всегда заявленные цели реализуются. Это как и в жизни. К примеру, то же создание Таможенного союза планировалось к 2006 году, но этого пока не сделано. Необходимо избавляться от стереотипов. В той же России дворник-таджик — слово нарицательное. Проявления ксенофобии также мешают процессам интеграции. Взять последний пример, когда офицера-казахстанца пырнули ножом. Кроме того, необходимо создание единого информационного пространства. Ведь, когда в Казахстане были введены миграционные карточки, ни узбеки, ни кыргызы, приезжающие в республику, об этом не знали, и это создало ряд проблем. Сегодня главное — выдвинуть реальные цели и поменьше заниматься декларированием и демагогией. Максимально унифицировать все интеграционные сообщества на пространстве СНГ. И создать одно полноценное интеграционное объединение.

Оптимист
Заместитель генерального секретаря секретариата ЕврАзЭС в Казахстане Серик Примбетов.

- Серик Достанович, о каких достижениях ЕврАзЭС можно говорить уже сегодня? И каковы планы сообщества на будущее?

- Пожалуй, стоит начать с того, какие из поставленных задач были решены. Так, в торгово-экономической области согласован на 62 процента общий таможенный тариф для трех стран Таможенного союза (формально входят Белоруссия, Казахстан, Россия), который обеспечивает свободную торговлю. Также начато согласование мер нетарифного регулирования и формирование общих торговых режимов в отношении третьих стран. В области экономической политики согласованы основные направления проведения структурной перестройки экономики государств — участников Таможенного союза. Кроме того, во всех странах — участницах ЕврАзЭС введена взаимная конвертируемость национальных валют. Согласованы меры по обеспечению взаимодействия национальных валютно-финансовых систем. Начато создание общей платежной системы. Осуществлен переход на принцип взимания косвенных налогов «по стране назначения», что предусматривает применение нулевой ставки НДС при экспорте и возврат НДС из бюджета. Определена концепция формирования единого экономического пространства. В гуманитарной области введен безвизовый режим перемещения граждан, согласован процесс получения скорой медицинской помощи, упрощена процедура отправления почтовых и денежных переводов. Согласован упрощенный порядок приобретения гражданства. Создана правовая основа признания и эквивалентности документов об образовании, ученых степенях и званиях. В правовой и организационной сферах начата гармонизация национального законодательства в торговой, налоговой, таможенной, валютно-финансовой и социальной областях, разработано 10 модельных законов, сформировано 14 советов и комиссий по основным направлениям интеграционного сотрудничества. Вообще же первоочередной задачей уже на ближайшее время мы видим завершение создания Таможенного союза. Ну а далее — создание единого экономического пространства, или, как его называют, экономического союза. Мы надеемся дойти и до валютного союза и введения единой валюты сообщества.

- Что из опыта Европейского союза ЕврАзЭС может взять на вооружение, а что категорически неприемлемо для сообщества?

- ЕС — это единственная организация в мире, которая последовательно прошла все определяемые теорией стадии интеграционного процесса — от зоны свободной торговли до валютного союза. Эффективность Европейского союза очевидна, хотя, по признаниям специалистов, не все проблемы еще решены. Пример ЕС стал притягательным, о чем свидетельствует «очередь» государств, желающих стать членами союза. Напомню, что Европейский союз начинался с развития отраслевого межгосударственного сотрудничества. И уже опыт развития Европейского объединения угля и стали подтолкнул к последующим шагам. Весь пакет принятых почти за пятьдесят лет договорно-правовых документов обеспечил свободное движение товаров, услуг, капиталов и рабочей силы на всем пространстве ЕС. ЕврАзЭС выбрало для себя европейскую модель развития и последовательно ее придерживается. Безусловно, мы видим и некоторые недостатки, сопровождавшие процесс европейской интеграции, и постараемся их не повторять. Мы внимательно изучаем опыт ЕС по всем этапам интеграционного процесса и пока не видим, что категорически не подходит для ЕврАзЭС. Для многого из этого опыта мы еще «не созрели». Так, еще остается спорным создание наднациональных органов, которым передавались бы некоторые суверенные права национальных государств. Хотя уже на стадии Таможенного союза нам без некоторых из таких органов обойтись будет трудно.

- Может ли отрицательно повлиять на экономическую составляющую сообщества вступление в ВТО?

- Сейчас у стран сообщества создалась достаточно сложная ситуация по вопросу вступления в ВТО. Как известно, Россия, которая должна была стать членом ВТО уже в этом году, сейчас сомневается, что это произойдет в 2007 году. Сходное положение и у Казахстана. Но, в общем, мы предвидели возможные проблемы неодновременного вступления в ВТО. После длительных дискуссий стороны пришли к согласию вести эти два процесса (вступление в ВТО и создание Таможенного союза) одновременно. Этот механизм, однако, не позволил в полной мере согласовать позиции сторон. И в ноябре 1998 года Кыргызская Республика вступила в ВТО, приняв в рамках этой организации тарифные уступки, снижающие до 17 процентов уровень совпадения ставок таможенного тарифа Кыргызстана с общим таможенным тарифом остальных стран Таможенного союза. Что касается того, повлияет ли на экономическую составляющую сообщества вступление в ВТО членов ЕврАзЭС, то это будет зависеть от того, как мы сами сумеем решить задачи согласования наших позиций.

- Опыт СНГ показывает, что всего 10 процентов всех принятых документов реально работает. Есть мнение, что точно так же обстоят дела и в ЕврАзЭС:

- Здесь необходимо учесть два принципиальных фактора. В СНГ была предусмотрена разноуровневая и разноскоростная интеграция. То есть каждый член Содружества мог решать, готов он к присоединению к тем или иным договоренностям и когда это сделать. При этом не был создан адекватный механизм реализации принятых решений. В ЕврАзЭС все договоренности принимаются консенсусом и все они являются обязательными для подписантов. Что касается механизма реализации, то у нас есть отдельные недостатки, но в целом такая ситуация, как в СНГ, у нас не наблюдается.

Беседовала Веролина Кинтоп, Алматы

Оценить статью
(0)