Предложение Тегерана о создании на иранской территории совместного с французской стороной консорциума по обогащению урана прозвучало достаточно неожиданно для мировых СМИ и было воспринято на Западе с изрядной долей пессимизма. Париж поспешил официально отвергнуть эту идею и дал понять, что обогащать уран на предлагаемых иранцами условиях не намерен. В качестве аргумента против принятия идеи французы поспешили заявить о том, что никаких двусторонних переговоров с Тегераном относительно консорциума не ведут, так как весь комплекс вопросов замыкает на себе Верховный комиссар ЕС по внешней политике Х. Солана, через которого и следует рассматривать любые инициативы, связанные с преодолением ядерного кризиса. Одновременно французы не дали категорического отказа, оставив за собой пространство для дальнейших маневров. В комментариях французского МИДа было дипломатично отмечено, что в настоящее время вопрос не стоит в повестке дня, однако любые дискуссии на этот счет станут возможными после того, как Иран согласится на пакетное предложение «шестерки» и выполнит главное требование — приостановит процесс обогащения урана.
Между тем, с точки зрения иранских национальных интересов, содержание ответного хода Тегерана на предложение «шестерки» стало вполне логичным и закономерным. Иран проявил достаточную гибкость и дал понять, что готов к совместному (а не индивидуальному) обогащению урана, что будет способствовать укреплению гарантий мирного характера его ядерной программы. Но поставил твердое условие — консорциум по обогащению должен базироваться исключительно на его территории. Выбор партнера по совместному обогащению оказался тоже далеко не случайным. Франция входит в клуб «ядерных держав», обладает соответствующими «продвинутыми» технологиями мирного атома (75% электроэнергии во Франции обеспечивается за счет атомной энергетики, а завод Eurodif производит 25% создаваемого в мире обогащенного урана), стоит на наиболее либеральных позициях по иранскому досье в «евротройке», а главное — уже имеет опыт взаимодействия с Тегераном в ядерной сфере. До исламской революции 1979 года французы считались одними из претендентов на участие в проектах строительства АЭС в Иране, а иранская сторона участвовала в создании корпорации Areva (Франция, Бельгия, Испания), в которую инкорпорирован Eurodif. После 1979 года участие Ирана в корпорации было приостановлено, но за ним сохранилось 11% акций уранового гиганта (посредством
Примечательно, что нынешнее предложение Тегерана было высказано чиновником не самого высокого ранга — заместителем руководителя Организации атомной энергии ИРИ (ОАЭИ) М. Саиди в ходе интервью французской радиостанции France Info. Представитель ОАЭИ назвал предложение Тегерана обогащать уран на иранской территории «лучшим средством для преодоления сложившегося кризиса вокруг ядерной программы». Он особо подчеркнул новизну иранского предложения, которое создает реальные предпосылки по выходу из тупика. По мнению иранского чиновника, требование Запада о приостановке работ по обогащению в Иране не является оптимальным способом для разрешения кризиса и не будет способствовать снятию напряженности. Идея иранского руководства, по словам М. Саиди, заключается в том, чтобы французская корпорация Areva и структурированная в нее компания Eurodif подключились к созданию на территории Ирана консорциума по производству обогащенного урана. Таким образом, считает он, французы смогут осуществлять непосредственный контроль над деятельностью иранской стороны в области мирной атомной энергетики. Таким образом, новая идея Тегерана призвана стать, по заверению заместителя руководителя ОАЭИ, «наилучшим с точки зрения юридических и технических аспектов выходом из иранского кризиса».
Обращает на себя внимание, что новая инициатива Тегерана достаточно сырая и недоработанная. М. Саиди озвучил ее в общих чертах, без конкретного наполнения техническими подробностями. Была лишь выражена общая политическая воля взаимодействовать с Францией по совместному урановому обогащению. По заявлению официального представителя МИДа ИРИ. М. А. Хосейни, детальная проработка вопроса о совместном консорциуме, в том числе списка стран, которые могут быть потенциально к нему привлечены, только началась. Поэтому на данном этапе сложно наполнить эту идею
Вместе с тем иранская сторона дает понять, что в принципиальном плане готово к привлечению зарубежных государственных и частных компаний к процессам обогащения урана на иранской территории. Эта идея впервые прозвучала на прошлой сессии ГА ООН в сентябре 2005 года, а более четкие рамки приобрела во время недавних переговоров главного ядерного переговорщика Ирана, секретаря Высшего совета национальной безопасности (ВСНБ) А. Лариджани с Верховным комиссаром ИРИ. Х. Соланой. При этом иранская сторона выразила лишь общую форму (привлечение иностранцев в совместные консорциумы), предложив ее в качестве одного из средств (но далеко не единственного) для преодоления ядерного кризиса. Становится понятным, что новая идея Тегерана в обозримой перспективе может стать лейтмотивом общей линии команды иранских ядерных переговорщиков. Она же выступает в качестве весомого аргумента иранской стороны в пользу ее нежелания создавать ядерное оружие и отклоняться от заданной цели — продвигаться по пути мирного освоения атомной энергии на собственной территории.
Идеи иранского руководства оказались достаточно конструктивными и были с удовлетворением восприняты в Брюсселе. В частности, Верховный комиссар ЕС по внешней политике Х. Солана с интересом воспринял исходящую из Тегерана новую идею по консорциуму с французами и отметил необходимость ее последующего детального изучения.
В то же время предложение Тегерана о совместном
А. А. Розов