Чечня. Федеральная трасса
Таких монументов в Чечне несколько. Их можно видеть на главных трассах возле въездов в крупные населенные пункты республики — Аргун, Гудермес,
На прошлой неделе Рамзан Кадыров, давая
Но портреты так и остались висеть на своих местах. Как сообщил местный телеканал, жители республики в некоторых населенных пунктах Чечни выступили с акциями протеста против снятия плакатов. «Спонтанные митинги прошли в населенных пунктах Урус — Мартановского, Шалинского, Веденского, Курчалоевского и других районов республики», — сообщала
5 октября Рамзану Кадырову исполнилось 30 лет — возраст, при достижении которого он может претендовать на пост президента Чечни.
Он уже заслонил собой Алу Алханова, формально избранного главой республики в 2004 году. Многие российские аналитики предполагают, что чеченский парламент готов объявить президенту Алханову вотум недоверия, чтобы в случае его ухода выдвинуть в лидеры Чечни Рамзана Кадырова. Согласно же новому российскому законодательству, президенту России Путину достаточно будет просто утвердить инициативу республиканского парламента.
Серьезность, с которой общественность воспринимает
Новый имидж стоит Кадырову определенных усилий. Он старается дружить с прессой — местной, российской и зарубежной. Он охотно дает интервью, встречается с журналистами, которые живут у него по нескольку дней. У него даже появился личный
В то, что Кадыров изменился, верят и простые чеченцы. «Он уже не настолько неотесан, как два года назад», — сказал преподаватель одного из вузов Грозного Ширвани Кадиев. По его мнению, причина популярности Кадырова в проделанной им работе — в частности, по восстановлению Грозного, где ремонтируются разрушенные здания, строятся новые дома, восстанавливаются дороги.
«То, что за 5–6 лет не сделал ни один чеченский политик, Рамзан сделал меньше чем за год. Какими методами он этого добился — взял ли кредиты,
Магомеду Самбиеву, который также живет в Грозном, нравится то, что в его городе восстанавливаются дома и ремонтируются дороги. «Но почему это обязательно делается к
Других больше волнует вопрос о том, что предпринимается им для защиты прав человека. По мнению этих людей, Кадыров
„В дальнейшем это может вылиться в большую кровь, запустив непрекращающийся механизм кровной мести“.
И все же многие чеченцы поддерживают своего
Правозащитник и аналитик Татьяна Локшина считает, что подобный метод правления в будущем может пагубно сказаться на Чечне.
„Кадыров плох для Чечни не только потому, что его силовые структуры прибегают к насилию, что продолжаются похищения людей и пытки, но и потому, что он окончательно выталкивает республику из правового пространства“, — сказала она.
»Все, что делается, делается вне права — незаконные тюрьмы, «амнистия» под личные гарантии, обложение народа данью в пользу своего фонда, из которого в большой степени финансируется реконструкция, ну и вплоть до изречений, что у наших мужчин может быть четыре жены, а никакого закона для этого не надо".
«Это опасно для Чечни, сметает перспективы нормального урегулирования ситуации, — считает она. — И опасно для России — ей ведь жить с такой Чечней, а то, что происходит сегодня, во многом напоминает период между двумя войнами [1996–99 года, когда у власти в Чечне стояло правительство, состоявшее из сторонников независимости республики], в худших его проявлениях».
Многие аналитики — как в Москве, так и в Грозном — сходятся на мнении, что недалек тот день, когда Кадыров возглавит Чечню.
"Думаю, что вопрос о президентстве Рамзана Кадырова уже решен. И хотя сам кандидат в президенты демонстрирует скромность, говорит о том, что устал от бремени власти, скорее всего это бремя он примет. Как и в случае с портретами, народ попросит, «общественность» поднажмет", — сказал московский политолог Сергей Маркедонов.
«Замыслы насчет ускоренного становления Кадырова президентом Чечни, безусловно, существовали. Но сейчас идет переоценка ситуации и в Москве, и в Чечне — со стороны федеральных представителей. От того, как Рамзан себя покажет, будет зависеть много. Возможно, ему придется дождаться окончания президентства Алханова [в 2008 году]. Но в любом случае осталось ждать не так много», — сказал Хасмагомадов.
Тимур Алиев, координатор IWPR в Чечне