Задушить белорусскую торговлю смертоносным оружием

Задушить белорусскую торговлю смертоносным оружием

Задушить белорусскую торговлю смертоносным оружием

В то время как ООН держит под контролем деликатный процесс прекращения огня в Ливане, одновременно пытаясь организовать отправку миротворцев в Дарфур (Судан), огромное внимание было уделено таким видам вооружений как ракетные установки Катюша и вертолеты Ми-24, не без помощи которых в этих двух войнах погибли сотни тысяч человек.

Однако, фокусируя свое внимание непосредственно на участниках военных конфликтов и их вооружении, многие игнорируют тот факт, что большая часть этого оружия, которое позволяет полыхать этим и прочим региональным конфликтам, поступает из Беларуси, государства-парии в Восточной Европе.

В случае если прекращение огня в Ливане станет возможным и высадка миротворцев в Судане увенчается успехом, появится необходимость серьезно заняться вопросом, касающимся роли Беларуси как главного поставщика вооружений в этих конфликтах.

На Западе о Беларуси знают не много, а вот в кругах недобросовестных дельцов, занимающихся продажей оружием, и спонсоров терроризма эта страна имеет репутацию страстного и надежного поставщика нелегального вооружения, несущего смерть.

В ООН также хорошо знакомы с Беларусью. В конце 1990-х гг. бывшая советская республика была признана одним из самых злостных нарушителей санкций ООН на поставку оружия в Ирак.

Вертолеты Ми-24, которые сегодня сеют смерть и разрушения в деревнях Дарфура, были поставлены из Беларуси. Настораживает тот факт, что за последние 6 лет Беларусь лишь активизировала свою противозаконную деятельность, став ведущим поставщиком вооружений в исламские государства, финансирующие терроризм. 

Только за 2001 год, согласно данным организации Jane’s Defense International, Беларусь осуществила тайные поставки вооружений на сумму более 500 млн. долларов, в том числе речь идет о ракетных установках Катюша, минометах 120 миллиметрового калибра, противотанковых ракетах и фугасах, направленных палестинским повстанцам, а также в Сирию и Иран.    

Даже после событий 11 сентября 2001 года, Беларусь продолжила торговлю своими внушительными запасами вооружений, унаследованных  в результате развала СССР, поставляя их практически всем странам, которые США внесли в список спонсоров терроризма (включая Северную Корею, Судан, Иран и Сирию), тем самым, бросив открытый вызов Вашингтону. 

Президент Беларуси Александр Лукашенко даже не пытался скрывать, что его государство оказывает содействие Сирии, а заодно и Хезболле,  в наращивании военной мощи.

«Как бы нас не увещевали, мы и впредь будем оказывать Сирии помощь в военной области, поскольку она пообещала, что будет помогать нам аналогичным образом», — заявил Лукашенко. 

Похоже, Лукашенко наслаждается своей ролью международного изгоя. В то время как его отношения с Западом сведены до нуля, он, видимо, считает, что терять ему нечего. В этом контексте, единственно значимым источником возможного давления на Беларусь является соседняя с ней Россия, но Кремль по-прежнему поддерживает Лукашенко. Делается это не только потому, что Беларусь остается в зоне влияния Москвы, но еще и потому, что для России она является удобным посредником, охотно соглашающимся продавать российские вооружения странам с настолько плохой репутацией, что даже Кремль не желает вести с ними дела.   

За последнее десятилетие США предпринимали слабые попытки убедить Россию вмешаться в нелегальный бизнес Беларуси по продаже оружия. Москва отказалась сотрудничать с Вашингтоном в этом направлении, укрепив в то же время военное сотрудничество с Беларусью.  

Принимая во внимание, что многие конфликты, в частности на Ближнем Востоке и Судане, поддерживаются сегодня благодаря белорусскому вооружению, все символические и нерешительные попытки дипломатии прекратить нелегальные поставки оружия из Беларуси в страны, поддерживающие терроризм, а также группировкам вроде Хезболлы, должны превратиться во всестороннее усилие, инициированное США и Евросоюзом и направленное на то, чтобы добиться от ООН введения санкций в отношении Беларуси. 

Евросоюз и Вашингтон должны также тесно сотрудничать в области обмена разведывательными данными, совершенствуя свои возможности в этой сфере для того, чтобы более эффективно отслеживать и предотвращать нелегальный трафик белорусского оружия, в том числе через транзитные пункты третьих стран. 

Если нами не будут предприняты более серьезные усилия, Беларусь и впредь будет торговать своими вооружениями, подрывая перспективы мирного существования не только в Ливане и Судане, но и других горячих точках планеты.  

Марк Дуглас, старший научный сотрудник Совета по политике демократизации (Democratization Policy Council), бывший сотрудник Госдепартамента США, специалист по Беларуси.

Собственный перевод

Оценить статью
(0)