Ядерные испытания стали кульминацией длящихся на протяжении полувека угроз и разорванных пактов.
Сейчас, когда выборная кампания в американский Конгресс вступила в финальную фазу, и демократы, и республиканцы не преминули использовать проведенные Северной Кореей ядерные испытания, каждый с выгодой для своей партии. Однако если обратиться к истории, то можно увидеть, что именно они внесли свой вклад в создавшуюся ситуацию.
Вот уже более 50 лет Пхеньян стремится к созданию собственного ядерного оружия. Это стремление частично было спровоцировано угрозами Президентов Трумэна и Эйзенхауэра, которые обещали положить конец Корейской войне.
Когда в 1950 году один из репортеров спросил Гарри Трумэна, существует ли вероятность применения атомной бомбы в случае неблагоприятного поворота в войне, президент ответил: «Мы будем использовать все имеющиеся в нашем арсенале вооружения».
Три года спустя, завуалированная угроза прозвучала уже из уст президента Эйзенхауэра, который заявил, что он « снимет все существующие ограничения на использование оружия Соединенными Штатами», если правительство Северной Кореи откажется от добросовестного ведения переговоров о прекращении кровопролитной войны.
В 1957 году США размещают на территории Южной Кореи ракеты Матадор с ядерными боеголовками, а в последующие годы, выпавшие на правление и демократов, и республиканцев, — ядерную артиллерию, большая часть которой была размещена в непосредственной близости от демилитаризованной зоны.
И лишь в конце
Именно в этих исторических условиях и зародилась ядерная программа Северной Кореи.
У Северной Кореи имеются собственные урановые шахты, а в 1965 году Пхеньян приобрел у Советского Союза небольшой реактор, используемый для
В
Еще через 5 лет разведка США при помощи снимков, сделанных со спутника, получает доказательства того, что в Северной Корее построена установка, позволяющая отделять плутоний от урановых стержней ядерных реакторов. На Северную Корею оказывают давление, и в 1992 году она подписывает соглашение о гарантиях ядерной безопасности с МАГАТЭ, чьи инспекторы приступают к проверкам на объектах. Однако в январе 1993 года, инспекторов не допускают на 2 ранее незаявленных объекта. Назревает кризис, и Северная Корея делает попытку выйти из Договора о нераспространении.
В 1994 году Администрация Клинтона пригрозила Северной Корее начать военные действия, если Пхеньян заступит за черту дозволенного и не прекратит переработку плутония из урановых стержней. Пхеньян заявил о приостановке выхода из Договора и вступил в двухсторонние переговоры с США. Однако, очень скоро переговоры зашли в тупик, поскольку Северная Корея нарушила обязательства и возобновила переработку плутония. Именно на этом этапе, Джимми Картер вновь оказывается в политическом фокусе в качестве переговорщика по северокорейской проблеме.
В результате очередных переговоров в том же 1994 году подписано Рамочное соглашение, по которому Северная Корея обязуется заморозить, а в последствии полностью отказаться от ядерной программы. В обмен, США обещают Северной Корее поставки топлива для обычных электростанций и помощь в строительстве двух легководных реакторов.
Тем не менее, инспекторам МАГАТЭ удается выяснить, что секретная разработка ядерной программы в Северной Корее продолжается, а американская разведка докладывает, что по ее данным у Кореи имеется достаточно материала, чтобы создать две или три плутониевые бомбы мощностью 20 килотонн.
На протяжении последующих 6 лет правления Администрации Клинтона и в первые годы правления Буша, отработанное топливо с северокорейских реакторов хранится в специальном резервуаре под наблюдением МАГАТЭ.
В ноябре 2001 года, когда Администрация Буша была полностью поглощена проведением расследования событий 11 сентября, эксперты Национальной лаборатории Лоуренса Ливермора, занимающейся вопросами безопасности, закончили составление чрезвычайно секретного отчета, по заключению которого Северная Корея приступила к строительству установки по обогащению урана. Таким образом, были представлены неопровержимые доказательства того, что существующие договоренности Пхеньяном были нарушены.
Однако Администрация Буша не стала сразу же вступать в конфронтацию с Северной Кореей, а взяла паузу до октября 2002 года, когда на одной из встреч представители Пхеньяна подтвердили, что страна
Поняв, что двусторонние переговоры с Северной Кореей никаких результатов не дают, США возлагают теперь большие надежды на шестисторонний формат и верят в то, что только участие Китая и Южной Кореи, имеющих рычаги прямого давления на Пхеньян, возымеют действие
Собственный перевод