Водка как концентрат российской культуры

Водка как концентрат российской культуры

Водка как концентрат российской культуры

Реклама автомашины “Пежо” во Франции - это 3 серии “Такси”, реклама марки БМВ в России - это пока 2 серии “Бумера”. Надо ли после этого объяснять, чем русское самосознание отличается от французского? Если этого мало, то можно сопоставить нашу комедию “Жмурки” с ее британским прототипом “Карты, деньги, два ствола” и попытаться понять, чем англосаксонское с кельтским акцентом самосознание отличается от нашего. Больше не требуется комментариев?

Минувшая неделя началась лавиной информации о массовых отравлениях суррогатами алкоголя. Что пьет наш человек, когда стресс на работе и в жизни заливать надо, а деньги на выпивке у нас привыкли экономить (в массе, конечно, элита на себе не экономит, но ее раз-два и обчелся).
Сама по себе эпидемия отравлений – вовсе не из ряда вон выходящее событие. Просто раньше об этом особенно не говорили, а еще раньше вообще такую информацию засекречивали, только в диссертациях под грифом “ДСП” можно было прочитать, что к 1970 г. в алтайских селах не было механизаторов-пенсионеров. Прискорбное, но весьма, увы, рядовое и ожидаемое событие. Особенно после бардака с акцизными марками и перебоями со снабжением жизненно важным для русской души продуктом, ведь было же ясно, исчез с рынка легальный основной народный товар ежедневного спроса, даже на короткое время, – его тут же заменят народные умельцы своим пойлом. И рецепты борьбы с новым циклическим пришествием национальной напасти предлагаются очень уж типичные для России – объявить госмонополию на торговлю алкоголем. Не смешно уже. У нас почему-то, взывая к государству как к высшей и сверхсправедливой силе, забывают, что от имени государства всегда и всюду действуют его конкретные служащие. Ну и кто после этого всерьез поверит, что алкоголь “от державы” будет исключительно качественным? Нас, кто создает “Бумера”, пока еще очень сильно отличает от тех, кто создает “Такси”, как раз отношение к государству и его служащим. Если те, кто создает “Такси”, считают государство сферой услуг, то мы, поклонники “Бумера”, знаем, что государство – это что-то очень большое, главное и сильное, причем это верховенство его, государства, над нами нужно ему, государству, для того, чтобы нас при первом удобном случае растоптать, отчего мы пытаемся втихаря от него, государства, прокручивать свои дела, не высовываясь.

В этом как раз и заключена наша сама большая беда. Отвергая очевидное, выискивая какие-то фантастические, только нам свойственные пути развития, мы постоянно занимаемся самообманом, вместо того чтобы заниматься реальными делами. Не госмонополию на водку надо устанавливать, а требовать, чтобы наша гигантская и все разбухающая госмашина выполняла свои функции, предоставляла нам услуги, на оплату которых мы ежемесячно отстегиваем налоги (кто честно их платит).

На самом деле как все случается – см. выше: мы надеемся на государство и не верим ему, прячемся от него, нанося ущерб себе же. Теневая экономика оставляет бюджеты без денег, а бюджетников без зарплаты, но мы же сами сочувствуем теневым дельцам – и в кино, и в жизни. Коррупция в “государевой службе” взвинчивает цены на жилье почти вдвое, а мы продолжаем ходить и просить о помощи этих самых “государевых” служащих. Не просить их пора, а публично ставить на место.

Кстати, как попытались ставить на место в конец заинтриговавшуюся и заворовавшуюся московскую аристократию нижегородские ополченцы почти четыре века тому назад. К празднованию 4 ноября мы еще не привыкли, да и почему именно эта дата была выдернута из плотного исторического календаря Смутного времени – вполне понятно.

Непонятно и нелогично другое – почему никто, даже из большевиков, не додумался поставить исторические даты Смуты (а дат памятных там хоть отбавляй, ибо продлилась Смута даже не полтора десятка лет, а куда поболее) на службу государственной идеологии. Ведь повод-то отличный, действительно на протяжении достаточно долгого периода само существование русской государственности вдруг оказалось весьма маловероятным. Утверждают, что инициаторами Смуты стали притесняемые Борисом Годуновым бояре Романовы (они и выиграли в итоге от той “первой гражданской”, основав династию, окончательно сметенную второй гражданской), говорят также и о том, что турецкие спецслужбы очень точно разыграли карту Болотникова и чуть не выиграли партию. Как это все похоже на события 1914-1917 гг.: интриганство, коррупция и подножки внутри правящей элиты плюс участие забугорных интересов и денег в поддержке внутрироссийской вооруженной оппозиции. Итог и в XVII веке, и в XX оказался сходным: Россия была похожа на Чечню масхадовских (даже не дудаевских) времен – отдельные территории находились под контролем отдельных полевых командиров.

Вообще-то очень хорошо, что пусть и из чисто конъюнктурных соображений, но наше внимание обращено на историю Смутного времени. Очень полезно сейчас тем, кто смутно припоминает из “смутной” истории лишь геройское восстание Ивана Болотникова, на поверку оказавшегося турецким шпионом, перечитать книги и переосмыслить то, чем нас потчевали в школе. Очень полезно изучать собственную историю, может, уважать себя, в конце концов, начнем по-настоящему и искренне, да и водкой стрессы заливать перестанем. А то, может, и правящую элиту на службу государству ставить научимся, не все ж ей, элите, государство себе на службу ставить.

Оценить статью
(0)