Нагорный Карабах получает конституцию, однако его будущее остается неясным

Нагорный Карабах получает конституцию, однако его будущее остается неясным

Нагорный Карабах получает конституцию, однако его будущее остается неясным

Нагорный Карабах, спорная территория далеко в горах с преимущественно армянским населением, некогда принадлежавшая Азербайджану, получил 10 декабря конституцию, однако результаты референдума пока остаются под вопросом. Международное сообщество, если и следило за референдумом, подвергло его критике как потенциальную угрозу для непростых переговоров между Арменией и Азербайджаном. Однако для сепаратистского руководства голосование стало вполне естественным шагом на 15-летнем пути региона к полной независимости.
«Конституция не дает ответа на все наши проблемы. Конституция – это шанс», заявил де-факто президент Аркадий Гукасян на пресс-конференции 11 декабря после принятия конституции. «С принятием конституции у нас появились новые возможности для дальнейшей демократизации страны» согласно европейским стандартам… «Народ, стремящийся к европейским ценностям, имеет больше шансов на международное признание, чем тоталитарный режим».
По предварительным данным, референдум поддержали, приняв в нем участие, почти 99 процентов карабахских избирателей, общая численность которых составляет 78 389 человек. Этот поразительный результат не стал сюрпризом для большинства жителей изолированного горного региона в 6-8 часах езды от армянской столицы города Еревана.
Однако голосование не обошлось без проблем. Некоторые наблюдатели сразу поставили под вопрос время проведения референдума (летом 2007 г. в этом самопровозглашенном государстве должны состояться президентские выборы) и сравнительно короткий срок, отведенный на публичное обсуждение проекта конституции.
Сегодня международное сообщество практически не подает никаких сигналов, говорящих о его позитивной реакции, ни правительству, ни многочисленным опрошенным EurasiaNet избирателям. Азербайджан, Европейский Союз, Совет Европы, Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) и ГУАМ (региональный союз, в который входят Грузия, Украина, Азербайджан и Молдова) – все отказались признать законность референдума. В недавнем заявлении нынешний председатель ОБСЕ бельгийский министр иностранных дел Карел де Гюхт сказал, что референдум может подорвать продвижение, достигнутое с помощью ОБСЕ на переговорах по проблеме спорной территории между Арменией и Азербайджаном.
Между тем правительство Нагорного Карабаха заявляет, что не намерено стоять на месте. «В любом случаем нам надо организоваться, чтобы быть независимыми», сказал де-факто заместитель министра иностранных дел Масис Маилян. «Неужели надо ждать еще 14 лет, пока Азербайджан даст согласие на образование нашего государства?»
Примерно 54 наблюдателя, главным образом из Армении, России и Франции, следили за процессом голосования. День выборов, назначенный в 15-ю годовщину первого референдума о независимости территории, был объявлен Днем конституции.
По словам нагорно-карабахского руководства, принятие конституции должно стать причиной не конфликта, а сравнения с Азербайджаном, сражавшегося с Арменией и карабахскими сепаратистами за контроль над территорией с 1988 по 1994 гг.
В документе, состоящем из 142 статей, говорится, что Нагорно-Карабахская Республика – это «суверенное, демократическое, правовое, социальное государство», власть в котором в настоящее время находится в руках сепаратистского правительства. Конституция устанавливает широкий спектр прав граждан – от прямых выборов президента, парламента и местных органов власти до презумпции невиновности и свободы собраний, слова и религии. «Если бы Азербайджан имел такую же конституцию, как наша, если бы он был такой же демократичной страной, нам легче бы удалось договориться друг с другом», сказал Гукасян. «Надеюсь, что международное сообщество это учтет».
Непростой вопрос о возвращении беженцев – этнических азербайджанцев не получил специального отражения в документе, хотя конституция дает право на возвращение в Нагорный Карабах «каждому гражданину и имеющему право проживать в Нагорно-Карабахской Республике иностранному гражданину». Вопрос о гражданстве остается не решенным, ожидая отдельного закона. В настоящее время карабахцы имеют армянские паспорта, однако не имеют права голосовать на выборах в Армении. В качестве государственного языка назван армянский, однако конституцией гарантируется «свободное использование других языков, распространенных среди населения».
«Признаны мы или нет, у нас есть права», сказал редактор еженедельника «Демо» и член нагорно-карабахского парламента Гегам Багдасарян, который воздержался от голосования по одобренному 1 ноября проекту конституции. «Международное сообщество должно быть заинтересовано в демократии. Чем больше у нас будет демократии, тем легче будет найти общий язык в решении наших проблем».
Вначале сильное влияние на положение дел в сепаратистском Нагорном Карабахе оказывали военные, однако после покушения в 2000 г. на Гукасяна и последующего заключения в тюрьму де-факто министра обороны Самвела Бабаяна к власти пришло гражданское правительство. Представители карабахского руководства заявляют, что сегодня Нагорный Карабах отличается в лучшую сторону от Азербайджана и Армении в том, что касается свободы выражения взглядов.
Редактор газеты Багдасарян с этим согласен. В одной из критических статей в его газете «Демо» обсуждался вопрос, не связан ли конституционный референдум с желанием Гукасяна быть избранным на третий президентский срок. Тот факт, что газета не подверглась преследованиям за сомнение в мотивах Гукасяна, показывает, что в регионе действительно установилась атмосфера большей открытости, заявил редактор. Позднее лидер Нагорного Карабаха, который находится у власти с 1997 г. заявил на пресс-конференции, что не будет баллотироваться на третий срок.
«Пять-шесть лет тому назад правительство реагировало очень негативно на критические статьи. Однако сегодня все по-другому», сказал Багдасарян. Тем не менее, добавил он, реакция властей на критику диктуется прагматическими соображениями. «Дело не в том, что они не реагируют, потому что они такие цивилизованные, а потому, что они не видят реальной угрозы со стороны печатных СМИ».
Кроме того, многие простые карабахцы, проголосовавшие на референдуме, по старинке посчитав это своей «обязанностью», возлагают надежды не только на демократию. Одной из целей является получение Нагорным Карабахом статуса законного, международно признанного государства; другой – экономическая стабильность, которая, как считается, должна наступить сразу после признания.
«Мы трудолюбивый народ. Нам нужны фабрики. Мы хотели бы, чтобы у всех была нормальная жизнь», сказал Артур, 45-летний ветеран войны, стоявший у бакалейной лавки неподалеку от избирательного участка, на котором голосовал де-факто президент Гукасян. «Мы должны проголосовать, чтобы люди узнали о нашей позиции».
Некоторые избиратели, опрошенные по пути на участки, утверждали, что очень внимательно изучили конституцию, другие отмахивались от вопросов. «Зачем ее читать?», спросил один пожилой человек, который направлялся на участок, устроенный в степанакертском театре. «Я хочу за нее проголосовать, это самое важное».
Сурен Тантазян, председатель избирательной комиссии на участке № 30 в Степанакерте, был лаконичен: «Это необходимо для нашего будущего».

Зоя Пауэлл, псевдоним журналистки из Тбилиси

Оценить статью
(0)