Из года в год, ведя репортажи с ежегодной церемонии вручения высшей награды Академии киноискусства США — «Оскар», я отмечал необычное даже для забитого автомобилями Лос Анджелеса явление — автомобильную пробку из лимузинов.
На сей раз сходное явление было на традиционном красном ковре, длинною в 130 метров — затор из кинозвезд. Действительно, в этом году количество кинозвезд первой величины, причем не только американских, было особенно значительным.
Из номинированных актеров не было только лауреатки «Оскара» за «Влюбленного Шекспира» Джуди Денч, которая, сославшись на предстоящую операцию, не прилетела из Англии, зная точно, что приз на сей раз достанется ее коллеге-сопернице, тоже dame (женский эквивалент рыцарского звания) Хелен Миррен за роль британской королевы Елизаветы II в фильме «Королева». Миррен, чья настоящая фамилия Миронова — ее отец из русской аристократии — и была увенчана своеобразной кинокороной — «Оскаром» — завершившим серию ее побед во всех возможных наградных циклах.
Подобная корона наконец была возложена и на ставшую уже седой голову режиссера Мартина Скорсезе, который был номинирован на «Оскар» в 8-й раз. Из них этот раз был шестой за режиссуру картины «Отступники» (плюс две номинации за сценарии). Я опасался, что сентименты Академии снова, как и два года назад будут отданы номинанту за «Письма с Иводзимы» Клинту Иствуду, получившему два года назад «Оскар» за режиссуру «Малышки на миллион долларов», в свою очередь удостоенной тогда «Оскара» как лучший фильм 2004 года и обошедшего Скорсезе, номинированного за режиссуру «Авиатора». На сей раз три классика американской режиссуры — Френсис Форд Коппола, Джордж Лукас и Ститвен Спилберг вручили приз Скорсезе, а «Отступники» был назван лучшим фильмом 2006 года (за который вручались призы).
Иствуд удовлетворился приятной ролью вручения почетного «Оскара» 78-летнему итальянскому композитору Эннио Морриконе, давно заслужившему награду за сенсационную музыку к сотням фильмов, в том числе американских.
Фильм «Отступники» в итоге получил больше всех наград — 4 (еще два за лучший сценарий-адаптацию и монтаж), на втором месте мексиканский фильм «Лабиринт Фавна» с тремя «Оскарами», в том числе за лучшую операторскую работу (Гильермо Наварро). Но эта картина к моему, признаюсь, удовольствию проиграла в самой важной для нее номинации — «лучший фильм на иностранном языке». Этот важный «Оскар» достался немецкому режиссеру с самым длинным из всех номинантов именем: Флориану Хенкелю фон Доннерсмарку за фильм «Жизнь иных». Эта картина куда более глубокая и реалистическая, нежели «Лабиринт», который я бы назвал неровной смесью фильма ужасов с политическим заявлением. «Жизнь иных», рассказывающая о слежке восточногерманского «гестапо» Штаси за людьми творчества, особенно близка тем из нас, кто жил при тоталитарных режимах с их «топтунами» и прослушкой.
Победа чернокожего актера Фореста Уитакера в мужской категории за лучшую главную роль (диктатор Уганды Иди Амин в фильме «Последний король Шотландии») была ожидаемой, но мои сентименты были на стороне легенды мирового кино Питера О’Тула («Венера»), номинированного в 8-й раз, как и Скорсезе, но пока удовлетворившегося (так ли это?!) почетным «Оскаром», полученным несколько лет назад. В мужской категории «лучший актер второго плана» произошел небольшой сюрприз — вместо ожидаемой победы Эдди Мерфи за роль в мьюзикле «Девушки мечты» приз достался ветерану экрана и сцены 72-летнему Алану Аркину за блестящую роль дедушки-наркомана в комедии «Маленькая мисс Счастье». Так что вместо ожидаемого рекорда — победы афро-американцев в трех актерских категориях из четырех, получилось повторение предыдущего «дубля» Халли Берри-Дензел Вашингтон. Молодая актриса и певица Дженнифер Хадсон, как и ожидалось, получила «Оскар» за роль второго плана в «Девушках мечты».
Эта картина имела больше всех номинаций — восемь — но в итоге получила только 2 «Оскара», второй за микширование звука.
«Вавилон», следовавший за «Девушками» с 7 номинациями, и которому многие прочили лавры лучшего фильма года, получил только один «Оскар» за лучшую музыку (аргентинец Густаво Сантаолалла).
Несмотря на отсутствие полного триумфа мексиканских кинематографистов, имевших в общей сложности 16 номинаций (!), их «улов» был заметным и лишь подчеркнул необычно международный характер церемонии этого года. Кроме названных выше победителей-иностранцев среди номинантов была испанская актриса Пенелопа Круз («Вольвер»), японская актриса Ринко Кикучи («Вавилон»), мексиканская актриса Адриана Баразза («Вавилон») и получившая свой третий по счету «Оскар» костюмер из Италии Милена Канонеро («Мария-Антуанетта»). А если формально считать иностранцами австралийца Джорджа Миллера, получившего «Оскар» за мультфильм «Делай ноги!» и англичанку (она же русская!) Хелен Миррен, «Оскар-2007» как нельзя лучше отражает глобализацию, затронувшую и кинематограф.
Голливуд учится говорить на разных языках, а американцы привыкают читать субтитры. В «Вавилоне», например, английский используется меньше всего — в картине говорят еще по-арабски, на языке берберов Северной Африки, на испанском, японском и японском знаковом языке для глухонемых. Тем не менее эта картина не была отнесена в категорию фильмов на иностранном языке, где технически ей было место. И это понятно в свете новых тенденций Голливуда.
Одной из них является повышенное внимание к охране окружающей среды. «Оскар» за лучший документальный фильм получила картина «Неудобная правда», где ведущим выступает бывший вице-президент США Ал Гор. По ходу вечера шутливо разыгрывалась ситуация, когда номинант Леонардо Ди Каприо, пришедший на церемонию со своей немецко-русской мамой Ирмолин, пытался вытянуть из Гора объявление о намерении последнего баллотироваться в президенты США. Гор, как и полагалось по сценарию, отшутился. Но, уверяю вас, если бы он выиграл «Оскар» не в 2007 году, а в 2000, то сегодня был бы президентом США. Интересно, что приятнее — «Оскар», связанный с ним «гламур» или бремя власти? Посмотрите, как постарели на посту Клинтон и Буш, и как молодо выглядел на сцене с "Оскаром в руках их ровесник Гор.
Кстати, идея защиты среды обитания нашла свое выражение в том, что многие звезды прибыли к красному ковру на машинах-гибридах, которые легко переключаются с бензина на электроэнергию.
Сергей Рахлин