Дорога Карс-Ахалкалаки-Баку может перейти под контроль России

Дорога Карс-Ахалкалаки-Баку может перейти под контроль России

Дорога Карс-Ахалкалаки-Баку может перейти под контроль России

Не успели высохнуть чернила на подписанном руководителями Азербайджана, Турции и Грузии рамочном соглашении о начале строительства железной дороги Карс-Ахалкалаки-Тбилиси-Баку (КАТБ), как в Грузии начали озвучиваться мнения о финансовой нерентабельности данного маршрута. Якобы Грузия в соглашении не учла многих аспектов и в результате осталась в проигрыше. Армения, в свою очередь, как и ранее, пытается силами своего лобби воспрепятствовать строительству данного маршрута, который еще более загоняет ее в экономическую бездну. Если недовольство Армении, оставшейся в стороне от еще одного регионального проекта, объяснимо, то озвучиваемые заявления в Тбилиси не случайны. Ведь в Грузии утверждают, что изначально идея КАТБ была вынесена на повестку дня с целью отвлечь внимание от сквозной абхазской железной дороги.
Абхазская железная дорога начинает свой маршрут в Сочи, далее следует до Сухуми и Ахалкалаки. Дорога была закрыта сразу после начала абхазо-грузинской войны в 1992 году. Движение на отрезке дороги от Сочи до Сухуми уже возобновлено. Задействование этого маршрута было основой закулисных договоренностей между Тбилиси и Москвой взамен на вывод российских военных баз из Грузии.
«Никто не обратил внимания на некоторые пункты, которые были указаны в договоре о выводе российских военных баз из Грузии, где основным требованием Москвы было создание на основе Батумской военной базы совместного антитеррористического центра и транзита российских военных грузов через территорию Грузии. Говоря о транзите, имеется в виду Абзахская железная дорога», — сообщил газете «Зеркало» председатель Партии зеленых Грузии Георги Гочечиладзе.
Дело в том, что Россия не имеет прямой сухопутной связи со своими военными базами в Армении, а воздушная перевозка очень дорогая. Но соглашение уже подписано. «В 2001 году Шеварднадзе в Сочи подписал договор с Путиным об открытии Абхазской сквозной железной дороги. Произошла революция, но отношение к этой теме не изменилось. Теперь завершились переговоры об оценочной стоимости реабилитации Абзахской дороги. Если Грузия уступит, то потеряет все козыри в ходе переговоров, и создастся проблема для Грузии», — отмечает Гочечиладзе.
Между тем открытие Абхазской железной дороги для Грузии не имеет никакого экономического значения, кроме как рычага давления в ходе переговорного процесса в урегулировании конфликтов в Абхазии и Южной Осетии.
По мнению грузинских экспертов, до начала строительства КАТБ, которое планируется начать во втором квартале текущего года, Тбилиси выдвинет новые требования. Кстати, после подписания соглашения о строительстве БТД Грузия, также выдвигая разные претензии и требования, препятствовала ведению работ на нефтепроводе. Попытки препятствий строительству КАТБ со стороны Грузии исходят из оглядок на Ереван (Россия при этом остается за кулисами — авт.). Армения, угрожающая Тбилиси сепаратистским настроением джавакхских армян, выступая против КАТБ, пытается привлечь Баку к реконструкции абхазской дороги, в отношении которой наши власти не раз высказывали официальную позицию.
Настоящий экономический кризис для Армении наступил с прикрытием со стороны Азербайджана коммуникаций после начала военных действий в Нагорном Карабахе, а в 1992 году, с разжиганием грузино-абхазского конфликта, была закрыта и Абхазская железная дорога. Через эту дорогу Россия намерена снабжать свои базы в Армении военной техникой, что сопутствует нарушению баланса вооружения в регионе и противоречит подписанным соглашениям.
Ведь Россия пытается добиться бесконтрольной перевозки на этом отрезке пути. Грузинская сторона в переговорах по восстановлению маршрута основным требованием ставила возвращение беженцев в Абхазию и передачу дороги под контроль грузинских таможенников и пограничников. Удивительно, что Тбилиси в последних переговорах умалчивал именно об этих своих главных условиях.
Активны в реализации абхазской дороги Ереван и Москва. Армения берет на себя все расходы по реконструкции дороги. Еревану удалось убедить Тбилиси в том, что препятствие строительству КАТБ может вынудить Баку к восстановлению абхазского маршрута. Тбилиси, согласно некоторым соглашениям с Ереваном, старается вынести на активное обсуждение абхазский маршрут и привлечь к нему более широкий круг субъектов. Заметим, что официальные представители Баку в своих заявлениях косвенно отмечали, что Тбилиси, создавая искусственные препятствия КАТБ, требует участия Баку в реконструкции железных дорог, проходящих по территории Грузии и в первую очередь абхазского маршрута.
Баку отказался, тем более последний железнодорожный маршрут в дальнейшем планируется продлить из Армении в Иран. Кстати, по некоторой информации, Москва указанным путем намеревается вывозить ядерные отходы с иранских атомных станций. Соответственно, и представители официального Вашингтона держат этот вопрос под контролем и не позволят Тбилиси соглашаться на реконструкцию дороги.
Запад открыто не вмешивается в этот вопрос, но в частных переговорах идут серьезные и напряженные дебаты вокруг абхазской дороги. Открытие этой дороги связано с проблемами региона — она может накалить ситуацию. А заявление помощника госсекретаря США Мэтью Брайза о негативном отношении США к проекту КАТБ перед самым подписанием рамочного соглашения можно расценивать как политический флирт с Россией (и не только) или как появление у Белого дома новых планов относительно абхазской дороги.
А между тем официальные представители Тегерана ссылаются на неинформированность по этому проекту и к тому же уверяют, что якобы скалистая географическая местность на протяжении ирано-армянской границы не позволяет проводить здесь железную дорогу. Но мнение проправительственного иранского эксперта Джалала Мохаммади косвенно опровергает официальную версию. «Иран вот уже 10 лет проводит политику расширения связей с соседями через железные дороги. Открытие железной дороги между Россией и Ираном сыграет положительную роль в облегчении передвижения и развития экономических связей между двумя странами», — заявил «Зеркалу» Мохаммади.
Информированные источники в Тбилиси сообщают, что Ереван и Тегеран ведут активные переговоры вокруг Абхазской железной дороги, а также о проведении железной дороги из Ирана в Нахчывань, которая в дальнейшем должна присоединиться к сквозной железной дороге Абхазия-Ахалкалаки-Армения. Вполне очевидно, что Вашингтон не прочь подойти к Ирану с грузинского фланга. Ведь разрешение на использование грузинской акватории Черного моря военными силами США в случае вторжения в Иран у Тбилиси уже получено. В таком случае неудивительно, что США могут согласиться на строительство абхазской дороги с наложением на ней контроля, что и является, очевидно, частью нового плана Вашингтона в его кавказской политике.
Источники «Зеркала» в Тбилиси всю суматоху вокруг железных дорог в Грузии связывают с объединением всего энергетического блока этой страны — газового, энергетического и нефтяного секторов в едином консорциуме. Заметьте, что Грузинская государственная нефтяная компания, входящая в этот консорциум, занимается нефтепроводом БТД. Подобные действия Тбилиси оправданы тем, что Грузия планирует передать весь энергетический сектор страны России. В конце 2005 года был подписан договор о передаче России магистрального газопровода Грузии. Но пока Грузия не может активизировать соглашение, так как сталкивается с сопротивлением Запада и НАТО. В Тбилиси не сомневаются, что грузинские недальновидные политики уже подписали или подпишут соглашение о передаче контроля над дорогами Грузии России.

Г.Инандж

Оценить статью
(0)