Периодически внимание к Ирану повышается благодаря выбросу новой информации, которая неизбежно способствует «повышению температуры»: будь то известные сообщения о готовящихся буквально со дня на день боевых действиях против Ирана, то их опровержения, либо спекуляции вокруг бегства из Ирана одного из высших военных командующих и др. Господа аналитики и многочисленные пишущие зубры по обе стороны океана сошлись в том мнении, что еще одна война для США не нужна, и народ протестует, не одобряет…
Однако, не вдаваясь в детали, чтобы не повторять уже многажды сказанное, хотелось бы остановиться на некоторых известных истинах, взглянуть в не слишком давнее прошлое. В истории вряд ли когда был зафиксирован случай, когда вожди и предводители, начиная войны или перевороты, отступали от своих решений.
По большому счету, ставки уже сделаны, рулетка большой войны вертится, и
Надеюсь, будет позволительно провести некую аналогию, которая даст возможность еще раз реально оценить состояние менталитета народа, который уже более тысячи лет, отгородившись от Европы Малой Азией и Средиземноморьем, углубленно и сосредоточенно выстраивает свою жизнь в соответствии со скрижалями Царя небесного. Сто лет назад выдающийся англичанин Томас Лоуренс волею судьбы смог очень близко соприкоснуться и глубоко постичь психологию и мировоззрение аравийских арабов — потомков основателей исламской религии. Полагаю, что не слишком сильно погрешу против истины, если скажу, что компактное и фактически замкнутое проживание арабских племен на Аравийском полуострове, практически недоступном для иноземцев в течение веков, позволило как в депозитарии сохранить почти в неприкосновенности, в нетронутом виде как жизненный уклад, культуру, обычаи и традиции кочевых арабов, так и менталитет, свято хранящий опыт современников основателя ислама вплоть до начала ХХ века. Религиозные предводители сегодняшнего Ирана не только претендуют на «право первородства» в качестве хранителей и распространителей идей «чистого», как бы ортодоксального ислама, но с этой точки зрения их высказывания и проповеди почти в неискаженном виде отражают идеологию и мировоззрение предводителей арабских племен Аравии, какими они были еще сто лет назад. Ни в коей мере не распространяя психологию и менталитет, присущие аравийским арабам, на всех персов и другие народы, населяющие Иран, тем не менее, нельзя недооценивать идеологическое воздействие проповеди «первобытного» ислама на широкие народные массы на протяжении последних тридцати лет. Во всяком случае, пусть даже только на словах, правящее иранское духовенство каждый час и каждый день пытается воспроизводить и культивировать
Конечно, главной темой книги Лоуренса являлась борьба арабских племен за освобождение от господств османской империи. Османский султан почитался сюзеренами как наместник первых халифов. Однако с тех пор прошло не одно столетие. Секулярная Турция сегодня, по крайней мере, внешне, туристическим своим фасадом, напоминает некоторые европейские страны. Но ведь еще в девятнадцатом веке Турция одной ногой стояла в Европе. Невозможно удержаться, чтобы не процитировать знаменитого путешественника и востоковеда Арминия Вамбери: «Если следовать первому впечатлению, то прославленный в поэзии Иран может показаться ужасающей пустыней, а Турция — земным раем. Я отдаю должное персу: он учтив, сообразителен и остроумен, чего не скажешь об османе, но зато я нахожу у османа искренность и честное простодушие, чего нет у перса. То, что персы наделены необычайно высоким поэтическим чувством — прекрасно, но,
Воистину, когда исламская идеология, принесенная арабским мечом, овладела умами персов и стала самодовлеющей идеей, боги решили лишить их здравого смысла. Иначе как могло произойти такое, что религия бедуинов — жителей пустыни вдруг стала религией жителей некогда богатейших иранских городов. Религия, которая принесла персам (цитирую Лоуренса) «…бесплодный опыт, обкрадывающий человека, лишающий его способности сострадать, извращавший его человеческое добросердечие, навязывая образ пустоты», в котором и должен был отныне прятаться
Быть может, найдется множество людей, которые упрекнут меня в неправильной атрибуции высказываний Лоуренса по отношению к персам, однако, горький опыт насаждения ортодоксальных идеологий среди разных народов может подтвердить достаточную правомочность такой аналогии. Вряд ли нужно здесь опять повторять известные факты направления на минные поля сотен иранских подростков во время
Может быть, достаточно веским аргументом станет и упоминание о такой одиозной «новации», свидетельствующей о дальнейшей сегрегации женщин по половому признаку в иранском обществе: создание отдельных женских парков и отдельных женских курортов. Наивный европеец думал, что необходимы только отдельные женские и мужские туалеты, возможно, отдельные бани, а также еще
Конечно, экстраполяция
Тем более, что сами иранцы недолюбливают арабов и считают их нецивилизованными по сравнению с собой. Однако, тем не менее, религия менее цивилизованных вошла в кровь и в сердца персов, и они стали так же, как и их братья по вере, детьми идеи, которая, по Лоуренсу, «есть абстракция. Абстракция — сильнейший побудительный мотив, процесс — бесконечное мужество и многообразие, а конечный результат — ничто». Полагаю, что нет нужды доказывать очевидное — именно вера, называемая исламом, внушила идею о ничтожности мира, а отвержение материи привело к проповеди самоотречения и нищеты. Ислам — это вера покорности, рабства, а дух рабства крадет у человека весь мир (Лоуренс).
В исламе цена человеческой жизни ничтожна, поскольку только смерть позволяет человеку вкусить блаженство. Совершенно прав Лоуренс, говоря о том, что быть мусульманином — это значит следовать курсу между идолами племени и пещеры. Если в языке отсутствует понятие творчества, поскольку ислам предоставляет право творчества только богу, а человек, таким образом, по определению не творец, а только раб и орудие в руках бога, в таком случае можно только говорить о высокой степени лукавства правящих имамов, которые заявляют миру о высокой степени свободы и почти что демократии в своей стране, где люди — духовные рабы, и не могут быть свободны, так как духовно не свободны. То есть, фактически руководители страны, проповедуя исламскую веру как самую прогрессивную в мире религию, обрекают свой народ на заведомое духовное рабство. Что предполагает и безволие, и добровольное самопожертвование во имя ложных целей и идеалов.
Архаические религии в современном мире имеют право на существование в том случае, если они не предполагают экспансию соответствующей общины. Наблюдаемые в Иране процессы, в том числе попытки теократического режима навязать остальному миру свою модель сосуществования, в том числе путем вооружения своих соседей и братьев по вере (например, тех же палестинцев и
Конечно,
Алекс Диркерд