Переоборудование автомобиля на газ:

Переоборудование автомобиля на газ:

«А у нас в машине газ», — скажут автомобилисты будущего в ответ на очередное подорожание бензина. Непомерное повышение цен на любой товар обычно приводит к тому, что потребители от него отказываются либо находят замену: водке — самогон, мясу — сою и так далее. Автомобилисту перестроиться на пеший образ жизни сложно. Значит, надо перестроить машину. Достойная альтернатива бензину есть: газовое топливо. Оно и кошелек водителя бережет, и для окружающей среды безопаснее. Невысокая стоимость газа по сравнению с бензином — важное преимущество, однако не очень торопятся казахстанские автолюбители занимать очередь у специалистов, переоборудующих машины для работы на газе.
И действительно, несмотря на то что в Казахстане появилось не так уж мало сетей газовых заправочных станций, автомобилисты не стремятся «посадить» свой автомобиль на газовую диету. Кто-то мотивирует свою нерешительность чересчур высокими первоначальными расходами на приобретение газобаллонного оборудования и его установку, кого-то отпугивает взрывоопасность. «ЛИТЕР-Неделя» попыталась разобраться в ситуации с газом и с помощью специалистов определить все «за» и «против» переоборудования авто на газ.

Голубая мечта

Ниже мы обязательно вернемся к недостаткам газового топлива, но сначала определимся, чем еще, кроме стоимости, может козырнуть газ.
АИ-80,
АИ-92… Цифры в маркировке бензинов указывают на их октановое число. Если бы газовое топливо имело аналогичное обозначение, то там бы стояла цифра 105. Такое высокое октановое число обеспечивает газу бездетонационное сгорание, даже если двигатель «загнали» в режимы, близкие к экстремальным. И возникновение калильного зажигания в газовом двигателе маловероятно, так как при работе на газе в камере сгорания резко уменьшается образование нагара. Кроме того, газ не разжижает моторное масло и не смывает его пленку со стенок цилиндров, а само масло при работе двигателя на газе меньше окисляется, а значит, медленнее ухудшаются его качество и рабочие свойства.
- Газовоздушная смесь, поступающая в цилиндры, по своему составу является более однородной, чем бензовоздушная, — рассказывает автослесарь одного из крупных алматинских СТО Анвар Абдумажидов. — К тому же эта смесь из-за особых свойств газа сгорает с меньшей скоростью. В результате детали кривошипно-шатунного механизма двигателя испытывают в процессе работы щадящие нагрузки. Все это наилучшим образом сказывается на ресурсе двигателя до его капитального ремонта.
Кроме того, как отмечают специалисты, к достоинствам голубого топлива можно отнести не только его альтернативность как топлива, но и увеличивающуюся автономию автомобиля. С полностью заправленным бензобаком и газовым баллоном дальность пробега на некоторых моделях возрастает до 1200 километров.
В развитых странах Запада решающим преимуществом газа считается его высокая экологичность. И действительно, если только газовое оборудование не разрегулировано, то содержание СО в выхлопе должно уменьшиться в 2–3 раза по сравнению с работой на бензине. Одновременно снижается выброс окислов азота и углеводов — в 1,2 и 1,5 раза соответственно. А раз так, то владельцу газового авто становятся не страшны никакие пункты экологического контроля с их проверками уровня СО в выхлопных газах.
Перед покупкой автомобиля каждый из нас стоит перед дилеммой: дизель или бензин? Выбрав бензин, многие мучаются дальше: а не поставить ли газовое оборудование? Можно взять калькулятор и подсчитать, стоит ли овчинка выделки. Итак, в роли «подопытного кролика» выступит автомобиль автора статьи. За год он проезжает по городу порядка 15000 километров. По паспорту «Ауди-80» кушает 8 литров 92-го бензина на каждую сотню оставленных позади километров. За год — 1200 литров. 92-й бензин в среднем стоит 73 тенге за литр. Итого за год: 1200 x73=87600 тенге. Что же получается по деньгам с газовым автомобилем? Как известно, расход газа всегда больше расхода бензина процентов на 10–20. У нашего «кролика» расход получится не больше 12 литров на сто километров. В год это 1500 литров. На АЗС голубое топливо продается в среднем по 37 тенге. Итак, считаем: 1500 х37=55500 тенге. В итоге, при грубом подсчете, с использованием газа годовая экономия — 32100.
Сегодня любой автомобиль, работающий на бензине, можно переоборудовать под газ. Стоимость такой переделки колеблется от 500 до 1000 долларов. Однако ждать, когда окупятся расходы на переоборудование, придется достаточно долго. Хотя специалисты, которые занимаются такой переделкой, утверждают, что расходы окупаются всего за несколько месяцев. Тем не менее на практике все не так безоблачно. Автовладельцу, рискнувшему переоборудовать своего «коня», сначала нужно будет привыкнуть к переделанному авто и хотя бы раз месяц совершать контрольное посещение специалистов, дабы убедиться в нормальном функционировании газового оборудования. Ведь даже малейшая утечка газа может привести к трагедии.

Газовая атака

С точки зрения представительниц слабого пола, самый большой недостаток газа — его своеобразный, неприятный запах. Этот «аромат» газу придает специальное вещество — этилмеркаптан, который в небольших дозах добавляют в голубое топливо, чтобы своевременно обнаружить его утечку. Сам по себе этилмеркаптан абсолютно безвреден, но одаривает своим запахом выхлопные газы, а со временем пропитывает им патрубки и другие детали топливного оборудования. Даже если утечки нет, от неприятного «благоухания» все равно не избавиться, и не все способны воспринимать это как должное.
- Кроме того что газ по сравнению с бензином медленнее сгорает, он еще имеет и меньшую энергоемкость, — продолжает Анвар Абдумажидов. — Это ведет к потере мощности двигателя и увеличению расхода топлива. Правда, на практике после установки газового оборудования владельцы автомобилей сильного ухудшения разгонных характеристик не наблюдают. Напротив, все дружно отмечают, что работа двигателя изменилась в лучшую сторону, словно он обрел второе дыхание. На самом же деле уменьшение мощности компенсируется увеличением расхода газа.
Еще один минус автомобиля на газе — сокращение объема багажника, который на 30–60 процентов «съедается» газовым баллоном. Уменьшится и полезная грузоподъемность авто, так как весит газобаллонное оборудование около 60–70 килограммов — вес одного взрослого человека. Многие автолюбители к серьезным недостаткам газа относят взрывоопасность. Но специалисты утверждают, что это несколько преувеличено. Риск, по их мнению, существует, но он минимален при профессиональной установке газобаллонного оборудования и его эксплуатации с соблюдением определенных правил.
Вот что говорят те, кто, несмотря на некоторые пугающие моменты, все же устанавливал газовое оборудование в машине:
- У меня был печальный опыт установки газа в машину, — говорит водитель с 15-летним стажем Сергей Бурулько. — В конце 90-х установил газ на свой «ВАЗ — 21099», сделали это в России, так как в Казахстане тогда эта процедура была слабо развита. Отъездив около четырех месяцев, машина «благополучно» взорвалась. Повезло, что рванул не сам баллон, иначе без трагедии бы не обошлось. Как позже выяснилось, баллон слегка сифонил и в салоне скопился газ. Был тогда ноябрь, окна, естественно, закрыты, и маленькая искра привела к большому взрыву. Я и пассажир отделались ожогами.
- Моя «Волга» ездит на газе — это дешево, и с заправками сейчас проблем нет, — рассказывает водитель с 30-летним стажем Владимир Солдаев. — К тому же масло в машине можно менять раза в два реже, чем на бензиновой, так как после газа нет загрязняющих частичек. И можно издеваться над экологическим патрулем, ведь от газа токсичность ноль! Есть, конечно, и трудности: при эксплуатации приходится периодически сливать газовый конденсат, да и курить в машине рискованно.

Однако…

Как уже отмечалось, общий ресурс двигателя при работе на газе увеличивается. Но есть нюанс, который следует учесть. Для клапанов неиспарившиеся капельки бензина являются охладителем. В газовоздушной смеси никаких капелек нет, поэтому при работе на газе возможен перегрев клапанов. В этом случае специалисты советует владельцам газовых авто установить более раннее — на 3–6 градусов — опережение зажигания, а также чуть-чуть, не более 0,08 мм, увеличить тепловые зазоры в клапанах.
Бензин является смазкой для осей заслонок в карбюраторе и поддерживает в рабочем состоянии тамошние резиновые уплотнения. Полный отказ от использования бензина может привести к тому, что карбюратор постепенно превратится в «атрофированный» орган, так что в целях профилактики полезно иногда поездить и на бензине. Хотя бы 30 километров в месяц будет достаточно. Но и это еще не все.
- Поджечь газовую смесь гораздо сложнее, чем бензин, — отметил автослесарь. — Поэтому и до, и после запуска мотора при температуре окружающей среды ниже 5 градусов следует переходить на питание двигателя бензином. То есть за несколько километров до стоянки рекомендуется перевести авто на бензин и утром заводить на бензине и только после полного прогрева переходить на газ.
В машине на газе всегда должны быть в порядке система зажигания, электропроводка и воздушный фильтр. Нельзя допускать, чтобы машина перегревалась, нужно тщательно следить за лишними запахами в салоне, под капотом и в багажнике.
Безусловно, газ вовсе не так опасен, как о нем говорят. «Бомба в багажнике» — скорее миф, чем реальность. Как ни удивительно, бензобаки взрываются чаще, чем газовые баллоны, ведь вторые сделаны из более плотного железа. Тем не менее питание автомобиля на газе предъявляет повышенные требования к состоянию авто и аккуратности владельца. И если ваш ритм жизни не позволяет выполнять нехитрые правила эксплуатации, а регулярное посещение станций обслуживания никак не вписывается в повседневный график — не спешите переводить своего «железного коня» на голубое топливо.
Удачи вам в дороге!

Подготовила Оксана Лысенко, Алматы

Оценить статью
(0)