Обычный странный визит

Обычный странный визит

Обычный странный визит

Визит в Туркменистан министра иностранных дел Сергея Лаврова прошел почти при полном отсутствии освещения этого события в СМИ. Скупость просочившейся информации может отражать либо то, что Москва по прежнему не имеет внятной позиции по отношению к туркменским властям, либо уже готова предложить нечто кардинальное для вывода отношений из тупика, но это нечто кардинальное пока только согласовывается с новой туркменской властью.
На самом деле, от визита Лаврова местные и иностранные наблюдатели ждали довольно многого, ведь, по сути, это первый рабочий контакт российской власти с новым руководством Туркменистана. Ссылки на «плодотворность» предыдущих двух визитов российского премьера несостоятельны, ибо имели чисто формальный подтекст — на похороны Ниязова и инаугурацию Бердымухаммедова. А в похоронно-праздничной атмосфере обсуждать что-то серьезное, с выходом на конкретные соглашения и подписания конкретных документов просто нереально. В этой связи визит Лаврова мог бы стать прорывом в межгосударственных отношениях. И, может быть, стал, вот только остальной публике о том ничего сообщено не было. Безусловно, прозвучали перед несколькими журналистами дежурные фразы, да показаны по туркменскому телевидению посещения «святых» мест бывшего президента, да ставшая вымпелом туркмено-российской дружбы школа имени Пушкина. Но все ждали не только этого.
Осторожность российских властей понять довольно просто. Газовые интриги сейчас находятся в очередной фазе обострения и потерять такого богатого на газ партнера как Туркменистан, значит поставить жирный знак вопроса в амбициях на звание гаранта энергетической безопасности Европы. С другой стороны, в самой России, в преддверие выборов в Думу и выборов президента, властью и ее оппонентами всерьез разыгрывается национально-патриотическая карта. И отказаться от латвийских шпрот в протест на нарушения там прав русскоязычного населения и отказаться от туркменского газа в протест на то же самое, даже в квадрате — это, согласитесь, две большие разницы. Обе проблемы давно перешли в латентное состояние, но откладывание их в более долгий ящик чревато очень многими последствиями, а лично для Путина чревато еще и имиджевыми издержками, учитывая историю отношений России с Туркменистаном в бытность его президентом.
Но вернемся к визиту Лаврова. Формально была произведена реанимация работы туркмено-российских комиссий. Одна из них была создана для решения весьма актуального вопроса. Причем актуальность его не теряла своего градуса со времен распада СССР и начала построения в Туркменистане государства, идеологией которого стал воинствующий национализм со всеми последствиями для нетуркменского населения. Особенно это больно ударило по русскоязычным гражданам Туркменистана, которые, впрочем, как и в остальных республиках бывшего СССР, стали самой уязвимой категорией. В начале 90-х, Ниязов поступил логично, создав и предложив России весьма прагматичную договорную базу, согласно которой все желающие из числа русскоязычных могли получить так называемое «двойное» гражданство, статус переселенца и на всем этом «добровольно» выехать в российские просторы. Только, в самой России этих переселенцев никто не ждал и в начале 90-х о программах государственной поддержки этой категории даже не слышали. И те, кто выехал, столкнулся со всеми прелестями строительства дикого капитализма, не имея никаких реальных шансов на нормальную жизнь на старой-новой Родине. Многие решили остаться в Туркменистане и по этой и по многим другим причинам.
Собственно эта и есть та категория российских граждан, гуманитарные вопросы которых должны были волновать российские власти, не менее, а более, чем ту же категорию в Прибалтике, ибо дискриминация по-европейски ни в какое сравнение не идет с дискриминацией в условиях азиатской сатрапии. А гуманитарных проблем накопилось. Начнем с того, что статус этих граждан не определен до сих пор. Поясню. После «покушения» на Ниязова в 2002 году, в 2003 году состоялась сделка Ниязов-Путин, которая получила название «газ-люди». И заключалась она в «пакетном» соглашении. Туркменистан продавал российскому «Газпрому», читай — России, весь свой газ на 25 лет. А Россия давала согласия на прекращение действия соглашения с Туркменистаном «О двойном гражданстве» от 1992 года. И, как бы потом не старались российские власти отыграть назад, потеря лица была столь серьезна, а возмущение общественности в России столь шквальным, что все «заботы» о правах соотечественников в той же Прибалтике стали казаться просто нелепыми. Дума категорически отказалась ратифицировать это соглашение, а Путину пришлось извиняться за брошенные на предыдущей пресс-конференции слова, когда он заявил про остающихся в Ближнем зарубежье соотечественников: «Кто хотел, тот уехал». За этот год ему доложили, что это не так, что не все, кто хотели — уехали, оказывается, многие и не хотели уезжать из тех стран, где родились и выросли. И объяснили Путину, что это не повод лишать их гражданства России, что, фактически было сделано в рамках «пакета» «газ-люди».
А тем временем жизненное пространство для обладателей российского гражданства и русскоязычных, становилось в Туркменистане все уже и уже. Ниязов начал изгаляться над ними по полной программе. С тонкой восточной изощренностью, которая покрывалась толстым слоем совкового цинизма. А первое, что он сделал, это быстро провел все необходимые процедуры по аннулированию российского гражданства. Меджлис без запинки ратифицировал соглашение о прекращении действия «двойного» гражданства, тут же вышел указ, предписывающий в месячный срок выбрать одно из двух. Тысячи людей продали за бесценок свои квартиры, кто-то просто бросил в отчаянии ее продать хоть за какие деньги, многие так и оставили свое имущество, кто-то бросил свой бизнес, почти все — могилы своих родных и близких, потому что поняли, что попадают полностью в зависимость от идиотских прихотей распоясавшегося расиста. Кстати, о расизме. В 2005 году Секретариат Конвенции ООН по расовой дискриминации фактически признал проявления расизма в Туркменистане, проводимого на государственном уровне. Но это случилось уже постфактум.
Но вернемся к гуманитарным вопросам. Российские граждане стали просто заложниками в спекулятивной игре Ниязова с властями России. Сдавив их жизненное пространство до минимума, он то кидал какую-то подачку в виде открытия туркмено-российской школы с обучением по российской программе, то закрывал подписку на все печатные СМИ из России и прекращал трансляции российского телевидения, как только какой-то российский газовый чиновник наступал ему на хвост. Как только туркменские власти широко объявили о вводе в эксплуатацию современного оборудования, позволяющего вещать на всех доступных радио диапазонах, тут же отключают единственное российское радио «Маяк», придумав совершенно дикую историю об устаревшем оборудовании. Стоило российскому ТВ рассказать о наркотрафике через Туркменистан, как тут же было снесено здание театра им. Пушкина. И только глас российской общественности к Путину, заставил Ниязова одуматься и отдать для труппы театра хибару на окраине Ашхабада.
Так или иначе, вопрос о «гуманитарном сотрудничестве» получил обоюдное «добро» и гуманитарная комиссия вот-вот должна начать работу. И первый ключевой вопрос — о «двойном» гражданстве. Дезавуировать двусторонние договоренности и предыдущие решения туркменских властей о прекращении действия «двойного гражданства» — это серьезный поступок, требующий не только протирания штанов на переговорных стульях, но и серьезной политической воли. Ведь российской стороне придется де-факто предложить не только аннулирования указов Ниязова, но и, фактически, внести изменения в конституцию Туркменистана, в статье 8 которой так и значится: «За гражданином Туркменистана не признается гражданство другого государства». А в конституции России записано, что никто не может лишить гражданства России, в том числе и президент России, не говоря о президенте Туркменистана. Как будут выходить из этого тупика обе стороны — непонятно, ибо для туркменской стороны этот шаг немыслим в современной системе координат, а уступки российской власти, как бы не хотелось туркменского газа, тоже маловероятны — скоро в России выборы. И этим все сказано. По всей видимости, стороны решат «подождать», не педалировать этот вопрос, оставляя эту правовую дыру. Ведь до конца соглашения «газ-люди» еще 21 год. И, как говорит статистика, за это время обычно помирает или ишак, или шах. Или газ кончится или россияне в Туркменистане исчезнут. И проблема решится сама собой.

Курбан Атаев, Ашхабад

Оценить статью
(0)