Челночный туризм

Каждый мегаполис в мире имеет некие символы, при упоминании которых даже ребенок непроизвольно выдаст целый ряд ассоциаций: например, Париж — Эйфелева башня, Лос-Анджелес — Голливуд, Москва — Кремль… и т.д. Продолжать этот список можно до бесконечности…
А какой символ всплывает в памяти туристов при упоминании города Алматы? Барахолка!
Еще со времен Советского Союза Алматы славился своими, без преувеличения, уникальными достопримечательностями, среди которых высокогорный каток «Медео», Чарынский каньон, горнолыжная база Чимбулак. Можно ли сегодня с уверенностью сказать, что именно зрелище величественной панорамы гор Заилийского Алатау притягивает новых туристов? Без сомнения, это так. Вопрос лишь в том, какая часть приезжих посвятит большую часть своего времени именно созерцанию красот нашего города. Если популярность курортов, возникших в местах сочетания уникальных климатических условий вполне понятна, то причины, побуждающие людей ехать в Алматы, не могут не удивлять. Так, для основной массы людей, оказавшихся в Городе яблок (таков примерный перевод слова Алматы, славящегося своим знаменитым апортом, хотя уже давно своих яблок здесь уже практически нет), паломничество к местам туристического поклонения имеет скорее побочный характер.
Большинство предпочитает, едва ступив на землю алматинскую, направить свои стопы в сторону не менее знаменитого на пространствах Казахстана объекта «поклонения» — комплексу городских вещевых рынков, в простонародье более известному как «Барахолка». Невероятно, но факт: жители Казахстана и иностранные граждане, в том числе, волей судьбы оказавшиеся в Алматы, в первую очередь предпочитают наведаться на пресловутый вещевой рынок и потратить энную сумму на китайско-турецкие товары. Не успев отдохнуть с дороги, они деликатно осведомляются о том, где находится вожделенное место — барахолка. И лишь вторым пунктом посещения для многочисленных гостей нашего города становятся местные достопримечательности. Приезжие предпочитают, не мудрствуя лукаво, оставить все наличные между рядов вещевых рынков, чем потратить их на культурно-развлекательную программу.
И, лишь приобретя заказанные многочисленными родственниками товары, турист, наконец, решает ознакомиться с культурной программой, предлагаемой многочисленными туристическими фирмами нашего города.
Туристическая Мекка города Алматы — Барахолка, не только гостеприимно принимает туристов, но и дает рабочие места гастарбайтерам. Специальных исследований «барахолочной отрасли» не проводилось, но по приблизительным расчетам можно оценить объем этого рынка только в Алматы — в примерно $3 млрд.
Сейчас на алматинской барахолке 28 рынков. Самый крупный — «Болашак». На нем 15 рядов, а в каждом ряду в среднем по 370 «бутиков». То есть только на одном этом рынке работает около 5 тысяч предпринимателей со средним доходом $1000–1500 в месяц. В новогодний сезон эта цифра увеличивается до 200 тысяч человек. Итого можно прийти к таким цифрам — на барахолке только в Алматы работают около 150 000 человек. Соответственно, совокупный ежемесячны доход барахолочного бизнеса составляет $225 млн., или $7,5 млн. долларов в день. В год — почти 3 млрд. долларов. Это без учета сезонных продаж, совсем черных «подразделов» барахолки — типа «стихийных»рядов вне стен рынка, вдоль трассы и пр.
Чтобы представить рост доходов барахолки, достаточно взглянуть на следующие цифры — еще 5–6 лет назад контейнеры на рынках стоили в среднем $3 тыс., сейчас — $100–150 тыс. Также можно сравнить с официальными цифрами по розничному товарообороту по всей стране — его объем составил в 2006 году $12,7 млрд. Иначе говоря, барахолка — это четверть того, что в розницу продают по всей стране.
Примечательны другие цифры — по мнению аналитиков, объем «черного нала» и взяток — то есть продаж без талонов и т.д. на алматинской барахолке составляет более $1 млн. в день (!) или $360 млн. в год.
Основными поставщиками товаров для барахолки традиционно остаются Китай, Турция и Россия. Многие товары с лейблом made in China, кстати, сделаны в Казахстане или Кыргызстане. Дело в том, что в Казахстане весьма странный налог на производство — фактически уничтожающий собственное производство, из-за чего многие производители вынуждены уйти в тень и работать «под импорт».
Между тем, туризм является одним из наиболее выгодных сфер бизнеса, и Казахстану обладающему уникальным природным ландшафтом, как говорится, грех не использовать это. В целом, в 2005 году доход Казахстана от туристической деятельности составил примерно $250 млн., в виде налогов в бюджет государства поступило свыше около $50 млн.
Согласно статистическим данным, в Казахстане в последние годы наблюдается устойчивая тенденция увеличения объемов въездного туризма. Так, если в 2002 году в республике побывали 3,7 млн. гостей, то в 2004-м — их число увеличилось до 4,3 млн., а в 2005 году составило 4,4 млн. Интересно также, что 60% туристов, въезжающих в Казахстан, обязательно посещают Алматы.
Объемы въездного туризма в Казахстане растут. Подавляющее большинство туристов прибывает в Казахстан из Кыргызстана, Китая, Узбекистана, России, Турции, а также Германии и США. Оговоримся, что официально туристом принято считать любого иностранного подданного, пересекшего границу Казахстана. Но всего лишь 3 % иностранцев приезжает в Казахстан с познавательной целью, или что называется отдохнуть. Оставшиеся 97% посещают Казахстан с «деловыми визитами». На самом же деле, большая часть из них «челночники» — для оптовых закупов на барахолке и гастарбайтеры, приезжающие на заработки, в основном на строительные объекты.
Вопреки планам правительства, намеревающегося сделать из Алматы финансовый центр Центральной Азии, «Город яблок» потихоньку становится крупнейшим в регионе шоппинг-центром. Впрочем, удивлять этому вряд ли стоит. На фоне высоких налогов на импорт в Узбекистане, исторических предпосылок в виде легендарного Шелкового пути, близость к Китаю, безвизовый режим с Турцией и др. Алматы привлекает все больше «челноков», для которых это чуть ли не единственный шанс выжить.

Ирина Гальянова, Екатерина Корчагина, Алматы

Оценить статью
(0)