Государственный департамент США опубликовал «Стратегический план» внешней политики на 2007–12 годы. Большая часть документа посвящена долгосрочным интересам дипломатии США на постсоветском пространстве и, конкретно, отношениям с Россией. Для нас самое интересное — то, что Вашингтон
США — впервые после холодной войны — открыто называют своей приоритетной задачей борьбу с «негативным влиянием» России по многим направлениям — будь то продажа Москвой оружия сомнительным режимам или давление на бывшие советские республики. Не надо быть специалистом, чтобы понять, что этот новый план госдепа еще более осложнит и без того напряженные отношения между Россией и Америкой.
В этом
«В современном мире невозможно провести четкие границы между интересами нашей безопасности, нашими усилиями в сфере развития и нашими демократическими идеалами», — отмечает во вступительной части «Плана» государственный секретарь Райс, по мнению которой главная задача внешней политики США на глобальном уровне — «распространение свободы ради благополучия американского народа и международного сообщества».
Подчеркнем, что это уже третий программный документ, опубликованный госдепом за последний месяц. Первым был ежегодный отчет о положении с правами человека в мире, опубликованный в начале марта; второй, озаглавленный «Поддержка США прав человека и демократии в мире», вышел в начале апреля. И в первом, и во втором документах важное место отводится России и странам СНГ, и лейтмотивом обоих является рассмотрение существующей в России крайне тяжелой ситуации с точки зрения демократических прав и свобод и, соответственно, ее осуждение. Если в первом докладе госдеп ограничивается отрицательными оценками, то второй содержит уже конкретные указания на то, что отныне США постараются активно влиять на ситуацию в постсоветском пространстве и, конкретно — способствовать проведению свободных выборов в России и других странах.
Реакция России на оба доклада была, разумеется, крайне болезненной. Но в Вашингтоне эти доклады, как видно, так и были задуманы — особенно третий, упрямо продолжающий полемику с Москвой по все более обостряющейся проблеме «российского суверенитета» и «американского вмешательства». Заявление Райс о «невозможности провести четкую разделительную черту» между интересами безопасности США и американскими демократическими идеалами — последний довесок Вашингтона, разъясняющий, почему американцы не считают защиту демократии за тысячи километров от своей территории вмешательством во внутренние дела другого государства.
Сделанные в «Стратегическом плане» жесткие оценки и заявления в адрес России надо воспринимать как последнее подтверждение того, что США намерены заняться судьбой демократии в России всерьез и надолго. Вместе с тем, в тексте о новой «внешнеполитической пятилетке» США мы встретим и моменты, подтверждающие, что в Вашингтоне отнюдь не считают Россию страной, окончательно потерянной для американской политики. «США хотят, чтобы Россия стала открытым, демократическим и стабильным геополитическим партнером. Мы постараемся поощрять такое развитие с помощью широкого круга экономических, общественных, научных и политических связей,» — отмечается в новой доктрине.
Как видно из этого документа, в Вашингтоне «крайне заинтересованы в усилении позитивных тенденций», в поддержке вступления России в международные организации, в ее интеграции в глобальную экономику, включая создание там среднего слоя, «поддерживающего демократические институты и верховенство закона».
Однако там же отмечается, что углубление сотрудничества по этим и другим направлениям не заставит США из соображений политической конъюнктуры закрывать глаза на проблемы российской демократии. «Мы будем сотрудничать с Россией там, где сможем это делать продуктивно, но в то же время при содействии наших европейских и иных союзников проявлять твердость в том, что касается демократических ценностей, свобод и прав человека, и противостоять негативному поведению России».
Притом, как свидетельствует этот план, в Вашингтоне сегодня проявления «негативного поведения» России видят чаще, чем
Но самым неприятным для России и самым интересным для нас должно быть
«Еще один важный вызов — политика России в отношении ее соседей, особенно поддержка Москвой сепаратистских регионов Грузии и Молдовы, ее политическое и экономическое давление на Грузию и монополистское использование энергии с целью влияния на соседей, для установления контроля над их инфраструктурой и стратегическими активами», — отмечается в докладе. Обвиняя Москву в использовании энергетических рычагов для подчинения соседей по СНГ, США не скрывают, какими будут в ближайшие годы их контрмеры: «усиление региональной энергонезависимости путем диверсификации энергоресурсов, повышения прозрачности и роста эффективности использования энергии».
Последняя тема этой части отчета, которая тоже явно обострит отношения между Москвой и Вашингтоном — это ГУАМ, «объединение новых демократий Грузии, Украины и Молдовы». Госдеп недвусмысленно указывает, что одной из главнейших задач внешней политики США на ближайшие годы будет еще большее сближение «новых демократий СНГ» с европейскими и
В плане конкретно сказано, что именно подразумевается под этой помощью: «Борьба с коррупцией, стимулирование реформ и демократического развития и поддержка гражданского общества и независимых СМИ как на двусторонней основе, так и совместно с Евросоюзом или с многосторонними форумами — например, с ОБСЕ».
Через этот фрагмент доклада красной нитью проходит следующая патетическая фраза: «По пути, проложенному цветными революциями 2003–05 годов, стремятся к осуществлению своих надежд народы в других местах Евразии».
В итоге, как отмечает российский «Коммерсантъ», это самый жесткий к России документ из всех,
Шукри Гомелаури