Как стало известно корреспонденту «ВК» из неофициальных источников, в июне в республике начнется массовое внедрение уникальной охранной системы под кодовым названием ССТО-А — специальная система тревожного оповещения для автомобиля. Действие ее просто, как все гениальное: в машине устанавливается прибор размером с сотовый телефон, и как только он «учует» чужого за рулем, все милицейские рации, находящиеся в радиусе 200 метров, заговорят приятным женским голосом: «Внимание, угон!». И тут же сообщат марку, модель, цвет и госномер машины.
Подробнее о принципе действия ССТО-А рассказывается на официальном сайте разработчика этой системы — ООО «ЧеКа» из города Иваново. Там же сообщается, что в Татарстане появился региональный дистрибьютор, который в 2007 году будет внедрять в республике ивановскую новинку. По мнению разработчиков, эффективность ССТО-А значительно выше, чем всех ныне применяемых в стране противоугонных и поисковых систем, в том числе спутниковых. Ведь сотрудник милиции получает данные об угнанной машине, находящейся практически в пределах его видимости. Поэтому если автомобиль в движении, то его задержание — дело 5 — 10 минут, а если спрятан в гараже где-нибудь на окраине города — примерно 40 минут. С помощью этой противоугонной системы были обнаружены ивановские автомашины, угнанные во Владимире, Краснодаре, Сочи, Костроме, в Московской области. А одно из оперативных изделий ССТО-А было использовано УБОП УВД Ивановской области для задержания банды автоугонщиков.
В Татарстане ежемесячно регистрируется в среднем около 140 фактов неправомерного завладения автотранспортом — краж и угонов. По данным республиканского МВД, раскрываемость угонов составляет чуть больше 60%, а краж автомобилей и того меньше — около 30%. Но даже если вор пойман, вероятность, что автовладелец получит свою машину в целости и сохранности (если вообще получит!) практически равна нулю. За страховкой же еще побегать надо! А похитителя автомобиля, оборудованного ССТО-А, как утверждают специалисты, милиционеры будут задерживать «тепленьким» — прямо за рулем чужой тачки. Ведь на то это противоугонное средство и секретное, что преступник не может его обнаружить и даже услышать, что оно сработало. Так что все получат свое: автовладелец — машину, милиция — раскрываемость, ну а вор — тюрьму.
Но, как оказалось, именно из-за суперэффективности ССТО-А в милиции до сих пор тщательно скрывают информацию о готовящемся сенсационном наступлении на автокриминал, хотя первые испытания секретного противоугонного средства прошли в Казани еще в середине декабря и уже тогда результат превзошел все ожидания. Пока машина, оборудованная системой, доехала от улицы Дзержинского до перекрестка Восстания — Ибрагимова, милицейские патрули «ловили» ее четыре раза! А на последней контрольной точке на перехват примчались сразу два патрульных экипажа: один выехал наперерез, заблокировав «угнанную» машину, другой отсек ей пути отступления.
Причем стражей порядка, для чистоты эксперимента, специально не предупреждали о том, что это проверка. Поэтому все четыре раза и сотрудникам фирмы-дистрибьютора, которые были за рулем, и полковнику милиции в «гражданке», который с разрешительными документами сопровождал «угон», приходилось в прямом смысле ложиться лицом в асфальт. За такие жесткие меры бдительных милиционеров начальство только поощрило. Но один пост ГАИ «угонщики» проехали беспрепятственно. Полковник распорядился вернуться на пост и поинтересовался, почему патрульный не реагирует на сообщение. Оказалось, тот просто отключил рацию — чтобы не мешала «профилактической» работе с водителями-нарушителями.
Однако получив «добро» от милиции общественной безопасности на массовое внедрение «ивановского чуда» в Казани, предприниматели неожиданно наткнулись на недоверие к ССТО-А со стороны связистов, которые опасались, что передатчики создадут помехи и парализуют работу всех милицейских раций. Тогда руководство МВД санкционировало еще одно испытание, которое прошло в марте и тоже успешно. В итоге 7 мая татарстанские дистрибьюторы ССТО-А получили от МВД официальное разрешение на его установку и эксплуатацию «исходя из потребности подразделений МВД по РТ, осуществляющих проведение мероприятий по пресечению краж и угонов автотранспорта».
В МВД, куда корреспондент «ВК» обратилась за отзывами о ноу-хау, информацию о секретном противоугонном оружии не опровергли, но и подтвердить официально отказались. И посоветовали пока вообще ничего не писать о ССТО-А. Как это ни парадоксально звучит, но стражи порядка опасаются… резкого сокращения числа угонов и краж автомобилей. Их логика проста: если допустить утечку секретной информации о таком чудесном противоугонном средстве, то преступники со страху вообще перестанут «ходить на дело». А нет преступления — нет и раскрытия.
- Вот переловим всех угонщиков, тогда сами сообщим в СМИ о том, как работает ССТО-А, — пообещали милиционеры.
Не менее парадоксальна и вторая причина, на которую сослались стражи порядка: дескать, рации часто теряются и похищаются, и как только угонщики узнают, что ноу-хау работает на милицейской волне, каждый рацией обзаведется. Но, с другой стороны, ведь и табельное оружие у милиционеров иногда пропадает. Так что, теперь и его засекретить? К тому же если угонщик и пойдет на дело с милицейской рацией, единственное, что он сможет предпринять, когда система сработает, бросить машину и сделать ноги. Как утверждают разработчики, отключить систему или заглушить сигнал тревоги практически невозможно. По условиям договора на установку ССТО-А даже сам хозяин машины не будет знать, где спрятан чудо-прибор. Главное — фирма гарантирует, что угнанный автомобиль далеко не уедет. Если, конечно, милиция сработает.
Правда, и тогда нет никаких гарантий, что раскрываемость угонов и краж автотранспорта в Татарстане резко повысится. Ведь по самым скромным подсчетам, установка ССТО-А будет стоить автовладельцу 19 — 26 тысяч рублей, что не каждому по карману. А базы данных машин, оборудованных этим чудом техники, будут храниться в милицейских компьютерах. Учитывая, что преступники как-то умудряются достать даже суперсекретную информацию о так называемых зашифрованных свидетелях, заполучить список «опасных» автомашин и обходить их стороной серьезным угонщикам будет нетрудно.
Елена Мельник