Балдинская коллекция: вернуть Германии за деньги?

Балдинская коллекция: вернуть Германии за деньги?

Кавалькада. Альбрехт Дюрер (1471–1528). (Одна из картин «Балдинской коллекции»).

Возвращать ли Германии знаменитую Балдинскую коллекцию — трофей времен Великой Отечественной и, вместе с тем, национальное достояние немецкого народа? И если да, то, на каких условиях? Это вопрос обсудят на заседании российско-германской рабочей группы, как сообщает Вести.ру.
Германия уже предложила за рисунки из коллекции 28 миллионов долларов.
В точной копии уникального письма, написанного через несколько лет после окончания Великой Отечественной войны, в 1948-ом, автор которого — капитан Красной армии Виктор Балдин, такие строки: «В июне 1945 года, в Германии, близ города Киритц, в 80 км севернее Берлина, в подвале дома графа Кенигмарка было обнаружено собрание редких вещей. Я поспешил туда; в совершенно темной комнате, прямо на полу ворохом были набросаны рисунки, по ним ходили, топтали, их жгли и растаскивали. Я решил спасти самостоятельно то, что мне было по силам одному: собрал и описал большинство рисунков, остававшихся в подвале, выпросил или выкупил многие из разобранных по рукам, и привез их в СССР».
С тех пор коллекция, насчитывающая 362 уникальных рисунка, сделанных Рембрандтом, Мане и Гойей, и две картины, написанные маслом, называется «Балдинская коллекция». Четыре года назад произведения искусства выставлялись в Музее архитектуры в Москве. Эксперты оценили все собрание в более чем 30 миллионов долларов (А в 45-м Виктор Балдин выкупил одну из картин за пару офицерских сапог!).
Все время, которое хранится эта коллекция в нашей стране, немцы просят вернуть ее на родину — в Бременский музей. И в 2003 году Михаил Швыдкой, возглавлявший тогда Министерство культуры России, пообещал передать картины и рисунки Германии. Тогда в российском обществе и средствах массовой информации поднялась волна возмущения. Специально проведенная экспертиза установила, что клейма бременского Кунстхалле есть не на всех рисунках. А это значит, что не все они музею в Бремене и принадлежали.
По российскому закону о перемещенных ценностях, государство сохраняет право на имущество тех лиц или учреждений, которые сотрудничали с фашистами. Россия же не только получила трофейные произведения искусства, но и спасла их, проведя сложные реставрационные работы. Поэтому о безвозмездной передаче ценной коллекции немецкой стороне не может быть и речи. Такой позиции придерживается министр культуры Александр Соколов. Но принципиальный вопрос о возвращении коллекции в Германию и всех нюансах, с этим связанных, должна решить специально созданная российско-германская группа.

РАМИ «РИА Новости»

Оценить статью
(0)