В конце минувшей недели консул Франции в Москве Эдит Гийо-Новак впервые встретилась с московскими журналистами, пишущими о туризме. Представители специализированных и центральных изданий — всего 6 человек — получили информацию о том, как будет работать визовый центр «VFS Франция» открывшийся в Москве 21 мая.
Почему так тяжело. Мадам Гийо-Новак рассказала, что за период между 2002 и 2005 годами число виз, выданных консульством Франции в Москве, выросло на 33%. В 2006 г. в Москве было выдано 272 тыс. виз, в Санкт-Петербурге — 30 тыс. За 4 месяца 2007 г. этот показатель в столице увеличился на 10% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. По числу оформленных виз консульство в Москве занимает первое место среди консульств Франции во всех странах. 70% выдаваемых виз — туристические и частные, остальные — деловые и студенческие.
2006 год, как признала мадам Гийо-Новак, был очень сложным для консульства. Особенно чувствительными были пиковые периоды спроса. Например, перед Новым годом, в декабре 2006 г. было выдано 28 тыс. виз, в апреле 2007 г. — 27 тыс. Трудности в работе объясняются небольшим помещением, где располагается визовая служба, и недостаточным количеством сотрудников. Все эти проблемы Франция сейчас пытается решить путем передачи части процедур по обработке документов компании VFS, имеющей опыт работы на российском рынке, в частности, с консульствами Великобритании, Голландии, Бельгии.
Решаем проблему. Открывшийся в Москве визовый центр «VFS Франция» работает на прием и выдачу документов 5 дней в неделю с 9.00 до 16.00. Он занимает площадь 1200 кв. м, для посетителей открыты 30 оперативных окон (в консульстве было 12). В штате центра 70 сотрудников. Есть большой зал ожидания, ксерокс, фотоавтомат. Запись на прием для частных посетителей осуществляется по телефону (495) 661–29–26 с 9.00 до 18.00 или через интернет www.francevac-ru.com.
25 мая визовый центр открылся в Санкт-Петербурге. Осенью 2007 г. предполагается открытие центров в Екатеринбурге, Новосибирске, Ростове-на-Дону, Самаре и Перми. Кроме того, планируется расширить консульскую сеть Франции: в сентябре откроется генконсульство Франции в Екатеринбурге — уже назначен генконсул и выделено помещение.
Эдит Гийо-Новак подчеркнула, что визовые центры не уполномочены принимать решение о выдаче визы или отказе, их задача — проверка и техническая подготовка требуемых документов. Собеседование с заявителями, в случае необходимости, будут проводить сотрудники консульства Франции.
Почему бывают отказы. Мадам Гийо-Новак пояснила, что может послужить поводом для отказа в визе, которые, по ее словам, редко, но все же случаются. Это неуточненный род занятий заявителя и непонятная цель поездки; фальшивые справки с места работы; неправильное использование предыдущей визы (по французской визе необходимо первый раз въехать именно во Францию или провести в этой стране большее количество ночей в рамках одной поездки). Сомнение у визовой службы вызывает бронирование дорогого отеля, если ежемесячный доход в справке с места работы указан небольшой. В таких случаях лучше приложить письменное объяснение с указанием источника финансирования поездки.
Особое положение автобусников. Особое внимание в состоявшейся беседе было уделено теме автобусных туров по Европе. По словам консула, в последнее время спрос на автобусные экскурсионные поездки заметно увеличился. Мадам Гийо-Новак подчеркнула, что консульство Франции отнюдь не дискриминирует эту категорию заявителей. «Мы заинтересованы, что во Францию ехали россияне, в том числе и из небольших дальних городов, например, из Сибири — если, конечно, туроператоры дают нам точную информацию о маршруте и месте проживания туристов», — сказала она.
Разумеется, тут же последовал вопрос, чем же тогда объяснить введенную консульством квоту на прием документов от операторов-автобусников — не более двух групп в день от каждой фирмы. Как ответила мадам Гийо-Новак, многие туры построены так, что туристы проводят непосредственно во Франции дней значительно меньше, чем в других странах, посещение которых подразумевает эта поездка, — но визы оператор все равно запрашивает через французское консульство. «А если компании предоставят каталоги, подтверждающие, что самое большое количество дней тура их клиенты проводят во Франции — группы будут приниматься без ограничений?», — спросили журналисты. «Конечно», — ответила консул.
Тем не менее, некоторое предубеждение в отношении автобусных туров в словах мадам Гийо-Новак все-таки проявилось. Во-первых, она сообщила, что хотела бы установить баланс между автобусными и другими турами во Францию. На реплику, что это, скорее, задача рынка, а не консульства, мадам Гийо-Новак: «Боюсь, если число автобусных туристов будет расти, во Франции не хватит отелей». «Но операторы-автобусники заранее бронируют отели и формируют туры под конкретные варианты размещения», — удивились журналисты. На это последовал несколько странный ответ: «Надеюсь, что они работают именно так».
Во-вторых, пока квота на прием документов от автобусников сохранится и в визовых центрах Франции. По мере отладки работы этих центров квота будет увеличиваться, а затем отменена. «Это наша цель», — сказала Эдит Гийо-Новак. И тут же добавила: «Но я с трудом представляю себе во Франции, например, 800 тысяч туристов из России. Мы никогда не справимся с таким потоком».
Зачем нужен Maison de la France? Последняя фраза консула Франции прямо противоречит выступлению на той же встрече главы представительства Maison de la France в Москве Кристиана Кергаля. Он привел такие цифры: доля туризма в ВВП Франции составляет 6,7%, отрасль приносит государству ?35 млрд. годового дохода, в ней заняты 1,5 млн. человек. Францию ежегодно посещают 78 млн. иностранных туристов, в том числе из России порядка 350 тыс. 70% российский туристов останавливаются в гостиницах, тогда как из других стран отели бронируют только 40% гостей. Более того, подсчитано, что россияне тратят во Франции больше, чем среднестатистический иностранный турист, и каждый год приносят во французскую казну порядка ?250 млн.
Франция очень заинтересована в развитии турпотока из России, и именно для этого в 2002 г. в Москве было открыто представительство Maison de la France, сказал Кристиан Кергаль. Пока подавляющее большинство россиян посещают Париж и Лазурный берег, а зимой — регион Рона Альпы, где сосредоточены горнолыжные курорты. Поэтому одна из основных задач представительства Maison de la France — способствовать продвижению на российском рынке других регионов Франции — Луары, Нормандии, Бретани, Биаррица, Аквитании, Бордо и пр. Государство выделяет значительные средства на рекламную кампанию Франции в России, Maison de la France участвует в выставках, по всей стране проводит воркшопы, презентации, семинары, ознакомительные и пресс-туры, распространяет полиграфическую продукцию, рассказывающую о стране. Одной только брошюры «Место встречи — Франция» разослали и раздали около 350 тысяч экземпляров. В печатных средствах массовой информации публикуются статьи о Франции, выходят радио и телепередачи, включая весьма недешевые варианты — например, «Непутевые заметки Дмитрия Крылова». Только если исходить из посыла мадам Гийо-Новак — зачем все это?
Опять скандал. Не успел центр «VFS Франция» начать работу в Москве, как вокруг него тут же разгорелся скандал. С 21 мая частные лица, желающие записаться на сдачу документов по новому адресу, по полдня дозванивались по заветному телефону, который то срывался, то был беспросветно занят, то глухо молчал. При этом автоответчик компании «Директ Стар», которая прежде записывала на прием в консульство, упорно отправлял звонивших в визовый центр. Комментарии консульства по этому поводу весьма противоречивы. Первая версия принадлежит мадам Гийо-Новак, которая сказала журналистам, что телефоны «VFS Франция» в первые дни работы были специально кем-то заблокированы. На вопрос, кому и зачем это может быть выгодно, ответа не последовало. Вторая версия: никакого сбоя в работе телефонов не было, и с 21 мая на сдачу документов записались на 18 июня 350 человек, на 20-е — 425. Позже появилась третья версия, утверждающая, что до 20 июня запись осуществлена полностью, то есть свободных мест нет. И когда успели?
Кстати, в связи с этим сбоем проблемы возникли и у туроператоров. Известно, что тех туристов, документы которых фирмы не успевают занести в консульство за две недели до поездки, менеджеры записывают на сдачу документов самостоятельно. Но им точно так же, как и частным лицам, не удавалось дозвониться до визового центра. Но и это еще не все. Некоторые туроператоры, которые пытались сдать документы в консульство не строго за две недели, а заранее, тоже не смогли этого сделать — паспорта у них не взяли. В консульстве уверяют, что ничего подобного не было. С другой стороны, Эдит Гийо-Новак высказала предположение, что туроператоры испугались нововведений и торопятся побольше документов сдать в консульство, поэтому в визовой службе образовалась «паспортная пробка». Но ведь сейчас не высокий сезон, а совсем наоборот — сезонное снижение спроса, который продолжится как минимум до середины июня.
И еще один момент. Некоторые туроператоры получили от своих французских партнеров предупреждение, что с 15 июня 2007 года изменились требования к пакету документов, подаваемых для оформления французской визы. В частности, при сдаче документов необходимо будет предъявить не только ксерокопии всех страниц российского паспорта, но и оригинал — чтобы визовые офицеры могли проверить его соответствие представленным копиям. Таким образом, жители регионов, подающие документы через Москву, сдают оба паспорта и на какое-то время остаются вообще без документа, удостоверяющего личность.
Есть и другие изменения. Удивительно, что знают об этом только французские компании. Консульство Франции в Москве пока ничего не сообщало о нововведениях с 15 июня. Интересно, туроператоров об этом проинформируют 14 июня? Или 16-го визовый центр просто «завернет» несоответствующие требованиям документы?
Впрочем, как выяснилось, все проблемы с консульством Франции — из-за курьеров турфирм. Во всяком случае, в этом убеждена Эдит Гийо-Новак. Она так и сказала журналистам: либо курьеры ничего не понимают и доносят до туроператоров неверную информацию, либо они просто нечестные люди и обманывают своих работодателей.
Круг замкнулся. Безусловно, очень хорошо, что консульство Франции взялось за решение проблем в визовом обслуживания граждан России. Большое спасибо мадам Гийо-Новак за встречу с журналистами — наконец-то мы смогли получить немало полезной информации из первых рук и понять позицию консула Франции по многим вопросам. Правда, ощущения партнерства это не принесло, но давайте будем толерантными.
Рано или поздно все устроится, считает мадам Гийо-Новак. После периода адаптации, буквально через пару месяцев после начала работы нового визового центра, срок получения французской визы сократится с нынешних 14 до 3–4 дней. И будет нам счастье.
Только бы пережить «период адаптации», который полностью совпадает с высоким туристическим сезоном.
Пресс-служба
РСТ.