Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные о том, что, по мнению опрошенных, правит миром.
В настоящее время, как и в 1992 г., преобладает мнение, что миром правят деньги. Причём доля тех, кто так считает, возросла с 39% до 54%. Больше стало и тех, кто полагает, что миром правит любовь (рост с 4% до 11%). При этом реже стали звучать ссылки на высшую силу (снижение показателя с 17% до 10%) и на разум (с 17% до 12%).
И мужчины, и женщины, как правило, основной «пружиной» истории считают деньги, однако мужчины указывают на финансы чаще женщин (57% и 52%) и реже говорят о любви (8% и 13%).
Роль любви с годами кажется всё менее важной (доля тех, кто её отмечает, сокращается с 16% в группе 18–24 лет до 7% в группе «60+»). Старшее поколение чаще респондентов молодого и среднего возраста упоминает «высшую силу» (14% и 7–10%). «Меркантильное» толкование истории наиболее характерно для опрошенных 25–34 лет (58%), наименее — для самой молодой и самой старшей возрастных групп (52–53%).
Чем выше уровень образования респондентов, тем менее значимой им представляется роль денег (57% в группе с образованием ниже среднего и 51% в группе с высшим и незаконченным высшим образованием) и тем более важной — роль разума (7% и 13%) и любви (7% и 13%).
На деньгах акцентируют внимание прежде всего те респонденты, кто относит себя к плохо материально обеспеченным (61%, в группе хорошо обеспеченных — 48%). Финансово неблагополучные опрошенные несколько чаще говорят и о грубой силе (6% и 1%). Но меньше внимания уделяют любви (9% и 19%) и разуму (6% и 13%) как движущим силам в истории.
Эта же закономерность проявляется, когда сравниваются мнения групп опрошенных,
Всероссийский опрос ВЦИОМ проведён 27–28 января 2007 г. Опрошено 1600 человек в 153 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,4%.
Как Вы думаете, что правит миром? | ||
|
1992 г. |
2007 г. |
Высшая сила |
17 |
10 |
Любовь |
4 |
11 |
Разум |
17 |
12 |
Деньги |
39 |
54 |
Голод |
1 |
1 |
Случай |
5 |
4 |
Грубая сила |
4 |
4 |
Затрудняюсь ответить |
13 |
4 |
Как Вы думаете, что правит миром? | |||
|
Всего опрошенных |
Пол | |
Мужчины |
Женщины | ||
Высшая сила |
10 |
8 |
11 |
Любовь |
11 |
8 |
13 |
Разум |
12 |
12 |
11 |
Деньги |
54 |
57 |
52 |
Голод |
1 |
1 |
1 |
Случай |
4 |
5 |
3 |
Грубая сила |
4 |
5 |
3 |
Затрудняюсь ответить |
4 |
5 |
5 |
Как Вы думаете, что правит миром? | ||||||
|
Всего опрошенных |
Возраст, лет | ||||
18–24 |
25–34 |
35–44 |
45–59 |
60 и старше | ||
Высшая сила |
10 |
9 |
7 |
7 |
10 |
14 |
Любовь |
11 |
16 |
14 |
12 |
8 |
7 |
Разум |
12 |
13 |
10 |
12 |
12 |
11 |
Деньги |
54 |
52 |
58 |
55 |
54 |
53 |
Голод |
1 |
|
1 |
1 |
1 |
1 |
Случай |
4 |
5 |
4 |
5 |
4 |
2 |
Грубая сила |
4 |
2 |
2 |
3 |
5 |
5 |
Затрудняюсь ответить |
4 |
3 |
4 |
4 |
6 |
7 |
Как Вы думаете, что правит миром? | |||||
|
Всего опрошенных |
Образование | |||
Начальное или ниже, неполное среднее |
Среднее (школа или ПТУ) |
Среднее специальное (техникум) |
Незаконченное высшее (не менее | ||
Высшая сила |
10 |
14 |
9 |
8 |
12 |
Любовь |
11 |
7 |
11 |
11 |
13 |
Разум |
12 |
7 |
11 |
13 |
13 |
Деньги |
54 |
57 |
55 |
55 |
51 |
Голод |
1 |
1 |
0 |
1 |
1 |
Случай |
4 |
4 |
4 |
3 |
4 |
Грубая сила |
4 |
4 |
5 |
4 |
2 |
Затрудняюсь ответить |
4 |
7 |
5 |
5 |
5 |
Как Вы думаете, что правит миром? | ||||
|
Всего опрошенных |
Оценка своего материального положения | ||
Очень хорошее, хорошее |
Среднее |
Плохое, очень плохое | ||
Высшая сила |
10 |
12 |
9 |
9 |
Любовь |
11 |
19 |
10 |
9 |
Разум |
12 |
13 |
14 |
6 |
Деньги |
54 |
48 |
52 |
61 |
Голод |
1 |
- |
1 |
1 |
Случай |
4 |
2 |
5 |
3 |
Грубая сила |
4 |
1 |
3 |
6 |
Затрудняюсь ответить |
4 |
5 |
6 |
5 |
Как Вы думаете, что правит миром? | |||||
|
Всего опрошенных |
Оценка своей покупательской способности | |||
Мы едва сводим концы с концами. Денег не хватает даже на продукты |
На продукты денег хватает, но покупка одежды вызывает финансовые затруднения |
Денег хватает на продукты и на одежду. Но вот покупка вещей длительного пользования (телевизора, холодильника) является для нас проблемой |
Мы можем без труда приобретать вещи длительного пользования. Однако для нас затруднительно приобретать действительно дорогие вещи, например, автомобиль | ||
Высшая сила |
10 |
7 |
9 |
11 |
10 |
Любовь |
11 |
5 |
9 |
10 |
17 |
Разум |
12 |
3 |
8 |
13 |
17 |
Деньги |
54 |
63 |
63 |
53 |
45 |
Голод |
1 |
2 |
|
1 |
1 |
Случай |
4 |
5 |
3 |
4 |
4 |
Грубая сила |
4 |
8 |
5 |
3 |
2 |
Затрудняюсь ответить |
4 |
7 |
4 |
6 |
4 |