Новый фильм культового режиссёра, одного из главных героев американского независимого кино Даррена Аронофского «Фонтан», совершенно не соответствует своему названию. То есть прошу прощения: даже не просто не соответствует, а в определённом смысле является полной ему противоположностью. Картина, которую любители
Аронофский в кино не появился, как это обычно происходит с молодыми режиссёрами, а в самом прямом смысле этого слова ворвался. Свой первый полнометражный фильм под названием «Пи» (пишется как соответствующая буква греческого алфавита, которой обозначают известное математическое число 3,1415…) он сделал в 1998 году, когда ему не было ещё и тридцати лет — возраст для кинематографиста
Второй фильм Аронофского, называвшийся «Реквием по мечте», вышел в 2000 году. Его бюджет составлял уже четыре с половиной миллиона, а главную роль в нём играла одна из лучших современных актрис Дженнифер Коннелли. Сыгравшую же мать главного героя Эллин Бёрстин даже выдвинули на «Оскара» и «Золотой глобус» (ни того, ни другого она, правда, не выиграла, но зато получила за свою работу много других достаточно престижных премий). Это была очень впечатляющая картина о тех страданиях, которые приносит людям наркотическая зависимость. Что и говорить, тема
Фильм очень успешно прошёл по нескольким фестивалям, был весьма благосклонно принят критикой. А затем, когда, казалось бы, весь мир лежал у его ног, Даррен Аронофски замолчал. Его следующий проект — «Фонтан» — был уже полномасштабной голливудской лентой. Первоначально предполагалось, что главные роли в нём будут играть Брэд Питт и Кейт Бланшетт, а бюджет должен был составить от 65 до 75 миллионов долларов (почувствуйте, как говорится, разницу по сравнению с первым фильмом). Но, по слухам, сценарий так напугал Питта, что он отказался участвовать в съёмках, а вслед за ним с тонущего корабля сбежала и Бланшетт. Весь проект был под угрозой полного срыва.
Спасла его невеста Аронофского, актриса Рейчел Вайс, благородно согласившаяся сыграть в «Фонтане» главную женскую роль. На главную же мужскую роль пригласили австралийского актёра Хью Джекмана. Он как две капли воды похож на молодого Клинта Иствуда, что с самого начала гарантировало ему приличную карьеру в Голливуде; жаль только, что своими весьма невеликими актёрскими способностями Джекман тоже напоминает всегда совершенно одинакового Иствуда,
Вот, кстати, отличный пример для того, чтобы понять, из чего складываются астрономические голливудские сметы, рост которых напрямую связан с упадком кинематографа в целом, потому что рисковать десятками, а то и сотнями миллионов продюсеры не хотят, да и не могут — иначе их просто поувольняют с работы. Вот и вкладываются они только в самые «надёжные», как им кажется, фильмы — то есть в самые коммерческие, самые примитивные, самые масскультовые. В данном случае они, кстати, здорово промахнулись, потому что на момент написания этой статьи общие сборы, которые принёс «Фонтан» прокатчикам по всему миру, составляют менее 12 миллионов. И хотя сюда не включены доходы от выпуска DVD, от продажи картины кабельным телевизионным каналам и т.д., всё равно уже совершенно ясно, что даже просто окупить вложенные средства вряд ли удастся.
Что же произошло? Почему фильм одного из самых модных и культовых режиссёров в США потерпел столь грандиозное фиаско? Действительно ли кассовый неуспех вызван
Сценарий «Фонтана» написан амбициозно, с большим, как говорится, замахом. Действие разворачивается не линейно, как в целях облегчения восприятия принято в коммерческих голливудских фильмах, а как это иногда делают модернисты — одновременно, параллельно и кольцеобразно. В данном случае этот приём выражен в том, что главные герои существуют в нескольких инкарнациях и в трёх разных эпохах. Попробуем для внесения ясности расположить их в хронологическом порядке.
Первая эпоха — XVI век. Джекман тут конквистадор, а Вайс — королева Испании, которую он должен спасти от козней Великого инквизитора. Инквизитор — на самом деле скрытый
Вторая эпоха — это, условно говоря, наше время
Третья эпоха — это уже век XXVI. И если в первой своей реинкарнации герой Джекмана был длинноволосым и бородатым, а во второй — плохо подстриженным и заросшим трёхдневной щетиной, то здесь он уже брит наголо. Такая эволюция человечества через парикмахерскую моду. Профессия его в этом перерождении — космонавт. В прозрачном
Но в других воплощениях мучения героев всё никак не могут закончиться. Конквистадор вынужден не только сражаться с индейцами, но и подавлять бунт собственных соратников из приставленного сопровождать его отряда. Они считают, что он сошёл с ума и никакого Древа Жизни им вовек не найти. За это он их безжалостно и кроваво убивает. Потом он попадает в засаду и в конце концов оказывается на вершине индейского храма, где приносит в жертву верховного жреца местной религиозного культа, после чего ему действительно открывается гигантское Древо Жизни. Конквистадор вонзает в него свой кинжал и начинает пить белёсый, похожий на молоко сок, который сочится из разреза. От этого сока у него затягивается полученная в бою с индейцами рана, а несколько капель, упавших на землю, «оплодотворяют» её с такой жизненной силой, что она начинает прорастать буйными цветами. Конквистадор смотрит на это с восторгом победителя, но радость его преждевременна. Только что зажившая рана у него на животе вдруг начинает разбухать, пыжиться, тужиться и в конце концов прорывается той же шизофренической растительностью. Конквистадор падает на землю,
А тем временем в нашем многострадальном веке с героями Джекмана и Вайс происходит следующее. Когда уже было замученная до смерти обезьянка начинает постепенно возвращаться к жизни, что несомненно свидетельствует о том, что и у героини Вайс появился весьма приличный шанс победить болезнь, эта самая героиня вдруг проникается мистическими идеями о том, что смерть на самом деле не так страшна, как её размалёвывают, и что умереть она в принципе очень даже не прочь. При условии, что муж допишет последнюю главу её романа, а её саму похоронят на ферме, где её останки пойдут на биоматериал для будущих всходов. Говоря иными словами, она тоже прорастёт, как та засаженная буйными семенами полянка, в которую превратился конквистадор. Всё происходит в точном соответствии с пожеланиями тихо и мирно отходящей в мир иной Вайс, и таким образом круг перерождений, по замыслу Аронофского, снова замыкается.
И вот тут мы подходим к самому главному во всём этом муторном наборе клише и банальностей. Я — человек очень широких взглядов и очень терпимый. Я многое готов был бы Аронофскому простить. И то, что он построил свою картину на спецэффектах, хотя это недостойно серьёзного режиссёра, потому что является уделом голливудских ремесленников, а не настоящих художников. И его неуклюжие подражания Тарковскому (особенно «Солярису») и кубриковской «Космической одиссее 2001 года». И то, что он свою невесту Рейчел Вайс всё время снимает в таких ракурсах и с такой подсветкой, как будто она по меньшей мере ангел небесный. И то, что у главного героя Хью Джекмана (того, который спец по раку мозга) всё время истерика и глаза на мокром месте (подозреваю, что эта его плаксивость сыграла не последнюю роль в том, что Брэд Питт отказался от участия в проекте). И даже то, что все свои идеи этот режиссёр высказывает примитивно и прямолинейно — как будто не знает, что искусство не должно быть головным. Это ему противопоказано. Иначе оно превращается в
И даже всю ту состоящую из самых расхожих и незамысловатых представлений о «духовности» кашу в голове у Аронофского я готов был бы ему простить. Весь этот
Но с одним и, возможно, самым главным мотивом фильма я мириться никак не могу. Речь идёт о попытке режиссёра представить смерть человека не как самое ужасное и самое противоестественное из всего, что только может с ним произойти на этой земле, а наоборот, как нечто замечательное и прекрасное, «духовное» и «возвышенное»,
«Если у тебя есть фонтан, заткни его — дай отдохнуть и фонтану», — писал
Илья Гуревич