Незатыкаемый фонтан Даррена Аронофского

Незатыкаемый фонтан Даррена Аронофского

Незатыкаемый фонтан Даррена Аронофского

Новый фильм культового режиссёра, одного из главных героев американского независимого кино Даррена Аронофского «Фонтан», совершенно не соответствует своему названию. То есть прошу прощения: даже не просто не соответствует, а в определённом смысле является полной ему противоположностью. Картина, которую любители «арт-хауса» ждали почти шесть лет, разочаровывает практически в каждом своём аспекте, а достоинства её надо искать с микроскопом. В годы моей молодости о таких фильмах как раз говорили «не фонтан».
Аронофский в кино не появился, как это обычно происходит с молодыми режиссёрами, а в самом прямом смысле этого слова ворвался. Свой первый полнометражный фильм под названием «Пи» (пишется как соответствующая буква греческого алфавита, которой обозначают известное математическое число 3,1415…) он сделал в 1998 году, когда ему не было ещё и тридцати лет — возраст для кинематографиста прямо-таки младенческий. Стильная, оригинальная картина о гениальном математике, который ищет Бога в цифрах, то есть буквально пытается «поверить алгеброй гармонию», и становится жертвой, с одной стороны, биржевых маклеров, а с другой — каббалистов-хасидов, была снята на 16-миллиметровой плёнке, а весь её бюджет уложился в 60 000 долларов. (Большую часть этой суммы Аронофски собрал у друзей и родственников, каждый из которых внёс всего по сотне. К слову сказать, когда готовый фильм приобрела прокатная компания «Артизан», заплатившая за него режиссёру миллион, каждый «вкладчик» получил по 150 баксов, заработав таким образом на своём капиталовложении аж 50%.) Только в США лента собрала в итоге почти три с половиной миллиона долларов, а Аронофски стал всемирной знаменитостью. Его называли самым многообещающим из молодых американских кинематографистов, и поначалу можно было действительно надеяться, что он оправдает возлагавшиеся на него надежды.
Второй фильм Аронофского, называвшийся «Реквием по мечте», вышел в 2000 году. Его бюджет составлял уже четыре с половиной миллиона, а главную роль в нём играла одна из лучших современных актрис Дженнифер Коннелли. Сыгравшую же мать главного героя Эллин Бёрстин даже выдвинули на «Оскара» и «Золотой глобус» (ни того, ни другого она, правда, не выиграла, но зато получила за свою работу много других достаточно престижных премий). Это была очень впечатляющая картина о тех страданиях, которые приносит людям наркотическая зависимость. Что и говорить, тема довольно-таки изъезженная, но Аронофски сумел снять очень оригинальный фильм, который на всех видевших его оказывает сильнейшее воздействие. В принципе его надо было бы показывать во всех старших классах американских (да, пожалуй, и не только) школ в обязательном порядке.
Фильм очень успешно прошёл по нескольким фестивалям, был весьма благосклонно принят критикой. А затем, когда, казалось бы, весь мир лежал у его ног, Даррен Аронофски замолчал. Его следующий проект — «Фонтан» — был уже полномасштабной голливудской лентой. Первоначально предполагалось, что главные роли в нём будут играть Брэд Питт и Кейт Бланшетт, а бюджет должен был составить от 65 до 75 миллионов долларов (почувствуйте, как говорится, разницу по сравнению с первым фильмом). Но, по слухам, сценарий так напугал Питта, что он отказался участвовать в съёмках, а вслед за ним с тонущего корабля сбежала и Бланшетт. Весь проект был под угрозой полного срыва.
Спасла его невеста Аронофского, актриса Рейчел Вайс, благородно согласившаяся сыграть в «Фонтане» главную женскую роль. На главную же мужскую роль пригласили австралийского актёра Хью Джекмана. Он как две капли воды похож на молодого Клинта Иствуда, что с самого начала гарантировало ему приличную карьеру в Голливуде; жаль только, что своими весьма невеликими актёрскими способностями Джекман тоже напоминает всегда совершенно одинакового Иствуда, из-за чего он так и остался даже не во втором, а в третьем-четвёртом эшелоне с соответствующими гонорарами. В результате этих замен бюджет картины сразу снизился до 35 миллионов.
Вот, кстати, отличный пример для того, чтобы понять, из чего складываются астрономические голливудские сметы, рост которых напрямую связан с упадком кинематографа в целом, потому что рисковать десятками, а то и сотнями миллионов продюсеры не хотят, да и не могут — иначе их просто поувольняют с работы. Вот и вкладываются они только в самые «надёжные», как им кажется, фильмы — то есть в самые коммерческие, самые примитивные, самые масскультовые. В данном случае они, кстати, здорово промахнулись, потому что на момент написания этой статьи общие сборы, которые принёс «Фонтан» прокатчикам по всему миру, составляют менее 12 миллионов. И хотя сюда не включены доходы от выпуска DVD, от продажи картины кабельным телевизионным каналам и т.д., всё равно уже совершенно ясно, что даже просто окупить вложенные средства вряд ли удастся.
Что же произошло? Почему фильм одного из самых модных и культовых режиссёров в США потерпел столь грандиозное фиаско? Действительно ли кассовый неуспех вызван какими-то недостатками картины или зритель её попросту не понял (что, как мы знаем, тоже нередко случается)? Для того чтобы ответить на все эти неизбежно возникающие вопросы, необходимо обратиться к первооснове — то есть к сценарию и посмотреть, что же, собственно говоря, там изначально замышлялось Аронофским.
Сценарий «Фонтана» написан амбициозно, с большим, как говорится, замахом. Действие разворачивается не линейно, как в целях облегчения восприятия принято в коммерческих голливудских фильмах, а как это иногда делают модернисты — одновременно, параллельно и кольцеобразно. В данном случае этот приём выражен в том, что главные герои существуют в нескольких инкарнациях и в трёх разных эпохах. Попробуем для внесения ясности расположить их в хронологическом порядке.
Первая эпоха — XVI век. Джекман тут конквистадор, а Вайс — королева Испании, которую он должен спасти от козней Великого инквизитора. Инквизитор — на самом деле скрытый еретик-манихеец, считающий человеческое тело всего лишь клеткой, в которую заключена душа. Для освобождения же сей души лучше всего, по его теории, тело убить. Королева же, естественно, боится, что такая политика приведёт к тому, что в результате массовой расправы с телами она скоро останется вовсе без подданных, но сказать об этом прямо она, по понятным причинам, не решается и поэтому развивает целую теорию о том, что конфликт между ней и инквизитором имеет метафизическую природу. Единственное, что, по её словам, может спасти её от поражения и смерти, — это растущее где-то в южноамериканских джунглях Древо Жизни. На его-то поиски она и отправляет своего верного конквистадора Джекмана.
Вторая эпоха — это, условно говоря, наше время плюс-минус лет десять. Джекман и Вайс — муж и жена. Она — писательница, которая от руки, пером и чернилами, идеальным каллиграфическим почерком и без единой помарки пишет роман под названием «Фонтан». Действие его происходит в Испании XVI века, где королева… что делает? Правильно — враждует с Великим инквизитором. А он (Джекман) — врач, занимающийся поисками лекарства от опухолей головного мозга, и надо же случиться такому совпадению, что у неё (у Вайс) как раз диагностировали именно эту болезнь. То есть даже не другую какую-нибудь онкологию, а именно рак мозга — прямо по основной специальности её мужа. Можно сказать, повезло. Ну, муж, ясное дело, не может примириться с этим и вовсю экспериментирует на обезьянках. В ходе таких опытов у животных стимулируют образование злокачественных опухолей, а потом начинают одно за другим пробовать разные средства борьбы с ними. Сколько герой Джекмана уморил таким образом ни в чём не повинных шимпанзе, мы сказать не можем, потому что это осталось за кадром. Когда фильм начинается, он как раз пытается вылечить очередного примата и вкалывает ему прямо в мозг экстракт… чего? Правильно — коры какого-то загадочного дерева, растущего в южноамериканских джунглях.
Третья эпоха — это уже век XXVI. И если в первой своей реинкарнации герой Джекмана был длинноволосым и бородатым, а во второй — плохо подстриженным и заросшим трёхдневной щетиной, то здесь он уже брит наголо. Такая эволюция человечества через парикмахерскую моду. Профессия его в этом перерождении — космонавт. В прозрачном шарике-ракете он бороздит просторы космоса, пока не натыкается на… что? Правильно — на растущее посреди вселенского вакуума Древо Жизни. У коры этого дерева такие же в точности волоски, как и те, что растут на шее Рейчел Вайс, и таким образом круг перерождений, по замыслу создателей, как бы замыкается.
Но в других воплощениях мучения героев всё никак не могут закончиться. Конквистадор вынужден не только сражаться с индейцами, но и подавлять бунт собственных соратников из приставленного сопровождать его отряда. Они считают, что он сошёл с ума и никакого Древа Жизни им вовек не найти. За это он их безжалостно и кроваво убивает. Потом он попадает в засаду и в конце концов оказывается на вершине индейского храма, где приносит в жертву верховного жреца местной религиозного культа, после чего ему действительно открывается гигантское Древо Жизни. Конквистадор вонзает в него свой кинжал и начинает пить белёсый, похожий на молоко сок, который сочится из разреза. От этого сока у него затягивается полученная в бою с индейцами рана, а несколько капель, упавших на землю, «оплодотворяют» её с такой жизненной силой, что она начинает прорастать буйными цветами. Конквистадор смотрит на это с восторгом победителя, но радость его преждевременна. Только что зажившая рана у него на животе вдруг начинает разбухать, пыжиться, тужиться и в конце концов прорывается той же шизофренической растительностью. Конквистадор падает на землю, какое-то время ещё пытается бороться с буквально бьющим из него «фонтаном жизни», а потом превращается в некое подобие садовой клумбы, каковая в итоге и поглощает его.
А тем временем в нашем многострадальном веке с героями Джекмана и Вайс происходит следующее. Когда уже было замученная до смерти обезьянка начинает постепенно возвращаться к жизни, что несомненно свидетельствует о том, что и у героини Вайс появился весьма приличный шанс победить болезнь, эта самая героиня вдруг проникается мистическими идеями о том, что смерть на самом деле не так страшна, как её размалёвывают, и что умереть она в принципе очень даже не прочь. При условии, что муж допишет последнюю главу её романа, а её саму похоронят на ферме, где её останки пойдут на биоматериал для будущих всходов. Говоря иными словами, она тоже прорастёт, как та засаженная буйными семенами полянка, в которую превратился конквистадор. Всё происходит в точном соответствии с пожеланиями тихо и мирно отходящей в мир иной Вайс, и таким образом круг перерождений, по замыслу Аронофского, снова замыкается.
И вот тут мы подходим к самому главному во всём этом муторном наборе клише и банальностей. Я — человек очень широких взглядов и очень терпимый. Я многое готов был бы Аронофскому простить. И то, что он построил свою картину на спецэффектах, хотя это недостойно серьёзного режиссёра, потому что является уделом голливудских ремесленников, а не настоящих художников. И его неуклюжие подражания Тарковскому (особенно «Солярису») и кубриковской «Космической одиссее 2001 года». И то, что он свою невесту Рейчел Вайс всё время снимает в таких ракурсах и с такой подсветкой, как будто она по меньшей мере ангел небесный. И то, что у главного героя Хью Джекмана (того, который спец по раку мозга) всё время истерика и глаза на мокром месте (подозреваю, что эта его плаксивость сыграла не последнюю роль в том, что Брэд Питт отказался от участия в проекте). И даже то, что все свои идеи этот режиссёр высказывает примитивно и прямолинейно — как будто не знает, что искусство не должно быть головным. Это ему противопоказано. Иначе оно превращается в научно-популярную брошюру на заданную тему или в искусство плаката.
И даже всю ту состоящую из самых расхожих и незамысловатых представлений о «духовности» кашу в голове у Аронофского я готов был бы ему простить. Весь этот нью-эйджевский бред, своей убогостью рассчитанный разве что на одноклеточных, — и его тоже.
Но с одним и, возможно, самым главным мотивом фильма я мириться никак не могу. Речь идёт о попытке режиссёра представить смерть человека не как самое ужасное и самое противоестественное из всего, что только может с ним произойти на этой земле, а наоборот, как нечто замечательное и прекрасное, «духовное» и «возвышенное», что-то такое, что должно послужить источником и пищей для каких-то будущих форм и видов жизни. Вот эту «гламуризацию» абсолютного зла, которым несомненно является смерть; вот этот в результате совершенно извращённый, как мне кажется, взгляд на жизнь я принять никак не могу. На любые технические огрехи, на любые проколы в сценарии, на любые режиссёрские ляпы в конечном итоге можно (а иногда даже и нужно) закрывать глаза. Но патологические по своей сути, хулящие мир идеологемы оставлять незамеченными никак нельзя. Просто невозможно, да и нечестно как-то даже молча с ними соглашаться и тем самым как бы невольно принимать или тем более одобрять.
«Если у тебя есть фонтан, заткни его — дай отдохнуть и фонтану», — писал когда-то Козьма Прутков. Даррен Аронофски, конечно, вряд ли читал Пруткова. Но незнание законов, как известно, не освобождает от необходимости их выполнения. Поэтому его не заткнутому вовремя «Фонтану» я по нашей десятибалльной шкале ничего выше двойки поставить не могу. Даже если бы и хотел, не могу — не имею права.

Илья Гуревич

Оценить статью
(0)