В будущем году, после саммита в Бухаресте, Грузия, возможно, еще на шаг приблизится к Североатлантическому альянсу
На запланированном на апрель будущего года саммите НАТО члены Альянса, возможно, примут решение о переводе Грузии на MAP (План действий по вступлению в НАТО). Этот мессидж озвучил в Москве специальный представитель генерального секретаря НАТО на Южном Кавказе Роберт Симмонс. По его словам, на бухарестском саммите непременно будет принято «определенное решение» по Грузии, хотя вопрос о том, когда именно страна вступит в Альянс,
По заявлению Симмонса, переход Грузии на MAP зависит от происходящих в стране реформ.
«Определенное решение о Плане действий будет принято на следующем саммите, провести который намечено в Бухаресте. Но вопрос о том, сколько времени понадобится Грузии для вступления в Альянс, остается открытым», — отметил Симмонс.
Грузинские власти почти уверены, что на этом саммите Грузия получит право перехода с IPAP (План действий по индивидуальному партнерству) на MAP. Об этом даже заявил недавно президент Михаил Саакашвили. Однако часть экспертов называет эти ожидания преувеличенными.
Руководитель неправительственной организации «Грузия — в НАТО» Шалва Пичхадзе считает, что на бухарестском саммите 2008 года Грузия, может в самом деле получить MAP, но не исключает и того, что может быть принято и
«Возможно, Грузия получит MAP. Но возможно также, что Альянс примет
Напомним, что к IPAP Грузия присоединилась в сентябре прошлого года. Следующая стадия — MAP. И уже после выполнения обязательств по MAP страна получает приглашение вступить в Альянс.
По словам экспертов, в случае получения MAP на Грузию будут возложены обязательства по выполнению этого плана. Конкретных сроков выполнения MAP не существует, но этот процесс продлится, в лучшем случае, не менее
В случае получения MAP, Альянс возлагает на страну выполнение довольно сложных обязательств. За это время Грузии придется провести весьма серьезные реформы. Если в период IPAP стороны приходили к соглашению по конкретным вопросам и страна выполняла согласованный документ, то принятые в случае MAP обязательства выполняются неуклонно. То есть, страна должна достичь стандартов НАТО.
«Как быстро Грузия сможет выполнить эти обязательства — зависит от самой Грузии. Ни один вопрос не будет обойден вниманием», — считает эксперт Торникэ Шарашенидзе.
Одна из главных рекомендаций, получаемых Грузией из года в год — реформирование судебной власти и ее независимость. Несмотря на это, оппозиция чаще всего предъявляет властям претензии именно в связи с отсутствием демократического суда.
Кроме того, зарубежные партнеры довольно часто напоминают правящим силам о принятом после революции решении, нарушающем баланс между ветвями государственной власти. Что касается военных реформ, то в опубликованных в разное время отчетах говорится, что за последнее время страна осуществила в этой сфере довольно много реформ, но еще многое предстоит сделать.
Генеральный секретарь НАТО Яап де Хооп Схеффер во время своего недавнего визита в Тбилиси однозначно зафиксировал, что переход Грузии на новый этап вступления в Альянс будет зависеть от реформ. А реформы, в первую очередь, должны коснуться судебной власти.
В тот же день прозвучало заявление министра обороны Франции о том, что в вопросе о вступлении Грузии в НАТО Франция учтет позицию России.
Эти заявления породили в обществе сомнения в том, что вопрос о переходе Грузии на следующий этап будет решен на ближайшем саммите НАТО.
Некоторые оппозиционеры считают, что ввиду последних событий в Грузии она постепенно теряет шансы вступить в НАТО.
К примеру, лидер движения «Путь Грузии» Саломэ Зурабишвили говорит, что грузинские власти уже допустили слишком много ошибок, и колебания Альянса по вопросу дальнейшей интеграции Грузии вызваны только нашим несоответствием военным стандартам. По ее словам, полустабильная и полудемократическая страна НАТО не нужна. Как утверждает Зурабишвили, это было отмечено и в ходе недавней встречи представителя генсекретаря ООН Роберта Симмонса с оппозицией.
По мнению оппозиционеров, самым важным мессиджем, который мог бы сделать Схеффер в Тбилиси, был бы намек на дату, когда Грузия сможет перейти на MAP. Но конкретной даты генсек НАТО не назвал, даже не намекнул. По его словам, она подлежит обсуждению, и решение должны принять все входящие в НАТО страны.
Грузия не просто заявила о намерении вступить в НАТО, важно еще и то, что подавляющее большинство населения страны — за вступление в НАТО. Но это самое большинство населения не осознает до конца, какие привилегии может получить Грузия в случае вступления в Альянс. О низкой информированности населения страны говорят и эксперты.
Надо отметить, что в процессе вступления в НАТО все страны берут на себя определенную ответственность и обязательства. В первую очередь, это признание и принятие всех существующих и действующих к моменту вступления документов и решений НАТО. А также — активное подключение к процессам консультаций и принятия решений в рамках Альянса.
Кроме того, страна объявляет о своем согласии с открытой политикой Альянса. Она будет принимать активное участие в объединенной военной структуре и коллективном планировании обороны. Ей также придется выделять средства и вооруженные силы для проводимых Альянсом миссий. Вместе с тем, страна должна выделять из бюджета адекватные ресурсы для выполнения обязательств.
Бесспорно, членство в НАТО приносит стране практическую пользу: все его члены разделяют основные ценности свободы, верховенства закона, прав человека и свободы предпринимательства. В политическом аспекте, членство в НАТО дает возможность равноправного участия в политических процессах и в принятии решений по важным вопросам. Кроме того, членство в Альянсе позитивно сказывается на процессе интеграции в Евросоюз.
И еще — это лучшая гарантия безопасности. В экономическом плане безопасность способствует формированию доверия инвесторов, торговых партнеров и туристов. А это положительно сказывается на занятости и размере трудового вознаграждения местного населения. Автор: Софо Квливидзе