В официальном сообщении говорилось, что Матиас Руст вылетел из Гамбурга на 4-местном спортивном самолете. При приближении его к нашей границе он был обнаружен. Советские истребители срочно вылетели на перехват нарушителя, но не получив инструкции о дальнейших действиях, вернулись на аэродром. По пути следования Руста на Москву дежурное звено дважды поднималось в воздух, однако, приказа на уничтожение чужого воздушного судна военные не получали…
Удивительно, но именно в тот момент автоматизированная система ПВО Московского округа была отключена для проведения профилактических работ. Вот почему сопровождение нарушителя производилось в ручном режиме по телефонной связи. Достигнув Москвы, немецкий хулиган сделал круг над Красной площадью, а затем посадил самолет на Большом Москворецком мосту. С него накатом Руст доехал до Храма Василия Блаженного…
О некоторых подробностях, которые частично расходятся с официальной версией этого происшествия, рассказал мне тогда член коллегии Прокуратуры СССР, государственный советник 2-го класса ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧ АНДРЕЕВ.
Гражданин ФРГ Матиас Руст был задержан компетентными органами 28 мая 1987 года в 19 часов 10 минут сразу же после того, как он вышел из самолета. Ему предъявили обвинения в незаконном пересечении воздушной границы Советского Союза в районе Финского залива, а затем береговой линии данной акватории неподалёку от города Кохтла-Ярве Эстонской ССР.
Было установлено, что Руст поднялся с аэродрома Мальми (Хельсинки) и, получив согласие на вылет в Швецию, умышленно изменил маршрут. Он намеренно выключил радиостанцию, прекратил связь с землей и направился в сторону СССР. При входе на нашу территорию он не использовал специальные воздушные коридоры, которые хорошо известны всем странам. Эти линии были помещены и на карте, которую обнаружили у Руста и, тем не менее, летчик на своем спортивном самолете «Цессна» пошел по маршрутам пассажирских машин. В результате нарушитель создал предпосылку к столкновению с другими воздушными судами.
Кроме всего, Руст, как говорится, без оглядки пересекал пути санитарной и сельскохозяйственной авиации. А когда он подлетал к аэропорту «Шереметьево», то также подверг опасности самолеты, которые в этот момент взлетали или шли на посадку. Среди них были и лайнеры авиакомпании ФРГ. Таким образом, Руст нарушил международные правила полетов. Только чудо не привело к катастрофе…
И, наконец, им совершенно злонамеренное хулиганство. Несмотря на то, что всякие полеты над Москвой запрещены, «спортсмен» направил свою машину прямо к Красной площади. Пролетая на недопустимо низкой высоте (7-8 метров), пилот пытался приземлиться. Он включил фары. Люди, как потом рассказывали на суде свидетели, заволновались. На площади в тот момент находилось много народа, были жены и дети. Одно неверное движение пилота, и могла бы произойти авария! Погибли бы ни в чем повинные люди. После неудавшейся попытки он сделал новый круг над Кремлем и опять пошел на посадку, но тщетно. Затем еще, еще и еще. В итоге, ему все-таки удалось посадить машину рядом с Красной площадью…
Вот за все это гражданин ФРГ Матиас Руст и предстал перед судом. Процесс был открытым. На него пригласили иностранных, корреспондентов, родных: мать, отца, брата подсудимого. Русту предоставили советского адвоката для защиты. То, что совершил он, карается законом во всех цивилизованных государствах. Руст чистосердечно признал свою вину.
Суд приговорил Матиаса Руста к четырем годам лишения свободы с отбыванием в колонии. По долгу службы В. Андреев несколько раз встречался и беседовал с осужденным. Матиас искренне переживал за содеянное. Как-то даже заявил, что когда отбудет срок наказания, то обязательно посетит Советский Союз в качестве туриста и познакомится с нашей страной.
Кстати, за более чем год пребывания Руста в колонии от него не поступало никаких жалоб. Ему давали возможность регулярно встречаться с родными, близкими, представителями посольства. Он мог читать газеты, журналы, книги. Не было претензий и к медицинскому обслуживанию, а также к питанию. С другими заключенными у него сложились нормальные отношения. И вот решением Президиума Верховного Совета СССР он был досрочно освобожден…
3 августа 1988 года в 15:45 по Московскому времени к Русту прибыл представитель Прокуратуры СССР. Он познакомил его с постановлением Президиума Верховного Совета СССР. Руст был тут же освобожден. Его переправили в посольство ФРГ. Через некоторое время он покинул пределы Советского Союза.
Руководство страны приняло это решение не потому, что Руст оказался невиновным, и не потому, что он иностранец, ставший известным во всем мире благодаря своей выходке. СССР пошел на этот гуманный шаг, так как Руст полностью осознал свою вину.
P. S. Потрясающе, столь дерзкое преступление произошло в тот день, когда вся страна праздновала День пограничника. И хотя впоследствии некоторые высокопоставленные военные чиновники лишились своих постов, до сих пор нам не понятно, как Матиас Руст мог пересечь самую охраняемую границу в мире.
Руслан ИГНАТЬЕВ-ИЖЕВСКИЙ