1 января Россия заняла кресло председательствующего в «большой восьмерке». Поможет ли этот высокий статус приблизиться к реализации стратегической цели — вступлению России во Всемирную торговую организацию? В ходе очередного раунда переговоров на эту тему в декабре, на саммите ВТО в Гонконге, особого прорыва достичь не удалось, хотя некоторые важные решения были приняты. В том числе, подписан протокол о завершении двусторонних переговоров по условиям присоединения России к ВТО с Канадой, проведены переговоры и согласована дата подписания протокола с Швейцарией — это произойдет в январе, в ходе экономического форума в Давосе. Аналогичное соглашение Россия подпишет в январе с Индией, уже подписаны три окончательных протокола об окончании переговоров с Парагваем, Никарагуа и Филиппинами. 28 декабря был подписан пакет документов по завершению двусторонних переговоров с Египтом.
Однако, встречи с основными переговорщиками впереди: свое слово еще не сказали США, Колумбия и Австралия. С Соединенными штатами предстоит согласовать вопрос о доступе на российский финансовый рынок иностранных банков и страховых компаний, что после поддержанной президентом В.Путиным инициативы российских банкиров — о запрете прямого открытия в стране филиалов зарубежных банков, будет сделать непросто. Также с США предстоит согласовать порядок вхождения на российский рынок гражданских самолетов. С Австралией и Колумбией необходимо согласовать, кроме всего прочего, условия доступа на российский рынок сахара.
Всемирный торговый договор, предусматривающий преобразование Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ) во Всемирную торговую организацию, вступил в силу 10 лет назад. Организация объединяет около 150 государств и покрывает свыше 95% оборота мировой торговли. Россия, как заявил глава Минэкономразвития Герман Греф, рассчитывает на завершение всех двухсторонних переговоров с ВТО в первые месяцы 2006 года. Членство в этой организации, по его словам, станет «мощнейшим импульсом для повышения инвестиционной привлекательности и роста экономики страны, и одним из серьезных вкладов в то самое удвоение ВВП, о котором мы говорим»…
Ушедший в отставку с поста советника президента РФ по экономическим вопросам Андрей Илларионов, указывая, что Россия ведет переговоры о вступлении в ВТО с 1994 года, прогнозирует, что при большом желании этот процесс может быть доведен до логического конца в течение двух лет. В то же время, многие эксперты указывают на негативные последствия, которые принесет России присоединение к ВТО. Например, научный руководитель Института проблем глобализации, д. э. н. Михаил Делягин уверен в том, что форсированное присоединение к ВТО не только не укрепит экономику Россию, но и нанесет ей невосполнимый ущерб. Эксперт представил свое видение проблемы в виде развернутой таблицы:
Пропагандистские домыслы и реальные факты о присоединении России к ВТО
Домыслы |
Факты |
1. Реформаторы в течение 5 лет энергично и последовательно разъясняли всему обществу последствия присоединения России к ВТО, и сегодня заинтересованные аналитики и бизнесмены, как и все добросовестные наблюдатели, владеют всей полнотой информации. |
Реформаторы провели более 500 совещаний с деловыми кругами, занимаясь пропагандой и настаивая на неизбежности вступления в ВТО, просто потому, что ВТО регулирует 96% мировой торговли. Реальной информации почти не сообщалось, и бизнес, за исключением наиболее «продвинутых» корпораций (как правило, крупных), ей не владеет. В России только в 2004 году появился официальный перевод текста основных соглашений ВТО (использовавшиеся ранее неофициальные зачастую содержали ошибки и неверные комментарии), и изданный на деньги канадского правительства тиражом 4 тыс. экз. комментарий к ним. |
2. Реформаторы отдают себе полный отчет в последствиях присоединения к ВТО. |
Реформаторы не пытались оценить последствия стандартных условий ВТО, в том числе, как изменение положения одной отрасли влияет на остальные. |
3. Реформаторы максимально учли пожелания бизнесменов, и потому их позиция отвечает потребностям России. |
Реформаторы привлекли к работе только организованную часть бизнесменов, игнорируя интересы менее организованных секторов или сфер, откуда российский бизнес вытеснен, а также последствия межотраслевых влияний, анализ которых недоступен бизнесу. Кроме того, интересы бизнеса не всегда тождественны интересам России. |
4. Реформаторы ведут переговоры по всем важнейшим составляющим условий присоединения к ВТО. |
Реформаторы ведут переговоры по темам, по которым у них есть специалисты: тарифы, сельское хозяйство, гражданская авиация. Но эти вопросы второстепенны, по ключевым направлениям — ряд видов услуг и системные вопросы — нет специалистов, нет и реальных переговоров. |
5. Вступление в ВТО не затронет интересы производителей биржевых товаров. |
Одно из системных Соглашений — по субсидиям — позволяет требовать ввести единый тариф на электроэнергию по всем регионам и отраслям (что подорвет все энергоемкие производства) и подтягивать внутренние тарифы к мировому уровню, что означает гибель экономики. |
6. Потери России от неприсоединения к ВТО выросли с 2,1 млрд. долл. в 2000 году до около 20 млрд. долл. в 2004 году. Выигрыш от присоединения составит в первые 4–5 лет 15–18 млрд. долл. |
В расчеты включены потери, не имеющие отношения к ВТО (как, например, убытки российской черной металлургии от ограничения поставок стали в США). Показатель в 20 млрд. долл., как и рост потерь в 10 раз за 5 лет, откровенно неправдоподобен. Оценка выгоды от присоединения исходит из заведомо нереальной отмены всех антидемпинговых расследований при присоединении к ВТО. |
7. Допуск к международному арбитражу позволит России вдвое сократить потери от антидемпинговых расследований. |
Не подтверждено расчетами. Присоединение к ВТО заставит, как сказал один из руководителей черной металлургии, «мочить нас не дешевыми, а дорогими адвокатами». Экономия на адвокатах существенна при мелких делах, потому они могут быть закрыты; крупные, наносящие основной ущерб, сохранятся. США ведут необоснованные антидемпинговые расследования и против членов ВТО. |
8. Присоединение к ВТО исключит применение против России антидемпинговых процедур, откроет ей новые рынки. |
Присоединение к ВТО осложнит антидемпинговые расследования, но позволит применять компенсационные меры. США, как правило, ограничивают доступ на свой рынок вне зависимости от принадлежности жертвы к ВТО. |
9. Присоединение к ВТО улучшает положение потребителей, получающих доступ к качественному импорту. |
Чтобы потребитель мог потреблять, должен хорошо себя чувствовать производитель, на котором он работает и который обеспечивает потребителю его доходы. Если импорт убьет производителя, потребитель не сможет воспользоваться этим импортом (как это было в начале |
10. Присоединение к ВТО обеспечит России режим наибольшего благоприятствования в торговле с ее членами. |
Россия имеет этот режим со всеми (на основе двусторонних договоров). Поправка |
11. Промышленную политику можно разработать и после присоединения к ВТО. |
Общее снижение тарифов может ограничить возможности защиты производителей недостаточным для их развития уровнем и блокировать промышленную политику. |
12. Гармонизация (выравнивание) тарифов — путь к цивилизации. |
Гармонизация тарифов не позволяет защищать одни отрасли и открывать рынку иные. |
13. ВТО не запрещает тарифную эскалацию (рост тарифов по мере повышения степени обработки). |
Но организация намерена бороться с ней, увековечивая тем самым нашу сырьевую ориентацию. |
14. Присоединение к ВТО не ударит по российским производителям, так как государство и так не защищает их. |
Ухудшение конъюнктуры усилит потребность в защите рынка. Присоединение к ВТО лишит нас возможности применять цивилизованные меры, принудив к варварским — девальвации раз в 4 года, коррупции и бюрократии. |
15. Нет смысла спорить о тарифах, так как экономику защищают девальвации. |
Эффект девальвации 1998 года выдохся, и огромные золотовалютные резервы страхуют от следующей. Девальвация — случай, когда лекарство страшнее болезни. |
16. Присоединение России к ВТО позволит нам принять «правильные законы». |
Как показал опыт МВФ 1995–98 гг., внешнее управление России не оправдывается не только |
17. ВТО регулирует только правила внешней торговли. |
Через регулирование правил внешней торговли соглашения ВТО регулируют всю экономику ее членов. |
18. Присоединение к ВТО — инструмент повышения конкурентоспособности. |
Это признак определенного уровня конкурентоспособности, позволяющего на равных участвовать в глобальной конкуренции. Слабые экономики заведомо не могут выдержать равных условий с качественно более сильными. |
19. У нас нет выбора. |
Можно присоединиться к ВТО, когда окрепнем. |
20. Не присоединимся в очередном году (назывались 2001, 2003, 2005 годы) — придется ждать годы и присоединяться к новой организации. |
Только если будут приняты существенные решения нового раунда многосторонних торговых переговоров (самое позднее, с 2003 года ВТО находится в тупике, который не удается преодолеть). |
21. Не присоединимся в очередном году — падем жертвой социального и экологического демпинга. |
Присоединимся — тоже падем, так как такой демпинг будет наказываться и со стороны членов ВТО. Но развивающиеся страны заблокируют эти решения. |
22. Россия присоединится к ВТО в ближайшее время и «на своих условиях». |
ВТО не заинтересовано в уступках (даже Китай сдал очень многое). Стремление руководства России закончить переговоры к определенной дате лишит партнеров стимула к уступкам. |