Присоединение России к ВТО: за и против

Присоединение России к ВТО: за и против

Присоединение России к ВТО: за и против

1 января Россия заняла кресло председательствующего в «большой восьмерке». Поможет ли этот высокий статус приблизиться к реализации  стратегической цели — вступлению России во Всемирную торговую организацию? В ходе очередного раунда переговоров на эту тему в декабре, на саммите ВТО в Гонконге, особого прорыва достичь не удалось, хотя некоторые важные решения были приняты. В том числе, подписан протокол о завершении двусторонних переговоров по условиям присоединения России к ВТО с Канадой, проведены переговоры и согласована дата подписания протокола с Швейцарией — это произойдет в январе, в ходе экономического форума в Давосе. Аналогичное соглашение Россия подпишет в январе с Индией, уже подписаны три окончательных протокола об окончании переговоров с Парагваем, Никарагуа и Филиппинами. 28 декабря был подписан пакет документов по завершению двусторонних переговоров с Египтом.

Однако, встречи с основными переговорщиками впереди: свое слово еще не сказали США, Колумбия и Австралия. С Соединенными штатами предстоит согласовать вопрос о доступе на российский финансовый рынок иностранных банков и страховых компаний, что после поддержанной президентом В.Путиным инициативы российских банкиров — о запрете прямого открытия в стране филиалов зарубежных банков, будет сделать непросто. Также с США предстоит согласовать порядок вхождения на российский рынок гражданских самолетов. С Австралией и Колумбией необходимо согласовать, кроме всего прочего, условия доступа на российский рынок сахара.

Всемирный торговый договор, предусматривающий преобразование Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ) во Всемирную торговую организацию, вступил в силу 10 лет назад. Организация объединяет около 150 государств и покрывает свыше 95% оборота мировой торговли. Россия, как заявил глава Минэкономразвития Герман Греф, рассчитывает на завершение всех двухсторонних переговоров с ВТО в первые месяцы 2006 года. Членство в этой организации, по его словам, станет «мощнейшим импульсом для повышения инвестиционной привлекательности и роста экономики страны, и одним из серьезных вкладов в то самое удвоение ВВП, о котором мы говорим»…

Ушедший в отставку с поста советника президента РФ по экономическим вопросам Андрей Илларионов, указывая, что Россия ведет переговоры о вступлении в ВТО с 1994 года, прогнозирует, что при большом желании этот процесс может быть доведен до логического конца в течение двух лет. В то же время, многие эксперты указывают на негативные последствия, которые принесет России присоединение к ВТО. Например, научный руководитель Института проблем глобализации, д. э. н. Михаил Делягин уверен в том, что форсированное присоединение к ВТО не только не укрепит экономику Россию, но и нанесет ей невосполнимый ущерб. Эксперт представил свое видение проблемы в виде развернутой таблицы:

Пропагандистские домыслы и реальные факты о присоединении России к ВТО

Домыслы

Факты

1. Реформаторы в течение 5 лет энергично и последовательно разъ­ясняли всему обществу последствия присоединения России к ВТО, и се­годня заинтересованные аналитики и бизнесмены, как и все добросове­стные наблюдатели, владеют всей полнотой информации.

Реформаторы провели более 500 совещаний с деловыми кругами, занимаясь пропагандой и настаивая на неизбеж­ности вступления в ВТО, просто потому, что ВТО регулирует 96% мировой торговли. Реальной информации почти не сообщалось, и бизнес, за исключением наиболее «продви­нутых» корпораций (как правило, крупных), ей не владеет. В России только в 2004 году появился официальный пере­вод текста основных соглашений ВТО (использовавшиеся ранее неофициальные зачастую содержали ошибки и не­верные комментарии), и изданный на деньги канадского правительства тиражом 4 тыс. экз. комментарий к ним.

2. Реформаторы отдают себе пол­ный отчет в последствиях присоединения к ВТО.

Реформаторы не пытались оценить последствия стандарт­ных условий ВТО, в том числе, как изменение положения одной отрасли влияет на остальные.

3. Реформаторы максимально учли пожелания бизнесменов, и потому их позиция отвечает потребностям России.

Реформаторы привлекли к работе только организованную часть бизнесменов, игнорируя интересы менее организо­ванных секторов или сфер, откуда российский бизнес вы­теснен, а также последствия межотраслевых влияний, ана­лиз которых недоступен бизнесу.

Кроме того, интересы бизнеса не всегда тождественны интересам России.

4. Реформаторы ведут переговоры по всем важнейшим составляющим условий присоединения к ВТО.

Реформаторы ведут переговоры по темам, по которым у них есть специалисты: тарифы, сельское хозяйство, граж­данская авиация. Но эти вопросы второстепенны, по клю­чевым направлениям — ряд видов услуг и системные вопросы — нет специалистов, нет и реальных переговоров.

5. Вступление в ВТО не затронет интересы производителей биржевых товаров.

Одно из системных Соглашений — по субсидиям — позво­ляет требовать ввести единый тариф на электроэнергию по всем регионам и отраслям (что подорвет все энергоемкие производства) и подтягивать внутренние тарифы к мировому уровню, что означает гибель экономики.

6. Потери России от неприсоедине­ния к ВТО выросли с 2,1 млрд. долл. в 2000 году до около 20 млрд. долл. в 2004 году. Выигрыш от присоединения составит в первые 4–5 лет 15–18 млрд. долл.

В расчеты включены потери, не имеющие отношения к ВТО (как, например, убытки российской черной металлур­гии от ограничения поставок стали в США). Показатель в 20 млрд. долл., как и рост потерь в 10 раз за 5 лет, откро­венно неправдоподобен. Оценка выгоды от присоединения исходит из заведомо нереальной отмены всех антидемпинговых расследований при присоединении к ВТО.

7. Допуск к международному ар­битражу позволит России вдвое со­кратить потери от антидемпинговых расследований.

Не подтверждено расчетами. Присоединение к ВТО заста­вит, как сказал один из руководителей черной металлур­гии, «мочить нас не дешевыми, а дорогими адвокатами». Экономия на адвокатах существенна при мелких делах, потому они могут быть закрыты; крупные, наносящие ос­новной ущерб, сохранятся. США ведут необоснованные антидемпинговые расследования и против членов ВТО.

8. Присоединение к ВТО исключит применение против России антидемпинговых процедур, откроет ей новые рынки.

Присоединение к ВТО осложнит антидемпинговые рас­следования, но позволит применять компенсационные ме­ры. США, как правило, ограничивают доступ на свой рынок вне зависимости от принадлежности жертвы к ВТО.

9. Присоединение к ВТО улучшает положение потребителей,  полу­чающих доступ к качественному импорту.

Чтобы потребитель мог потреблять, должен хорошо себя чувствовать производитель, на котором он работает и ко­торый обеспечивает потребителю его доходы. Если им­порт убьет производителя, потребитель не сможет воспользоваться этим импортом (как это было в начале 90-х).

10. Присоединение к ВТО обеспе­чит России режим наибольшего благоприятствования в торговле с ее членами.

Россия имеет этот режим со всеми (на основе двусторон­них договоров). Поправка Джексона-Веника (США) не связана с ВТО (она не отменена из-за якобы существующего в России антисемитизма, но готовность отме­нить ее для Украины, многие представители «оранжевых» властей которой не скрывают ненависти к евреям, доказы­вает исключительно политический, конъюнктурный характер этой поправки) и ежегодно приостанавливается.

11. Промышленную политику мож­но разработать и после присоедине­ния к ВТО.

Общее снижение тарифов может ограничить возможности защиты производителей недостаточным для их развития уровнем и блокировать промышленную политику.

12. Гармонизация (выравнивание) тарифов — путь к цивилизации.

Гармонизация тарифов не позволяет защищать одни отрасли и открывать рынку иные.

13. ВТО не запрещает тарифную эс­калацию (рост тарифов по мере повышения степени обработки).

Но организация намерена бороться с ней, увековечивая тем самым на­шу сырьевую ориентацию.

14. Присоединение к ВТО не ударит по российским производителям, так как государство и так не защищает их.

Ухудшение конъюнктуры усилит потребность в защите рынка. Присоединение к ВТО лишит нас возможности применять цивилизованные меры, принудив к варварским — девальвации раз в 4 года, коррупции и бюрократии.

15. Нет смысла спорить о тарифах, так как экономику защищают де­вальвации.

Эффект девальвации 1998 года выдохся, и огромные золо­товалютные резервы страхуют от следующей. Девальвация — случай, когда лекарство страшнее болезни.

16. Присоединение России к ВТО позволит нам принять «правильные законы».

Как показал опыт МВФ 1995–98 гг., внешнее управление России не оправдывается не только из-за принципиально различных интересов (мы и Запад — стратегические конку­ренты), но и из-за непонимания Западом наши реалий. Кроме того, придется менять и региональные законы.

17. ВТО регулирует только правила внешней торговли.

Через регулирование правил внешней торговли соглашения ВТО регулируют всю экономику ее членов.

18. Присоединение к ВТО — инструмент повышения конкурентоспособности.

Это признак определенного уровня конкурентоспособности, позволяющего на равных участвовать в глобальной конкуренции. Слабые экономики заведомо не могут выдержать равных условий с качественно более сильными.

19. У нас нет выбора.

Можно присоединиться к ВТО, когда окрепнем.

20. Не присоединимся в очередном году (назывались 2001, 2003, 2005 годы) — придется ждать годы и присоединяться к новой организации.

Только если будут приняты существенные решения ново­го раунда многосторонних торговых переговоров (самое позднее, с 2003 года ВТО находится в тупике, который не удается преодолеть).

21. Не присоединимся в очередном году — падем жертвой социального и экологического демпинга.

Присоединимся — тоже падем, так как такой демпинг бу­дет наказываться и со стороны членов ВТО. Но развивающиеся страны заблокируют эти решения.

22. Россия присоединится к ВТО в ближайшее время и «на своих услови­ях».

ВТО не заинтересовано в уступках (даже Китай сдал очень многое). Стремление руководства России закончить переговоры к определенной дате лишит партнеров стимула к уступкам.

 

Оценить статью
(0)