Война закончилась, наступило удовлетворение

Война закончилась, наступило удовлетворение

Война закончилась, наступило удовлетворение

Недолго трубили фанфары по поводу долгожданного разрешения российско-украинского газового конфликта. Не прошло и недели после подписания соглашения, как правительство Юрия Еханурова было отправлено Верховной Радой в отставку, а назвавший данное решение неконституционным президент Виктор Ющенко не исключил роспуска парламента и поручил уже бывшему премьеру исполнять свои обязанности до формирования нового кабинета. Ехануров, однако, уже на следующий день, в среду, от приставки и.о. отказался, заявив на заседании кабинета о том, что будет продолжать исполнять свои обязанности в полном объеме…

В этот же день украинский президент встречался в Астане с российским президентом, где вновь подтвердил свою удовлетворенность подписанным с Россией газовым соглашением и пообещал, что «Украина не нарушит ни одной буквы договоренностей - ни перед Россией, ни перед западными партнерами». Он также озвучил ряд инициатив по строительству нескольких газопроводов на Украине для увеличения транзита газа и выразил уверенность в том, что в ближайшее время две страны, утвердив проект «дорожной карты», смогут начать работу двусторонней комиссии Путин-Ющенко.

Российский президент ответил согласием, выразив удовлетворение тем, что наступивший год две страны «начали с успешного урегулирования серьезной проблемы в энергетике и выхода на конструктивные договоренности». "Мы едины во мнении, что соглашение, подписанное 4 января 2006 года по газовой проблематике, полностью отвечает принципам рыночной экономики. Это наш совместный выбор в пользу новых форм взаимоотношений России и Украины. И он был сделан при полном уважении и учете интересов обеих сторон…. Нам очень приятно констатировать, что за многие годы отношений с Украиной мы имеем теперь в Киеве людей, которые делают то, что они говорят" — заявил на совместной пресс-конференции по итогам встречи В.Путин. 

Бурный период в развитии отношений между Россией и Украиной был признан сторонами «взаимополезным», при этом Путин призвал не зацикливаться только на энергетических вопросах в отношениях двух стран, а развивать сотрудничество в сферах науки, здравоохранения, контакты между людьми. Также два лидера обсудили вопросы, связанные с правовой базой пребывания Черноморского флота в Севастополе и российско-украинское взаимодействие в сфере мирного использования атома…

В Киеве тем временем продолжали звучать нелицеприятные заявления в адрес Ющенко, пошедшего «на уступки России». Тем более, что отставки Еханурова парламентская оппозиция (блок Юлии Тимошенко, компартия Петра Симоненко, «Регионы Украины» Виктора Януковича, объединенные социал-демократы и поддержавшая их Народная партия Владимира Литвина) потребовала именно в связи с газовым соглашением, которое было расценено многими как «предательство интересов Украины», крайне невыгодное для страны, позволяющее двоякое толкование и не предусматривающее для Украины возможностей пересмотра цены на газ.

Недовольство Верховной Рады разделили руководители крупнейших украинских предприятий (ММК имени Ильича, «Азовсталь», Макеевский меткомбинат, Новокраматорский машзавод, Никопольский завод ферросплавов, «Запорожсталь», Северный, Центральный, Ингулецкий ГОКи и другие), написавшие Виктору Ющенко письмо, в котором дается крайне негативная оценка газовому соглашению, «поставившему экономику Украины под угрозу коллапса и потери ее конкурентоспособности на рынках». Промышленники пообещали «открыто требовать дезавуирования подписанных между Украиной и Россией газовых соглашений, а также немедленной отставки всех без исключения чиновников, которые были причастны к созданию этой крайне опасной ситуации».

Однако, судя по заявлениям, прозвучавшим в Астане, президент Ющенко этот призыв проигнорировал. Более того, на итоговой пресс-конференции он заявил, что «процессы, которые происходят в парламенте Украины, никак не связаны с буквой и духом подписанного соглашения», а «политизация данного вопроса может навредить результату, который был достигнут в ходе переговоров».

В России ситуацию на Украине комментируют активно, и, судя по высказываниям политиков и экспертов, наибольший энтузиазм испытывают те из них, кто в ходе оранжевых событий потерпел фиаско, не сумев привести к власти Януковича. Сегодня многие из них охотно излагают логику ошибочных действий Ющенко, который привел страну к политическому кризису, и предрекают победу на парламентских выборах Януковича, который уже выразил готовность обсуждать возможность своего назначения премьером. Причем, основания у него для этого есть.

Судя по данным декабрьского опроса, проведенного совместно тремя социологическими центрами — Киевским международным институтом социологии, фирмой Ukrainian sociology service и Украинским демократическим кругом, 26% украинцев считают будущим премьером Виктора Януковича, 21% — экс-премьера Юлию Тимошенко, 6,6% — экс-премьера Юрия Еханурова, 3,9% — спикера Владимира Литвина…

Итак, два отставленных премьера за несколько месяцев, не состоявшаяся пропрезидентская коалиция в Верховной Раде, падение рейтинга Виктора Ющенко и кабальный, как считают многие украинские политики и бизнесмены, газовый договор с Россией — это реальные факты, свидетельствующие о серьезной политической дестабилизации в стране, превратившейся с 1 января с.г. в парламентско-президентскую республику.

Стало ли причиной обострения политического кризиса на Украине и отставки Юрия Еханурова газовое соглашение с Россией? Или  сложившаяся на Украине политическая система настолько неустойчива, что любое подобное событие могло привести к подобным последствиям? Эти вопросы МиК задал Николаю Петрову, эксперту Московского центра Карнеги:

Мне кажется,  что сама по себе газовая война — это в значительной степени отражение нынешней, сложной политической ситуации на Украине в канун выборов. То есть, если бы не выборы, то вполне логично было бы украинскому правительству вести себя на этих переговорах так же, как, скажем, грузинскому или молдавскому.

А в ситуации выборов, когда все политические силы, так или иначе, ищут возможности для заявления своей позиции и для критики власти, власть была поставлена в очень тяжелое положение. Поэтому, мне кажется, что, с одной стороны, не было бы газовой войны, не было бы всех этих политических скандалов, если бы через три месяца на Украине не предстояли бы выборы. А, с другой стороны, ситуация достаточно сложная, хотя в этом как раз и есть залог устойчивости и жизнеспособности украинской политической системы, которая выражается в том, что в стране нет одной устойчивой политической силы, которая может действовать, не корректируя и не согласовывая свою позицию с другими политическими силами. И, независимо от того, какой сейчас расклад получится, очевидно, что эта ситуация будет воспроизведена и в будущем. Ни одна политическая сила там не в состоянии доминировать, и это залог конкурентности украинской политики.

- А в результате этих событий удастся ли кому-то из основных украинских политических игроков, претендующих на победу на парламентских выборах, усилить свою позицию?

Фактически все оппозиционные политические силы поставлены в ситуацию, когда им нужно набирать очки, нужно критиковать власть, и газовое соглашение, хотя к нему достаточно критически могут относиться и здесь, в России, представляет для этого замечательную возможность. Хотя, мне кажется, что из той ситуации, которая сложилась, правительство Украины вышло с минимальными потерями, хотя, опять же, соглашение, подписанное 4 января, презентовано в такой форме, что говорить о каких-то окончательных итогах и окончательных цифрах невозможно, за что, собственно, Еханурова и критикуют.

И мне кажется, что договор уже составлен так, чтобы по максимуму сохранить политическое лицо правительства Еханурова, и даже в таком виде он, естественно, не устраивает оппозицию, хотя бы потому, что ей нужно критиковать правительство, а это замечательная возможность.

- Судя по заявлениям Ющенко о том, что он удовлетворен достигнутым соглашением, можно сделать вывод о попытках минимизации негативных последствий газовой войны. Наверное, он также пытается находиться над схваткой, хотя сразу после отставки Еханурова и заявил о возможности роспуска Рады. Его политические позиции, на ваш взгляд, насколько сегодня устойчивы?

Что касается президента Украины, то он сейчас уже конституционно слабее, чем был раньше. И можно, скорее, говорить о позициях его политической партии, которые сейчас выглядят не очень устойчиво. Из трех основных украинских политических сил — президентской партии «Наша Украина», партии Регионов и блока Юлии Тимошенко по состоянию на самый конец прошлого года — существенного лидерства добился Янукович. И трудно предположить, что сейчас партия власти может что-то реально противопоставить оппозиции. Логичнее было бы ожидать, что эта ситуация в лучшем для Ющенко случае сохранится, а скорее, его партия даже может потерять свои позиции по мере приближения к выборам.

Ведь есть еще целый ряд миноритарных политических сил и разного рода блоки, альянсы, коалиции будут на протяжении предстоящих трех месяцев возникать и распадаться. И в этом смысле все-таки у Ющенко есть значительный ресурс, который он может использовать для обеспечения не столько победы своего блока на выборах, сколько для обеспечения каких-либо союзов и договоренностей с другими силами с целью сохранения или, по крайней мере, минимизации потерь после выборов в Верховную Раду.

- А как Вы думаете, в России кто-нибудь из ведущих политических игроков или представителей экспертного сообщества заинтересован в том, чтобы Ющенко сохранил свою власть и как-то ее усилил? Судя по звучащим в России комментариям, смысл которых сводится к тому, что сегодняшний кризис на Украине был предсказуем, и что политика Ющенко была изначально ошибочной, почти никого из влиятельных российских сторонников у него не осталось. Можно ли сделать вывод о том, что он «списан со счетов» и наши политологи, как и в прошлом году, будут уверенно двигать к победе Януковича?

Я думаю, что у нас после оранжевой революции произошло некоторое отрезвление, и даже в тех головах, в которых была такая черно-белая картинка. И сейчас лучше, чем даже тогда, стало понятно, что при любом варианте исхода выборов в Украине ситуация будет многомерной. То есть, вариант победы и прихода к власти одной доминирующей политической силы, будь то Ющенко, Тимошенко или Янукович, абсолютно исключен. И в этом отношении, мне кажется, Россия сейчас находится в очень выгодном положении. Российское руководство поддерживает отношения со всеми политическими силами и заинтересовано, скорее, в сохранении этого довольно сложного баланса, с котором может быть, играть легче, чем с любой единственной доминирующей силой.

И вариант, когда президентом является Ющенко, а премьером, условно, — Тимошенко или Янукович, и когда президентская власть и власть парламентская  представлена разными политическими силами — это та ситуация, которая устраивает внешнеполитических партнеров Украины, и в первую очередь, Россию.

Западные комментарии

Ближе к выборам Кремль начнет давить на Ющенко

Интернет-издание «Блумберг» считает, что президент Путин попытается повлиять на исход парламентских выборов в Украине. «Самая грязная часть игры еще впереди», — сказал авторам редакционного комментария Райнер Линднер, глава департамента Восточной Европы Фонда науки и политики в Берлине.

Аналогичного мнения придерживается и Ариэль Коэн, старший научный сотрудник исследовательского фонда «Наследие» в Вашингтоне. Путин, по его мнению, может в последний момент организовать конфронтацию с Ющенко, чтобы подчеркнуть, чем рискуют украинские избиратели, если они слишком далеко отойдут от России.

Украинские и российские аналитики говорят, что выборы 26 марта будут иметь крайне важное значение для вопроса о том, куда будет ориентироваться Украина: на Восток или на Запад. «Политика Кремля заключается в том, чтобы широко забросить свою сеть и поддержать всех тех, кто выступает за более тесные связи с Россией, — сказал в интервью изданию „Блумберг“ директор киевского Центра социальных исследований Андрей Ермолаев. — В 2004 году Кремль не скрывал своих симпатий. На этот раз он действует более тонко и гибко».

Действия России вполне обоснованы. Почему мы все время ее демонизируем?

Мэри Дежевски, «The Independent»


- …Обратимся к газовому конфликту с Украиной. Часто ли в информационных сообщениях упоминалось о том, сколько платит Украина за российский газ? Вот именно, очень редко. Говорилось в основном, что Москва хочет повысить расценки ’в четыре раза’, и почти никогда — о том, что Украина, щедро вознаграждаемая США и другими странами за прошлогодний ’выбор свободы’, расплачивается за него по ценам, составляющим четверть от мировых.

Возможно, Киев имеет основания говорить о том, что Россия ’давит’ на свою бывшую союзницу. Но в этом споре есть и другая сторона — Москва, и к ее мнению никто прислушиваться не желает. Со времен распада СССР прошло уже 15 лет: вполне достаточно для перехода на коммерческие рельсы в области поставок российских энергоносителей на Украину. Если же спор идет о соблюдении контрактных обязательств, как утверждают некоторые киевские чиновники, то такие вопросы решаются судом, а не новой ’холодной войной’.

Однако Украина и ее вашингтонские покровители не обратились за помощью к закону. Вместо этого они заговорили о ’бессовестном шантаже’ и ’игре на грани фола’ со стороны России, о ее стремлении ’наказать’ Киев за переориентацию на Запад и неприемлемом использовании сырьевых ресурсов в качестве политического инструмента. Но причем здесь какое-то ’наказание’?
Когда в декабре 2005 г. Украина с энтузиазмом приняла ’новый курс’, новое руководства, несомненно, должно было перво-наперво признать тот факт, что это приведет к изменению отношений с Россией. Разве реально было ожидать, что ’семидесятипроцентная скидка’ за газ останется в силе после того, как другие аспекты ’неформального союза’ между двумя странами будут аннулированы?
Украина, США и другие государства, обделенные запасами энергоносителей, любят выступать против использования сырьевых ресурсов в качестве политического орудия, но как тогда быть с военным превосходством, или всемогуществом доллара? Что же, использование этих преимуществ во внешней политике заслуживает большего одобрения? И что делать с принципами свободного рынка, которые так превозносят США и другие западные страны?

Газовый конфликт между Москвой и Киевом

Главный редактор независимого информационно-аналитического интернет-издания «Washington ProFile» Александр Григорьев,

интервью «Голосу Америки».

Марк Белл: Аналитики отмечают, что российская «газовая атака» нанесла серьезный ущерб имиджу президента Путина. Сейчас рассуждают — зачем он пошел на такой шаг? Что это — грубый просчет или начало многоходовой операции?

А.Г.: Я бы не стал говорить о многоходовых операциях. Может быть, их кто-то и задумывал в Кремле, но опыт последних 5–10 лет показывает, что многоходовые комбинации реализуются очень неудачно. В значительной степени, с моей точки зрения, это частично — импровизация, частично — ошибка, частично — некая попытка сделать что-то хорошо вот такими примитивными методами. Про имидж Путина можно говорить много и долго. Безусловно, очков это ему не прибавит, но имидж от этого не рухнет.

М.Б.: В свое время президент Рейган предупреждал Западную Европу об опасностях упований на поставки советского газа и даже пытался помешать строительству газопровода к западной границе Советского. Как известно, американский бойкот провалился. Трубы были проложены. Но не доказывает ли нынешняя ситуация правоту Рейгана?

А.Г.: Я думаю, нет. Дело в том, что Рейган оперировал совершенно в другом пространстве. Советский Союз был противником того, что было принято называть «свободным миром», противником Соединенных Штатов, причем противником в военном, в политическом, в экономическом и в любом другом смысле. Россия сейчас действует  совершенно в других обстоятельствах, это совершенно иная страна, и совершенно другой мир существует вокруг России и вокруг Соединенных Штатов. Поэтому я бы не стал переоценивать прозорливость Рейгана.

М.Б.: В долгосрочных расчетах Соединенных Штатов поставки российского газа занимают солидное место — им отводится до десяти процентов потребления. Как сейчас американские инвесторы и политики будут относиться к этой идее и обещаниям президента Путина превратить Россию в «гаранта энергетической безопасности»?

А.Г.: С моей точки зрения многое зависит не от России, не от Украины и заявлений Путина. Тут многое зависит от общей ситуации в мире. Соединенные Штаты в последние 15–20 лет сделали значительную ставку на газ. Это, практически — экологически чистое топливо. Для того чтобы построить электростанцию, работающую на газе, надо получить значительно меньше согласований и пройти меньше экспертиз, чем, если строить электростанцию, работающую на уране, на угле, на нефти. Газ дешевле, его легче транспортировать и так далее и тому подобное. Во многих городах Соединенных Штатов автобусы ездят на газе — на них написано, что это экологически чистое топливо. Потребность в газе растет ежедневно. Но добыча газа в Соединенных Штатах и Канаде, которая поставляет приблизительно 15 процентов ныне потребляемого Соединенными Штатами газа, последние три-четыре года не увеличивается. Она не может увеличиться, потому что нынешние мощности газовой промышленности не могут дать больше. И рано или поздно Соединенные Штаты будут вынуждены ответить на вопрос: а что дальше? Поставки газа из России априори никто не может считать гарантированными. Все что угодно может случиться в России, в океане, который разделяет Россию и Соединенные Штаты… Поэтому речь идет о переходе на иные виды сырья или какой-то иной реструктуризации работы со старыми видами сырья. Это очень большой, болезненный вопрос. Вопрос стоимостью не в миллиарды, а в триллионы долларов. Причем, нужна величайшая политическая воля, чтобы его решить. Но этот вопрос стоит все острее и острее. И вот этот газовый кризис — это лишь маленькая часть большой проблемы, большого вопроса.

Оценить статью
(0)