20 мая президент РФ Дмитрий Медведев внес в Государственную думу на рассмотрение два законопроекта, направленных на борьбу с коррупцией. Первый документ предусматривает антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов и их проектов. Второй - вносит соответствующие поправки в закон «О прокуратуре Российской Федерации». Законопроекты определяют механизмы и методы антикоррупционной экспертизы, а также ответственных за проведение такой экспертизы.
При проведении антикоррупционной экспертизы предполагается использовать общественные институты, прежде всего, предпринимательское сообщество экспертов и ученых, которые будут анализировать правоприменительную деятельность и проводить мониторинг законодательства. Ранее такую работу уже проводила Генеральная прокуратура РФ. По словам генерального прокурора РФ Юрия Чайки, в 2008 году она выявила 12,5 тыс. нормативных правовых актов, которые содержали 14 тыс. коррупционных рисков. 88% документов, не соответствующих антикоррупционному законодательству, пришлось на муниципалитеты, остальные - на субъекты РФ и на федеральные органы исполнительной власти, сообщил Чайка.
20 мая также были обнародованы антикоррупционные указы, в которых определяется постоянный порядок предоставления чиновниками, а также руководителями госкорпораций сведений об их доходах и имуществе. Напомним, пакет из пяти указов в развитие законов о госслужбе и противодействии коррупции был подписан президентом в понедельник. Указы определяют список всех госслужащих, федеральных служащих, высших должностных лиц до президента и премьера, а также руководителей госкорпораций. По усмотрению руководителя госоргана в список отчитывающихся могут быть включены чиновники, чья работа связана с распоряжением имуществом, госзаказом и недрами. Отчитываться должны будут и претенденты на эти должности.
Сограждане, которые попадают в список, ежегодно до 1 или до 30 апреля станут обнародовать сведения о своих доходах и имуществе. Помимо должностных лиц, обязанных отчитываться, декларации, как и требует закон «О противодействии коррупции», должны также подавать их супруги и несовершеннолетние дети. Информация о доходах будет размещена на сайтах, и станет предоставляться по запросам общефедеральных российских СМИ. Кроме того, указы устанавливают, какой объем сведений должен предоставляться и куда, а также, какое наказание грозит тем госслужащим, которые выдали ложные сведения или уклонились от оглашения своих доходов.
Как пояснил со своей стороны глава президентской администрации Сергей Нарышкин, указы президента РФ официально оформляют порядок публичного декларирования доходов и имущества чиновников и членов их семей, и данный шаг относится к мерам «профилактического и предупредительного характера». По его словам, выводы о законности получения тех или иных доходов должны делать контрольные и правоохранительные органы, а само по себе опубликование сведений не будет автоматически становится поводом для такого рода расследований.
Нарышкин также сообщил, что поскольку «контроль за проверкой достоверности сведений, которая будет осуществляться выборочно, возложен на кадровые службы ведомств, отдельного федерального органа, который занимался бы проверкой сведений, создавать не планируется». «Проверка будет определять достоверность сведений. Источники доходов и происхождение имущества проверка выявлять не будет», - добавил глава президентской администрации.
«В случае непредоставления сведений или предоставления заведомо неверных сведений претенденты на получение должностей лишаются возможности получения должности, а лица, замещающие должности, могут быть подвергнуты дисциплинарным взысканиям, вплоть до увольнения», - добавил он.
Как рассказал Нарышкин, согласно указам, госслужащие предоставляют сведения о доходе за год по основному месту работы и из иных источников. В отчете публикуется общая сумма дохода без детализации по источникам. В декларации указываются недвижимое имущество, находящееся в собственности, с указанием страны расположения и площади, а также сведения о транспортных средствах.
Глава президентской администрации отметил также, что при определении объема информации о доходах и имуществе, которая будет публиковаться в открытых источниках, авторы законопроекта исходили в том числе из необходимости уважения прав госслужащих на частную жизнь.
Напомним, что в декабре 2008 г. президент подписал федеральный конституционный закон «О внесении изменений в статью 10 федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации», обязывающий председателя правительства, вице-премьеров и федеральных министров представлять в налоговые органы сведения не только о своих доходах, но и доходах членов семьи: супругов и несовершеннолетних детей.
Кроме того, 10 марта 2009 г. на заседании совета по борьбе с коррупцией Медведев заявил о необходимости введения таких же правил отчётности и в отношении главы государства. Президент сообщил, что сам подаст в налоговые органы декларацию о доходах и имуществе за 2008 г., а также подпишет указ, законодательно распространяющий соответствующие обязанности на главу государства, что и было сделано.
«Коррупция должна быть не просто незаконной. Она должна стать неприличной», - заявил президент в своем видеоблоге, размещенном 20 мая на кремлевском сайте. Он признал, что «коррупция, конечно, есть на самых разных этажах власти», но есть и коррупция на бытовом уровне. «Кстати сказать, неизвестно, какая из этих коррупций для страны более опасна, какая из них более страшна. Это две стороны одной медали, - отметил президент. - По данным «Транспэренси Интернэшнл», которые были опубликованы в прошлом году, в рейтинге состояния коррупции наша страна занимает печально почётное 147-е место из 180-ти. Есть ещё одна цифра, которая на первый взгляд удивляет и которая на самом деле для нашей страны является очень тревожной. По данным некоторых социологических опросов, четверть наших граждан вообще не считают, что коррупция является ненормальным явлением. Приветствуют коррупцию. То есть в обществе в целом практически отсутствует нетерпимость к коррупции как к институту».
«Год назад одним из первых моих указов был образован Совет при Президенте по противодействию коррупции, - напомнил президент. - Мы договорились, я об этом прямо сказал, что коррупции как системному явлению должен быть дан так называемый системный ответ. И мы начали двигаться по этому, прямо скажу, непростому и длительному, долгому пути».
Оценивая то, что сделано за год, Дмитрий Медведев отметил: «Во-первых, разработан и утверждён Национальный план противодействия коррупции. Он вступил в силу, он работает. Во-вторых, принят и вступил в силу пакет антикоррупционных законов. Я подписал целый ряд указов, которые расширяют контроль за деятельностью и государственных и муниципальных служащих, руководителей государственных корпораций. Теперь декларировать свои доходы и имущество будут не только сами государственные служащие, но и члены их семей. Под этим появилась нормативная основа. И Президент не исключение из правил. Информация будет публиковаться на официальных сайтах и будет доступна СМИ. Хочу сказать, что этой информации будет ничуть не меньше, чем в этом году. При этом мы должны разработать механизм проверки достоверности и полноты сведений, которые будут даваться чиновниками. По сути, впервые за всю современную историю создана нормативная рамка для работы. Ну а если говорить откровенно, то вообще за всю историю нашего государства.
Мне неоднократно говорили: борьба с коррупцией идёт вяло, плохо, потому что у нас нет этого термина, законодательство не работает. Теперь всё есть: есть и термин, он расшифрован, есть законодательство. Но критически важно, чтобы законодатели сами понимали, каким образом этот закон следует применять. Чтобы правоохранительные органы, правоприменители, в свою очередь, тоже понимали, каким образом применять этот закон. Чтобы все государственные служащие понимали меру своей ответственности».
«Это не самое простое законодательство. У нас пока нет практики его применения. Есть достаточно тонкие, иногда щепетильные вопросы. И за исполнением этих законодательных актов нужно будет самым внимательным образом следить, - подчеркнул президент. - И ещё, может быть, самое трудное: мы должны создать мотивацию к правовому, юридически корректному поведению. При помощи нормативных актов, при помощи средств массовой информации, в результате работы институтов гражданского общества. И коррупция должна быть не просто незаконной. Она должна стать неприличной. Вот это, может быть, самое трудное».
«Участие гражданского общества, конечно, является необходимым условием борьбы и успеха в этой борьбе. Односторонней такого рода деятельность быть не может, - продолжил Дмитрий Медведев. - Сошлюсь на одну из мыслей, которая была высказана недавно на заседании Совета при Президенте по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека. Это мысль о том, что там, где есть коррупция, всегда есть нарушение прав человека. И в этом плане борьба с коррупцией – это прежде всего гражданский контроль. В этом смысле я, конечно, полностью, абсолютно поддерживаю идею его развития. Причём развития в самых разных формах».
«Конечно, многое должно встать на свои места по мере развития общества. Нормальный уровень жизни, понимание, осознание со стороны самых разных людей, что правильнее и, самое главное, выгоднее жить по законам, является очень важным стимулом. Должны быть и другие, конечно, стимулы, материальные стимулы. Мы должны заниматься отбором на государственную службу просто нормальных, приличных людей, которые поступают в институты, в вузы не для того, чтобы впоследствии брать взятки на государственной службе, а которые мотивированы служить государству. Только так можно создать в нашем обществе тот самый антикоррупционный стандарт поведения», - подчеркнул президент.
Он напомнил, что 7 мая наша страна подписала дополнительный протокол к Конвенции Совета Европы по уголовной ответственности за коррупцию, и это тоже достаточно важное и серьёзное решение. «То есть мы двигаемся вперёд, мы продвигаем развитие своей нормативной базы. Эта база является не только российской, не только современной, но она интегрирована и в мировую правовую базу борьбы с коррупцией. Справедливо и то, что среди причин высокой степени коррупции в нашей стране является и несовершенство политических институтов, и непрофессионализм наших бюрократов и, с другой стороны, просто непонимание и незнание, нежелание знать, кстати сказать, зачастую законы со стороны населения. И здесь государству и гражданскому обществу нужно вести работу с самыми разными социальными группами», - считает Медведев…
«Я достаточно долго думал в отношении того, стоит ли нам открывать вот эту новую стадию борьбы с коррупцией. Считаю, что всё-таки мы поступили правильно. И нам обязательно нужно двигаться вперёд по этому направлению. Двигаться вперёд пусть даже очень небольшими шагами. И поэтому нам ещё и ещё придётся возвращаться к этой очень сложной для нашей страны теме», - заключил президент.
Напомним, до этого момента все декларации подавались в Федеральную налоговую службу (ФНС). Но теперь, как следует из указов, в ФНС декларации ежегодно обязаны предоставлять лишь члены правительства, поскольку это установлено законом о правительстве. Все остальные (кроме тех, которые имели несколько источников доходов и обязаны, как и остальные граждане, подать декларацию в ФНС) в соответствии с законами о государственной гражданской службе и противодействии коррупции будут подавать декларации в управление по кадрам своих органов.
Между тем эксперты считают, что из-за этого начнется чехарда, так как на кадровые службы будут возложены несвойственные им обязанности. интернет магазин элитной парфюмерии Магия парфюма К тому же, до конца остался нерешенным вопрос об ужесточении наказания чиновников за подачу ложных сведений. В указах сказано, что проверка достоверности и полноты сведений «осуществляется в соответствии с законодательством РФ». А закон «О противодействии коррупции» гласит, что проверка сведений осуществляется представителем нанимателя «самостоятельно» или «путем направления в порядке, устанавливаемом президентом РФ, запроса в правоохранительные органы или госорганы, осуществляющие контрольные функции». Таким образом, делают вывод эксперты, нечеткий порядок проверки подаваемых сведений дает кадрам возможность для маневра.
Кроме того, за руководителями остаются права выбирать наказание для подчиненных, подавших ложные сведения. Согласно ст. 57 закона «О государственной гражданской службе», по которой будет проходить процедура наказания, за нарушения «представитель нанимателя» «имеет право» (но не обязан!) применить к чиновнику дисциплинарные взыскания: от замечания до увольнения. Подобная формулировка, по оценке политологов, уже сама по себе является коррупциогенной нормой.
Подвергается критике со стороны экспертов и указ, который определяет порядок размещения деклараций на сайтах, а также предоставление информации по запросам общефедеральных российских СМИ. Так, из указа следует, что подаваться в ФНС или кадры должен широкий объем сведений, а вот для публикации перечень, как и сейчас, будет не столь широкий. Сограждане смогут увидеть лишь годовой доход без разбивки на источники, сведения о недвижимости с указанием площади объекта и страны нахождения, а также количество транспортных средств с указанием типа и марки.
Как утверждают аналитики, отсутствие публичной информации об источниках доходов (например, доходы от переданных в управление ценных бумаг, от банковских депозитов и т. д.) не позволит налогоплательщикам контролировать чиновника с точки зрения нарушений законодательства или использования служебного положения для получения доходов.
Что касается информации, которую смогут получить общефедеральные СМИ по запросу, то и здесь свои подводные камни. Оказывается, журналисты имеют право делать запросы в кадровые комиссии, но это не означает, что они смогут рассчитывать на получение дополнительной информации. Запрос будет направлен, только если у СМИ нет возможности зайти на сайт или произошел технический сбой.
Между тем, опрос Всероссийского центра общественного мнения /ВЦИОМ/, проведенный 9-10 мая, показал, что в большинстве своем россияне довольно мало интересуются информацией о доходах российских чиновников и их ближайших родственников. Многие респонденты признались в том, что считать чужие деньги им вовсе не интересно. Кроме того, у них изначально нет веры в подлинность представляемых чиновниками в декларациях сведений о полученных доходах. Около 70 % россиян, ознакомившихся с декларациями о доходах, не доверяют представленным чиновниками данным, и только 17 % наших сограждан считают декларации вполне заслуживающими доверия. При этом 57 % россиян склоняются к мнению о необходимости опубликования деклараций в СМИ. С ними не согласны 30 % россиян, уверенных, что публиковать данные о доходах чиновников не стоит.
Как пояснил, комментируя данные опросов, заместитель директора Института социальных систем Дмитрий Бадовский, «люди не очень интересуются декларациями о доходах чиновников, так как изначально не верят, что данная мера является важным элементом в борьбе с коррупцией». «А если люди не верят в то, что декларации о доходах госслужащих помогут в борьбе с коррупцией, то резонно полагает, что такие документы и не надо читать», - продолжил он. «Кроме того, граждане не верят в то, что механизмы отслеживания и проверки на достоверность предоставленной информации в декларациях будут работать. У них нет оснований полагать, что в случае, если чиновник решил утаить сведения о доходах и не внес все данные о заработанных средствах в декларацию, то его за эти нарушения снимут, отправят в отставку или привлекут к уголовной ответственности. Механизм проверки деклараций и возможных санкций против тех, кто утаил доходы, непонятен», - отметил политолог.
«Скепсис россиян по отношению к декларациям чиновников обусловлен также опытом наблюдения. Граждане видят, что элиты последовательно демонстрируют высокий уровень потребления. У людей сразу возникает вопрос, если представители власти не очень богатые, согласно информации, содержащейся в декларациях, почему они столько тратят», - считает эксперт. «Причем у людей понятие элита включает как представителей власти, так и бизнеса. Они объединяют тех и других в одну группу – это те, кто находится там, где-то наверху и близко к рычагам управления страной и деньгами страны», - резюмировал Бадовский.
Между тем парламентарии не пришли к единому мнению относительно законопроекта о публикации в Интернете сведений о должностных преступлениях госслужащих. Выразив уверенность в необходимость усилить борьбу с коррупцией, они призвали воздержаться от перегибов.
Напомним, Госдума отклонила законопроект о публикации в Интернете сведений о должностных преступлениях государственных служащих. Авторы проекта о так называемых «позорных досках», который был внесен в нижнюю палату парламента в 2007 году, предлагали обнародовать на официальном сайте правительства информацию о чиновниках, осужденных за злоупотребление должностными полномочиями, нецелевое расходование бюджета, незаконную предпринимательскую деятельность, получение взятки, служебный подлог и халатность. Предполагалось, что затем, когда судимость будет погашена, информация должна будет исчезнуть с сайта правительства.
Между тем думский Комитет по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству убежден в том, что персональные данные о судимости субъекта являются конфиденциальными, а значит «в вопросе их опубликования не может применяться избирательный подход только к определенной группе осужденных, так как это противоречит конституционному принципу равенства прав человека и гражданина».
В то же время, по мнению ряда экспертов, данные о судимости чиновников по закону никакого секрета не представляют. Так, президент Комиссии по свободе доступа к информации Иосиф Дзялошинский подчеркнул, что конфиденциальной информация о судимости является только в том случае, если судимость снята. «Если же она не снята, то это не может являться конфиденциальными данными, поскольку представляет общественный интерес», – пояснил он.
Такого же мнения придерживается и директор Института развития свободы информации Иван Павлов. По его словам, сокрытие данных о преступлениях, совершенных представителями власти, противоречит основным принципам уголовного и уголовно-процессуального законодательства. К тому же, любая информация о представителях власти социально значима в силу своей природы: граждане-налогоплательщики, должны знать, что власть делает на те средства, которые они перечисляют в бюджет.
Депутат Госдумы Александр Хинштейн также считает, что речи о конфиденциальности идти не может, поскольку это напрямую связано с вопросами прозрачности власти. В то же время, высказывая сомнение в том, что это поможет борьбе с коррупцией, он указывает на скорее психологический характер данной меры.
Законопроект о «досках позора» может быть принят, считает заместитель председателя Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству, представитель в СФ от Законодательного органа госвласти Нижегородской области Леонид Белов. «Информацию о должностных преступлениях госслужащих скрывать, конечно, не следует, но не следует также забывать и о том, что госслужащие тоже люди», - заявил сенатор. Посоветовав не перегибать палку в деле вывода чиновников на чистую воду, парламентарий отметил, что «если кто-то из них и совершает какие-то должностные преступления, то таких сотая доля, основная же масса – это честные люди». «Почему-то коммерсантов на такие «позорные доски» вывешивать не предлагают, мишенью хотят сделать именно госслужащих. Замахиваться на них кнутом не следует, они должны чувствовать социальную защищенность. Хотя, бесспорно, народ должен знать своих «героев», - заключил Леонид Белов.
К скорейшему принятию законопроекта о так называемых «позорных досках» призывает член Комитета Совета Федерации по правовым и судебным вопросам, представитель в СФ от законодательного органа госвласти Амурской области Амир Галлямов. «Общество нуждается в таком законе. Борьба с коррупцией должна быть публичной», - заявил сенатор. Выразив удивление фактом отклонения документа, он подчеркнул, что «никакой конфиденциальности в информации о том, кто из чиновников сидел и за что, нет и не может быть». «Госслужащие же начали раскрывать данные о доходах, хотя информация о банковских счетах, движимом и недвижимом имуществе как раз относится к секретной. Но в целях обеспечения прозрачности власти мы пошли на это», - подчеркнул Галлямов, посоветовав «недобросовестных чиновников подвергать публичной порке».
«Люди, пришедшие во власть, должны нести ответственность наравне с народом. Нас же информируют о том, кто кого из простых граждан убил, зарезал, застрелил. Так почему же мы не должны знать об осужденных, например, за взятку чиновниках?», - недоумевает Амир Галлямов.
Однако заместитель председателя Комитета Совета Федерации по международным делам, представитель в СФ от Народного собрания республики Ингушетия Василий Лихачев выступает против законопроекта о так называемых «досках позора». «Такой закон нарушает права человека», - заявил сенатор, добавив, что он видит в нем «политический подтекст».
По мнению парламентария, «с одной стороны, если судимость уже погашена, то в принципе, ничего страшного в обнародовании такой информации нет». «Но с другой, морально-этической стороны, подобные данные могут осложнить существование этого вставшего на путь исправления госслужащего в обществе. К сожалению, правовое сознание наших граждан еще достаточно низко, поэтому общество от него может попросту отвернуться», - убежден Василий Лихачев.
Отчасти поддерживает отклоненный Госдумой законопроект о публикации в Интернете сведений о должностных преступлениях государственных служащих вице-спикер Госдумы, заместитель председателя фракции «Единая Россия» Любовь Слиска. «Вешать на «позорную доску» нужно не только нерадивых политиков и чиновников, но и многих других, поскольку перед законом все должны быть равны», - заявила она.
По словам депутата, «ни для кого не является секретом, что аналогичную «позорную доску» сегодня организуют за хорошие деньги на любом сайте Интернета и в любом издании». «Поэтому если и делать информацию подобного рода доступной, то про всех: политиков, чиновников, журналистов, телеведущих, спортсменов и всех остальных, кто вызывает интерес у населения. Не надо делать врага из какой-то узкой группы людей, хотя некоторых стоит не только «повесить» на «доску», но и вздернуть на позорный столб. Я за равенство всех перед законом», - подытожила Любовь Слиска.
Несовершенным считает отклоненный Госдумой законопроект о публикации в Интернете сведений о должностных преступлениях государственных служащих заместитель председателя Комитета Госдумы по собственности, член фракции «Единая Россия» Юрий Медведев. «Этот законопроект необходим, но не в той форме, в которой был внесен моими думскими коллегами, а в более совершенном виде. Публиковать информацию только о тех, кто совершил преступные действия, получив срок за недобросовестную работу на госслужбе, было бы не совсем правильно. Ведь возможны и такие варианты, которые не предусматриваются данным законопроектом, как, например, изнасилование, бандитизм, экономические преступления и многое другое», - пояснил он.
«Я голосовал против данной законодательной инициативы, поскольку закон требует больших коррективов», - подытожил Юрий Медведев.
Отклоненный Думой законопроект о публикации в Интернете сведений о должностных преступлениях государственных служащих позволил бы бороться в России с коррупцией, убежден член Комитета Госдумы по финансовому рынку, представитель фракции «Справедливая Россия» Анатолий Аксаков.
«Данная законодательная инициатива позволила бы сдерживать аппетиты некоторых чиновников, поскольку официальная информация о факте преступления госслужащих будет негативно восприниматься населением страны, - считает депутат. - Такой закон нужен в целях борьбы с коррупцией». Он добавил, что даже информация о судимости госслужащих должна быть предана огласке. «Факт судимости – это также публичная информация», - пояснил депутат. «Все, что способно сдерживать коррупцию в стране, даже в минимальной степени, должно применяться и быть обеспечено соответствующим законодательством», - заключил Анатолий Аксаков.
Бессмысленным считает отклоненный Думой законопроект о публикации в Интернете сведений о должностных преступлениях государственных служащих первый заместитель председателя Комитета Госдумы по аграрным вопросам, член фракции КПРФ Николай Харитонов. «В данном законопроекте нет никакого смысла, поскольку Россия ведет капиталистический образ жизни «за копеечку», то есть все решают деньги», - заявил депутат. По его словам, «принятие закона давало бы возможность повесить на доску любого человека, без доказательства его вины». «Более того, этот законопроект не направлен на обеспечение прозрачности власти», - подытожил Николай Харитонов.
Член Комитета Госдумы по безопасности, представитель фракции ЛДПР Сергей Абельцев не считает ошибкой отклонение Думой законопроекта о публикации в Интернете сведений о должностных преступлениях государственных служащих. «Кому-то это обязательно напомнит так называемый закон о люстрации», - заявил он, отметив попутно, что крупномасштабные люстрации в XX веке проводились в ходе денацификации Германии и декоммунизации стран Восточной Европы. «Отличие, - продолжил он, - только в том, что там проводилось «очищение посредством жертвоприношения» по принципу принадлежности к преступным партиям, а обсуждаемый законопроект предполагает практически сходную процедуру, но по принципу принадлежности к преступному сообществу уголовников».
Парламентарий также отметил, что «люстрация напрямую предписывает преодоление неприкосновенности личной жизни, допуская публичное распространение любой информации о происхождении человека, деталях его биографии и т. п.». «В Германии это пошло на благо. В странах бывшего социалистического лагеря, ввиду определенных изменений сознания, многое превратилось в сведение личных счетов. Поэтому мне очень не хочется, чтобы опять возникли из небытия «перегибы» прошлого, чтобы, развернув утреннюю газету, я бы прочитал там, что «весь народ проникнут твердой и непоколебимой решимостью поголовно уничтожить, полностью истребить злодейских врагов нашей родины», - подчеркнул политик...
А между тем в Департаменте экономической безопасности МВД РФ сообщили, что за первый квартал 2009 года российские правоохранительные органы выявили на 30% больше случаев коррупции, чем за аналогичный период прошлого года (!). Всего было выявлено более 14 тыс. преступлений, совершенных против госвласти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления.
В первом квартале было разоблачено 3,5 тыс. взяточников, что в 2,5 раза больше, чем за аналогичный период прошлого года. Глава МВД РФ ранее уже сообщал, что в за весь 2008 год было выявлено 40,5 тыс. коррупционных преступлений. Из них по 9,8 тыс. преступлений уголовные дела были направлены в суд, а к уголовной ответственности было привлечено 6 тыс. человек.
Не дремлет и Генпрокуратура. «В период экономических трудностей чиновники, которые пытаются незаконно обогатиться, должны быть уволены с госслужбы», - заявил генеральный прокурор РФ Юрий Чайка, выступая 13 мая с ежегодным докладом в Совете Федерации.
Генпрокурор считает, что пока нельзя быть удовлетворенными уровнем борьбы с коррупцией, поскольку большая часть привлекаемых к ответственности - это преподаватели, врачи и должностные лица низшего звена. Он акцентировал внимание на том, что зачастую следователи привлекают к ответственности лиц за так называемую бытовую коррупцию. По словам Чайки, из числа осужденных за коррупцию 29% составляют сотрудники правоохранительных органов, 11% - работники здравоохранения и образования.
Согласно просочившемуся недавно в СМИ докладу Генеральной прокуратуры, более 80 % осужденных за взятки получили «на лапу» менее 30 тысяч рублей, что очевидно, не так уж много. А вот среди должностных лиц федерального, регионального и муниципального уровней мздоимцев, оказывается, гораздо меньше – за руку были схвачены всего 189 взяточников.
Как заявил в своем выступлении генпрокурор, в целом правоохранительной системе за последнее время удалось добиться положительной динамики в выявлении должностных преступлений. «Довольно высокими темпами растет число выявляемых преступлений против интересов государственной власти и органов местного самоуправления, значительную часть из которых составляет коррупционные преступления. В прошлом году таких преступлений выявлено более 43 тыс., в суды направлены уголовные дела по 28 тыс. таких преступлений (как видим, прокурорская статистика расходится с милицейской).
Как говорится в докладе, число выявленных фактов коррупции в России неуклонно растет: в 2008 г. было зарегистрировано 12 тыс. 500 фактов взяточничества (+7,7% к 2007 г.) и 43 тыс. 500 преступлений против государственной власти (+11,4%); снизилось только количество случаев коммерческого подкупа - до 1 тыс. 712 (-23,8% ).
Отвечая на вопросы сенаторов, Чайка не согласился с тем, что в России не расследуются сложные, многоэпизодные дела по экономическим преступлениям. «У нас в разы улучшилась работа, в том числе и привлечение к ответственности должностных лиц. В разы увеличилось число лиц, которых выдают нам иностранные государства, в том числе, впервые двух человек выдала Великобритания», - добавил он.
По его словам, также впервые швейцарские банки пошли на встречу российской прокуратуре, и российская сторона выиграла суд, вернув $100 млн., принадлежавших компании «Совкомфлот». «Следующими, думаю, будут еще $600 млн.», - добавил он.
Кстати, ранее генпрокурор Юрий Чайка предложил изменить критерии антикоррупционной работы правоохранительных органов. По его мнению, оценка должна быть основана не на количественных показателях, но отражать качественную сторону борьбы с коррупцией - например, уровень предотвращенного и возмещенного ущерба. «Специализацию правоохранительных органов в вопросах борьбы с коррупцией следует углублять, а подготовку и повышение квалификации сотрудников специализированных подразделений проводить по единому учебному плану», - уверен генпрокурор.
Однако независимые эксперты считают, что власти лишь имитируют борьбу с коррупцией и ловят лишь тех, кого поймать легче и безопаснее. Или кто от следствия откупиться не может. Как утверждает, к примеру, президент Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов, активность этой борьбы нельзя мерить числом возбужденных дел.
«Цифры наглядно свидетельствуют, каков уровень выявления фактов взяточничества, статистика эта на протяжении нескольких лет не меняется, - констатировал со своей стороны глава Верховного суда РФ Вячеслав Лебедев. - По обвинению в получении взяток группой лиц по предварительному сговору, либо организованной группой, либо в крупном размере число дел составило лишь десять процентов от общего числа рассмотренных судами дел о взятках».
Что же касается последних президентских указов, то, по мнению политолога Станислава Белковского, «пространство для манипулирования цифрами в подобных декларациях бесконечно». «Если брать чиновничью элиту в целом, то все основные средства они, как правило, хранят в оффшорах, которые формально никак не связаны с их владельцами», - говорит он. Именно на такие компании оформлено сегодня подавляющее большинство российских активов, считает эксперт. «Оффшорные же компании являются дилерами и трейдерами большинства экспортных корпораций, в том числе и государственных», - заключил Белковский.
И в заключение – данные еще одного недавнего опроса. По данным ВЦИОМ, россияне чаще склоняются к мнению, что коррупция в принципе непобедима (58%). Чуть более трети (37%) сограждан верят в то, что этого можно достичь, но только политической волей и решительностью властей и общества. С прошлого года резко снизилась доля тех, кто согласился бы сообщить о фактах взяточничества правоохранительные органы и, напротив, возросло количество желающих проинформировать лично президента. Кроме этого, россияне демонстрируют готовность предоставить такую информацию СМИ.
Большая часть граждан РФ уверена в том, что людям станет проще решать свои проблемы, если чиновники перестанут брать взятки (49%). Им оппонируют лишь 12% соотечественников, по мнению которых, это осложнит ситуацию. 29% россиян уверены: отсутствие коррупции существенно не повлияет на решение проблем простых людей…
Напомним, по данным Всемирного движения по противодействию коррупции, Россия занимает одно из самых последних мест в Индексе взяткодателей за 2008 год. Наивысшие места в списке с индексом 8,8 из 10 возможных баллов заняли Бельгия и Канада, третье место с оценкой в 8,7 балла заняли Нидерланды и Голландия. Замыкают список с наименьшими баллами Индия (6,8), Мексика (6,6), Китай (6,5) и Россия (5,9 и 22 место)…
При проведении антикоррупционной экспертизы предполагается использовать общественные институты, прежде всего, предпринимательское сообщество экспертов и ученых, которые будут анализировать правоприменительную деятельность и проводить мониторинг законодательства. Ранее такую работу уже проводила Генеральная прокуратура РФ. По словам генерального прокурора РФ Юрия Чайки, в 2008 году она выявила 12,5 тыс. нормативных правовых актов, которые содержали 14 тыс. коррупционных рисков. 88% документов, не соответствующих антикоррупционному законодательству, пришлось на муниципалитеты, остальные - на субъекты РФ и на федеральные органы исполнительной власти, сообщил Чайка.
20 мая также были обнародованы антикоррупционные указы, в которых определяется постоянный порядок предоставления чиновниками, а также руководителями госкорпораций сведений об их доходах и имуществе. Напомним, пакет из пяти указов в развитие законов о госслужбе и противодействии коррупции был подписан президентом в понедельник. Указы определяют список всех госслужащих, федеральных служащих, высших должностных лиц до президента и премьера, а также руководителей госкорпораций. По усмотрению руководителя госоргана в список отчитывающихся могут быть включены чиновники, чья работа связана с распоряжением имуществом, госзаказом и недрами. Отчитываться должны будут и претенденты на эти должности.
Сограждане, которые попадают в список, ежегодно до 1 или до 30 апреля станут обнародовать сведения о своих доходах и имуществе. Помимо должностных лиц, обязанных отчитываться, декларации, как и требует закон «О противодействии коррупции», должны также подавать их супруги и несовершеннолетние дети. Информация о доходах будет размещена на сайтах, и станет предоставляться по запросам общефедеральных российских СМИ. Кроме того, указы устанавливают, какой объем сведений должен предоставляться и куда, а также, какое наказание грозит тем госслужащим, которые выдали ложные сведения или уклонились от оглашения своих доходов.
Как пояснил со своей стороны глава президентской администрации Сергей Нарышкин, указы президента РФ официально оформляют порядок публичного декларирования доходов и имущества чиновников и членов их семей, и данный шаг относится к мерам «профилактического и предупредительного характера». По его словам, выводы о законности получения тех или иных доходов должны делать контрольные и правоохранительные органы, а само по себе опубликование сведений не будет автоматически становится поводом для такого рода расследований.
Нарышкин также сообщил, что поскольку «контроль за проверкой достоверности сведений, которая будет осуществляться выборочно, возложен на кадровые службы ведомств, отдельного федерального органа, который занимался бы проверкой сведений, создавать не планируется». «Проверка будет определять достоверность сведений. Источники доходов и происхождение имущества проверка выявлять не будет», - добавил глава президентской администрации.
«В случае непредоставления сведений или предоставления заведомо неверных сведений претенденты на получение должностей лишаются возможности получения должности, а лица, замещающие должности, могут быть подвергнуты дисциплинарным взысканиям, вплоть до увольнения», - добавил он.
Как рассказал Нарышкин, согласно указам, госслужащие предоставляют сведения о доходе за год по основному месту работы и из иных источников. В отчете публикуется общая сумма дохода без детализации по источникам. В декларации указываются недвижимое имущество, находящееся в собственности, с указанием страны расположения и площади, а также сведения о транспортных средствах.
Глава президентской администрации отметил также, что при определении объема информации о доходах и имуществе, которая будет публиковаться в открытых источниках, авторы законопроекта исходили в том числе из необходимости уважения прав госслужащих на частную жизнь.
Напомним, что в декабре 2008 г. президент подписал федеральный конституционный закон «О внесении изменений в статью 10 федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации», обязывающий председателя правительства, вице-премьеров и федеральных министров представлять в налоговые органы сведения не только о своих доходах, но и доходах членов семьи: супругов и несовершеннолетних детей.
Кроме того, 10 марта 2009 г. на заседании совета по борьбе с коррупцией Медведев заявил о необходимости введения таких же правил отчётности и в отношении главы государства. Президент сообщил, что сам подаст в налоговые органы декларацию о доходах и имуществе за 2008 г., а также подпишет указ, законодательно распространяющий соответствующие обязанности на главу государства, что и было сделано.
«Коррупция должна быть не просто незаконной. Она должна стать неприличной», - заявил президент в своем видеоблоге, размещенном 20 мая на кремлевском сайте. Он признал, что «коррупция, конечно, есть на самых разных этажах власти», но есть и коррупция на бытовом уровне. «Кстати сказать, неизвестно, какая из этих коррупций для страны более опасна, какая из них более страшна. Это две стороны одной медали, - отметил президент. - По данным «Транспэренси Интернэшнл», которые были опубликованы в прошлом году, в рейтинге состояния коррупции наша страна занимает печально почётное 147-е место из 180-ти. Есть ещё одна цифра, которая на первый взгляд удивляет и которая на самом деле для нашей страны является очень тревожной. По данным некоторых социологических опросов, четверть наших граждан вообще не считают, что коррупция является ненормальным явлением. Приветствуют коррупцию. То есть в обществе в целом практически отсутствует нетерпимость к коррупции как к институту».
«Год назад одним из первых моих указов был образован Совет при Президенте по противодействию коррупции, - напомнил президент. - Мы договорились, я об этом прямо сказал, что коррупции как системному явлению должен быть дан так называемый системный ответ. И мы начали двигаться по этому, прямо скажу, непростому и длительному, долгому пути».
Оценивая то, что сделано за год, Дмитрий Медведев отметил: «Во-первых, разработан и утверждён Национальный план противодействия коррупции. Он вступил в силу, он работает. Во-вторых, принят и вступил в силу пакет антикоррупционных законов. Я подписал целый ряд указов, которые расширяют контроль за деятельностью и государственных и муниципальных служащих, руководителей государственных корпораций. Теперь декларировать свои доходы и имущество будут не только сами государственные служащие, но и члены их семей. Под этим появилась нормативная основа. И Президент не исключение из правил. Информация будет публиковаться на официальных сайтах и будет доступна СМИ. Хочу сказать, что этой информации будет ничуть не меньше, чем в этом году. При этом мы должны разработать механизм проверки достоверности и полноты сведений, которые будут даваться чиновниками. По сути, впервые за всю современную историю создана нормативная рамка для работы. Ну а если говорить откровенно, то вообще за всю историю нашего государства.
Мне неоднократно говорили: борьба с коррупцией идёт вяло, плохо, потому что у нас нет этого термина, законодательство не работает. Теперь всё есть: есть и термин, он расшифрован, есть законодательство. Но критически важно, чтобы законодатели сами понимали, каким образом этот закон следует применять. Чтобы правоохранительные органы, правоприменители, в свою очередь, тоже понимали, каким образом применять этот закон. Чтобы все государственные служащие понимали меру своей ответственности».
«Это не самое простое законодательство. У нас пока нет практики его применения. Есть достаточно тонкие, иногда щепетильные вопросы. И за исполнением этих законодательных актов нужно будет самым внимательным образом следить, - подчеркнул президент. - И ещё, может быть, самое трудное: мы должны создать мотивацию к правовому, юридически корректному поведению. При помощи нормативных актов, при помощи средств массовой информации, в результате работы институтов гражданского общества. И коррупция должна быть не просто незаконной. Она должна стать неприличной. Вот это, может быть, самое трудное».
«Участие гражданского общества, конечно, является необходимым условием борьбы и успеха в этой борьбе. Односторонней такого рода деятельность быть не может, - продолжил Дмитрий Медведев. - Сошлюсь на одну из мыслей, которая была высказана недавно на заседании Совета при Президенте по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека. Это мысль о том, что там, где есть коррупция, всегда есть нарушение прав человека. И в этом плане борьба с коррупцией – это прежде всего гражданский контроль. В этом смысле я, конечно, полностью, абсолютно поддерживаю идею его развития. Причём развития в самых разных формах».
«Конечно, многое должно встать на свои места по мере развития общества. Нормальный уровень жизни, понимание, осознание со стороны самых разных людей, что правильнее и, самое главное, выгоднее жить по законам, является очень важным стимулом. Должны быть и другие, конечно, стимулы, материальные стимулы. Мы должны заниматься отбором на государственную службу просто нормальных, приличных людей, которые поступают в институты, в вузы не для того, чтобы впоследствии брать взятки на государственной службе, а которые мотивированы служить государству. Только так можно создать в нашем обществе тот самый антикоррупционный стандарт поведения», - подчеркнул президент.
Он напомнил, что 7 мая наша страна подписала дополнительный протокол к Конвенции Совета Европы по уголовной ответственности за коррупцию, и это тоже достаточно важное и серьёзное решение. «То есть мы двигаемся вперёд, мы продвигаем развитие своей нормативной базы. Эта база является не только российской, не только современной, но она интегрирована и в мировую правовую базу борьбы с коррупцией. Справедливо и то, что среди причин высокой степени коррупции в нашей стране является и несовершенство политических институтов, и непрофессионализм наших бюрократов и, с другой стороны, просто непонимание и незнание, нежелание знать, кстати сказать, зачастую законы со стороны населения. И здесь государству и гражданскому обществу нужно вести работу с самыми разными социальными группами», - считает Медведев…
«Я достаточно долго думал в отношении того, стоит ли нам открывать вот эту новую стадию борьбы с коррупцией. Считаю, что всё-таки мы поступили правильно. И нам обязательно нужно двигаться вперёд по этому направлению. Двигаться вперёд пусть даже очень небольшими шагами. И поэтому нам ещё и ещё придётся возвращаться к этой очень сложной для нашей страны теме», - заключил президент.
Напомним, до этого момента все декларации подавались в Федеральную налоговую службу (ФНС). Но теперь, как следует из указов, в ФНС декларации ежегодно обязаны предоставлять лишь члены правительства, поскольку это установлено законом о правительстве. Все остальные (кроме тех, которые имели несколько источников доходов и обязаны, как и остальные граждане, подать декларацию в ФНС) в соответствии с законами о государственной гражданской службе и противодействии коррупции будут подавать декларации в управление по кадрам своих органов.
Между тем эксперты считают, что из-за этого начнется чехарда, так как на кадровые службы будут возложены несвойственные им обязанности. интернет магазин элитной парфюмерии Магия парфюма К тому же, до конца остался нерешенным вопрос об ужесточении наказания чиновников за подачу ложных сведений. В указах сказано, что проверка достоверности и полноты сведений «осуществляется в соответствии с законодательством РФ». А закон «О противодействии коррупции» гласит, что проверка сведений осуществляется представителем нанимателя «самостоятельно» или «путем направления в порядке, устанавливаемом президентом РФ, запроса в правоохранительные органы или госорганы, осуществляющие контрольные функции». Таким образом, делают вывод эксперты, нечеткий порядок проверки подаваемых сведений дает кадрам возможность для маневра.
Кроме того, за руководителями остаются права выбирать наказание для подчиненных, подавших ложные сведения. Согласно ст. 57 закона «О государственной гражданской службе», по которой будет проходить процедура наказания, за нарушения «представитель нанимателя» «имеет право» (но не обязан!) применить к чиновнику дисциплинарные взыскания: от замечания до увольнения. Подобная формулировка, по оценке политологов, уже сама по себе является коррупциогенной нормой.
Подвергается критике со стороны экспертов и указ, который определяет порядок размещения деклараций на сайтах, а также предоставление информации по запросам общефедеральных российских СМИ. Так, из указа следует, что подаваться в ФНС или кадры должен широкий объем сведений, а вот для публикации перечень, как и сейчас, будет не столь широкий. Сограждане смогут увидеть лишь годовой доход без разбивки на источники, сведения о недвижимости с указанием площади объекта и страны нахождения, а также количество транспортных средств с указанием типа и марки.
Как утверждают аналитики, отсутствие публичной информации об источниках доходов (например, доходы от переданных в управление ценных бумаг, от банковских депозитов и т. д.) не позволит налогоплательщикам контролировать чиновника с точки зрения нарушений законодательства или использования служебного положения для получения доходов.
Что касается информации, которую смогут получить общефедеральные СМИ по запросу, то и здесь свои подводные камни. Оказывается, журналисты имеют право делать запросы в кадровые комиссии, но это не означает, что они смогут рассчитывать на получение дополнительной информации. Запрос будет направлен, только если у СМИ нет возможности зайти на сайт или произошел технический сбой.
Между тем, опрос Всероссийского центра общественного мнения /ВЦИОМ/, проведенный 9-10 мая, показал, что в большинстве своем россияне довольно мало интересуются информацией о доходах российских чиновников и их ближайших родственников. Многие респонденты признались в том, что считать чужие деньги им вовсе не интересно. Кроме того, у них изначально нет веры в подлинность представляемых чиновниками в декларациях сведений о полученных доходах. Около 70 % россиян, ознакомившихся с декларациями о доходах, не доверяют представленным чиновниками данным, и только 17 % наших сограждан считают декларации вполне заслуживающими доверия. При этом 57 % россиян склоняются к мнению о необходимости опубликования деклараций в СМИ. С ними не согласны 30 % россиян, уверенных, что публиковать данные о доходах чиновников не стоит.
Как пояснил, комментируя данные опросов, заместитель директора Института социальных систем Дмитрий Бадовский, «люди не очень интересуются декларациями о доходах чиновников, так как изначально не верят, что данная мера является важным элементом в борьбе с коррупцией». «А если люди не верят в то, что декларации о доходах госслужащих помогут в борьбе с коррупцией, то резонно полагает, что такие документы и не надо читать», - продолжил он. «Кроме того, граждане не верят в то, что механизмы отслеживания и проверки на достоверность предоставленной информации в декларациях будут работать. У них нет оснований полагать, что в случае, если чиновник решил утаить сведения о доходах и не внес все данные о заработанных средствах в декларацию, то его за эти нарушения снимут, отправят в отставку или привлекут к уголовной ответственности. Механизм проверки деклараций и возможных санкций против тех, кто утаил доходы, непонятен», - отметил политолог.
«Скепсис россиян по отношению к декларациям чиновников обусловлен также опытом наблюдения. Граждане видят, что элиты последовательно демонстрируют высокий уровень потребления. У людей сразу возникает вопрос, если представители власти не очень богатые, согласно информации, содержащейся в декларациях, почему они столько тратят», - считает эксперт. «Причем у людей понятие элита включает как представителей власти, так и бизнеса. Они объединяют тех и других в одну группу – это те, кто находится там, где-то наверху и близко к рычагам управления страной и деньгами страны», - резюмировал Бадовский.
Между тем парламентарии не пришли к единому мнению относительно законопроекта о публикации в Интернете сведений о должностных преступлениях госслужащих. Выразив уверенность в необходимость усилить борьбу с коррупцией, они призвали воздержаться от перегибов.
Напомним, Госдума отклонила законопроект о публикации в Интернете сведений о должностных преступлениях государственных служащих. Авторы проекта о так называемых «позорных досках», который был внесен в нижнюю палату парламента в 2007 году, предлагали обнародовать на официальном сайте правительства информацию о чиновниках, осужденных за злоупотребление должностными полномочиями, нецелевое расходование бюджета, незаконную предпринимательскую деятельность, получение взятки, служебный подлог и халатность. Предполагалось, что затем, когда судимость будет погашена, информация должна будет исчезнуть с сайта правительства.
Между тем думский Комитет по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству убежден в том, что персональные данные о судимости субъекта являются конфиденциальными, а значит «в вопросе их опубликования не может применяться избирательный подход только к определенной группе осужденных, так как это противоречит конституционному принципу равенства прав человека и гражданина».
В то же время, по мнению ряда экспертов, данные о судимости чиновников по закону никакого секрета не представляют. Так, президент Комиссии по свободе доступа к информации Иосиф Дзялошинский подчеркнул, что конфиденциальной информация о судимости является только в том случае, если судимость снята. «Если же она не снята, то это не может являться конфиденциальными данными, поскольку представляет общественный интерес», – пояснил он.
Такого же мнения придерживается и директор Института развития свободы информации Иван Павлов. По его словам, сокрытие данных о преступлениях, совершенных представителями власти, противоречит основным принципам уголовного и уголовно-процессуального законодательства. К тому же, любая информация о представителях власти социально значима в силу своей природы: граждане-налогоплательщики, должны знать, что власть делает на те средства, которые они перечисляют в бюджет.
Депутат Госдумы Александр Хинштейн также считает, что речи о конфиденциальности идти не может, поскольку это напрямую связано с вопросами прозрачности власти. В то же время, высказывая сомнение в том, что это поможет борьбе с коррупцией, он указывает на скорее психологический характер данной меры.
Законопроект о «досках позора» может быть принят, считает заместитель председателя Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству, представитель в СФ от Законодательного органа госвласти Нижегородской области Леонид Белов. «Информацию о должностных преступлениях госслужащих скрывать, конечно, не следует, но не следует также забывать и о том, что госслужащие тоже люди», - заявил сенатор. Посоветовав не перегибать палку в деле вывода чиновников на чистую воду, парламентарий отметил, что «если кто-то из них и совершает какие-то должностные преступления, то таких сотая доля, основная же масса – это честные люди». «Почему-то коммерсантов на такие «позорные доски» вывешивать не предлагают, мишенью хотят сделать именно госслужащих. Замахиваться на них кнутом не следует, они должны чувствовать социальную защищенность. Хотя, бесспорно, народ должен знать своих «героев», - заключил Леонид Белов.
К скорейшему принятию законопроекта о так называемых «позорных досках» призывает член Комитета Совета Федерации по правовым и судебным вопросам, представитель в СФ от законодательного органа госвласти Амурской области Амир Галлямов. «Общество нуждается в таком законе. Борьба с коррупцией должна быть публичной», - заявил сенатор. Выразив удивление фактом отклонения документа, он подчеркнул, что «никакой конфиденциальности в информации о том, кто из чиновников сидел и за что, нет и не может быть». «Госслужащие же начали раскрывать данные о доходах, хотя информация о банковских счетах, движимом и недвижимом имуществе как раз относится к секретной. Но в целях обеспечения прозрачности власти мы пошли на это», - подчеркнул Галлямов, посоветовав «недобросовестных чиновников подвергать публичной порке».
«Люди, пришедшие во власть, должны нести ответственность наравне с народом. Нас же информируют о том, кто кого из простых граждан убил, зарезал, застрелил. Так почему же мы не должны знать об осужденных, например, за взятку чиновниках?», - недоумевает Амир Галлямов.
Однако заместитель председателя Комитета Совета Федерации по международным делам, представитель в СФ от Народного собрания республики Ингушетия Василий Лихачев выступает против законопроекта о так называемых «досках позора». «Такой закон нарушает права человека», - заявил сенатор, добавив, что он видит в нем «политический подтекст».
По мнению парламентария, «с одной стороны, если судимость уже погашена, то в принципе, ничего страшного в обнародовании такой информации нет». «Но с другой, морально-этической стороны, подобные данные могут осложнить существование этого вставшего на путь исправления госслужащего в обществе. К сожалению, правовое сознание наших граждан еще достаточно низко, поэтому общество от него может попросту отвернуться», - убежден Василий Лихачев.
Отчасти поддерживает отклоненный Госдумой законопроект о публикации в Интернете сведений о должностных преступлениях государственных служащих вице-спикер Госдумы, заместитель председателя фракции «Единая Россия» Любовь Слиска. «Вешать на «позорную доску» нужно не только нерадивых политиков и чиновников, но и многих других, поскольку перед законом все должны быть равны», - заявила она.
По словам депутата, «ни для кого не является секретом, что аналогичную «позорную доску» сегодня организуют за хорошие деньги на любом сайте Интернета и в любом издании». «Поэтому если и делать информацию подобного рода доступной, то про всех: политиков, чиновников, журналистов, телеведущих, спортсменов и всех остальных, кто вызывает интерес у населения. Не надо делать врага из какой-то узкой группы людей, хотя некоторых стоит не только «повесить» на «доску», но и вздернуть на позорный столб. Я за равенство всех перед законом», - подытожила Любовь Слиска.
Несовершенным считает отклоненный Госдумой законопроект о публикации в Интернете сведений о должностных преступлениях государственных служащих заместитель председателя Комитета Госдумы по собственности, член фракции «Единая Россия» Юрий Медведев. «Этот законопроект необходим, но не в той форме, в которой был внесен моими думскими коллегами, а в более совершенном виде. Публиковать информацию только о тех, кто совершил преступные действия, получив срок за недобросовестную работу на госслужбе, было бы не совсем правильно. Ведь возможны и такие варианты, которые не предусматриваются данным законопроектом, как, например, изнасилование, бандитизм, экономические преступления и многое другое», - пояснил он.
«Я голосовал против данной законодательной инициативы, поскольку закон требует больших коррективов», - подытожил Юрий Медведев.
Отклоненный Думой законопроект о публикации в Интернете сведений о должностных преступлениях государственных служащих позволил бы бороться в России с коррупцией, убежден член Комитета Госдумы по финансовому рынку, представитель фракции «Справедливая Россия» Анатолий Аксаков.
«Данная законодательная инициатива позволила бы сдерживать аппетиты некоторых чиновников, поскольку официальная информация о факте преступления госслужащих будет негативно восприниматься населением страны, - считает депутат. - Такой закон нужен в целях борьбы с коррупцией». Он добавил, что даже информация о судимости госслужащих должна быть предана огласке. «Факт судимости – это также публичная информация», - пояснил депутат. «Все, что способно сдерживать коррупцию в стране, даже в минимальной степени, должно применяться и быть обеспечено соответствующим законодательством», - заключил Анатолий Аксаков.
Бессмысленным считает отклоненный Думой законопроект о публикации в Интернете сведений о должностных преступлениях государственных служащих первый заместитель председателя Комитета Госдумы по аграрным вопросам, член фракции КПРФ Николай Харитонов. «В данном законопроекте нет никакого смысла, поскольку Россия ведет капиталистический образ жизни «за копеечку», то есть все решают деньги», - заявил депутат. По его словам, «принятие закона давало бы возможность повесить на доску любого человека, без доказательства его вины». «Более того, этот законопроект не направлен на обеспечение прозрачности власти», - подытожил Николай Харитонов.
Член Комитета Госдумы по безопасности, представитель фракции ЛДПР Сергей Абельцев не считает ошибкой отклонение Думой законопроекта о публикации в Интернете сведений о должностных преступлениях государственных служащих. «Кому-то это обязательно напомнит так называемый закон о люстрации», - заявил он, отметив попутно, что крупномасштабные люстрации в XX веке проводились в ходе денацификации Германии и декоммунизации стран Восточной Европы. «Отличие, - продолжил он, - только в том, что там проводилось «очищение посредством жертвоприношения» по принципу принадлежности к преступным партиям, а обсуждаемый законопроект предполагает практически сходную процедуру, но по принципу принадлежности к преступному сообществу уголовников».
Парламентарий также отметил, что «люстрация напрямую предписывает преодоление неприкосновенности личной жизни, допуская публичное распространение любой информации о происхождении человека, деталях его биографии и т. п.». «В Германии это пошло на благо. В странах бывшего социалистического лагеря, ввиду определенных изменений сознания, многое превратилось в сведение личных счетов. Поэтому мне очень не хочется, чтобы опять возникли из небытия «перегибы» прошлого, чтобы, развернув утреннюю газету, я бы прочитал там, что «весь народ проникнут твердой и непоколебимой решимостью поголовно уничтожить, полностью истребить злодейских врагов нашей родины», - подчеркнул политик...
А между тем в Департаменте экономической безопасности МВД РФ сообщили, что за первый квартал 2009 года российские правоохранительные органы выявили на 30% больше случаев коррупции, чем за аналогичный период прошлого года (!). Всего было выявлено более 14 тыс. преступлений, совершенных против госвласти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления.
В первом квартале было разоблачено 3,5 тыс. взяточников, что в 2,5 раза больше, чем за аналогичный период прошлого года. Глава МВД РФ ранее уже сообщал, что в за весь 2008 год было выявлено 40,5 тыс. коррупционных преступлений. Из них по 9,8 тыс. преступлений уголовные дела были направлены в суд, а к уголовной ответственности было привлечено 6 тыс. человек.
Не дремлет и Генпрокуратура. «В период экономических трудностей чиновники, которые пытаются незаконно обогатиться, должны быть уволены с госслужбы», - заявил генеральный прокурор РФ Юрий Чайка, выступая 13 мая с ежегодным докладом в Совете Федерации.
Генпрокурор считает, что пока нельзя быть удовлетворенными уровнем борьбы с коррупцией, поскольку большая часть привлекаемых к ответственности - это преподаватели, врачи и должностные лица низшего звена. Он акцентировал внимание на том, что зачастую следователи привлекают к ответственности лиц за так называемую бытовую коррупцию. По словам Чайки, из числа осужденных за коррупцию 29% составляют сотрудники правоохранительных органов, 11% - работники здравоохранения и образования.
Согласно просочившемуся недавно в СМИ докладу Генеральной прокуратуры, более 80 % осужденных за взятки получили «на лапу» менее 30 тысяч рублей, что очевидно, не так уж много. А вот среди должностных лиц федерального, регионального и муниципального уровней мздоимцев, оказывается, гораздо меньше – за руку были схвачены всего 189 взяточников.
Как заявил в своем выступлении генпрокурор, в целом правоохранительной системе за последнее время удалось добиться положительной динамики в выявлении должностных преступлений. «Довольно высокими темпами растет число выявляемых преступлений против интересов государственной власти и органов местного самоуправления, значительную часть из которых составляет коррупционные преступления. В прошлом году таких преступлений выявлено более 43 тыс., в суды направлены уголовные дела по 28 тыс. таких преступлений (как видим, прокурорская статистика расходится с милицейской).
Как говорится в докладе, число выявленных фактов коррупции в России неуклонно растет: в 2008 г. было зарегистрировано 12 тыс. 500 фактов взяточничества (+7,7% к 2007 г.) и 43 тыс. 500 преступлений против государственной власти (+11,4%); снизилось только количество случаев коммерческого подкупа - до 1 тыс. 712 (-23,8% ).
Отвечая на вопросы сенаторов, Чайка не согласился с тем, что в России не расследуются сложные, многоэпизодные дела по экономическим преступлениям. «У нас в разы улучшилась работа, в том числе и привлечение к ответственности должностных лиц. В разы увеличилось число лиц, которых выдают нам иностранные государства, в том числе, впервые двух человек выдала Великобритания», - добавил он.
По его словам, также впервые швейцарские банки пошли на встречу российской прокуратуре, и российская сторона выиграла суд, вернув $100 млн., принадлежавших компании «Совкомфлот». «Следующими, думаю, будут еще $600 млн.», - добавил он.
Кстати, ранее генпрокурор Юрий Чайка предложил изменить критерии антикоррупционной работы правоохранительных органов. По его мнению, оценка должна быть основана не на количественных показателях, но отражать качественную сторону борьбы с коррупцией - например, уровень предотвращенного и возмещенного ущерба. «Специализацию правоохранительных органов в вопросах борьбы с коррупцией следует углублять, а подготовку и повышение квалификации сотрудников специализированных подразделений проводить по единому учебному плану», - уверен генпрокурор.
Однако независимые эксперты считают, что власти лишь имитируют борьбу с коррупцией и ловят лишь тех, кого поймать легче и безопаснее. Или кто от следствия откупиться не может. Как утверждает, к примеру, президент Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов, активность этой борьбы нельзя мерить числом возбужденных дел.
«Цифры наглядно свидетельствуют, каков уровень выявления фактов взяточничества, статистика эта на протяжении нескольких лет не меняется, - констатировал со своей стороны глава Верховного суда РФ Вячеслав Лебедев. - По обвинению в получении взяток группой лиц по предварительному сговору, либо организованной группой, либо в крупном размере число дел составило лишь десять процентов от общего числа рассмотренных судами дел о взятках».
Что же касается последних президентских указов, то, по мнению политолога Станислава Белковского, «пространство для манипулирования цифрами в подобных декларациях бесконечно». «Если брать чиновничью элиту в целом, то все основные средства они, как правило, хранят в оффшорах, которые формально никак не связаны с их владельцами», - говорит он. Именно на такие компании оформлено сегодня подавляющее большинство российских активов, считает эксперт. «Оффшорные же компании являются дилерами и трейдерами большинства экспортных корпораций, в том числе и государственных», - заключил Белковский.
И в заключение – данные еще одного недавнего опроса. По данным ВЦИОМ, россияне чаще склоняются к мнению, что коррупция в принципе непобедима (58%). Чуть более трети (37%) сограждан верят в то, что этого можно достичь, но только политической волей и решительностью властей и общества. С прошлого года резко снизилась доля тех, кто согласился бы сообщить о фактах взяточничества правоохранительные органы и, напротив, возросло количество желающих проинформировать лично президента. Кроме этого, россияне демонстрируют готовность предоставить такую информацию СМИ.
Большая часть граждан РФ уверена в том, что людям станет проще решать свои проблемы, если чиновники перестанут брать взятки (49%). Им оппонируют лишь 12% соотечественников, по мнению которых, это осложнит ситуацию. 29% россиян уверены: отсутствие коррупции существенно не повлияет на решение проблем простых людей…
Напомним, по данным Всемирного движения по противодействию коррупции, Россия занимает одно из самых последних мест в Индексе взяткодателей за 2008 год. Наивысшие места в списке с индексом 8,8 из 10 возможных баллов заняли Бельгия и Канада, третье место с оценкой в 8,7 балла заняли Нидерланды и Голландия. Замыкают список с наименьшими баллами Индия (6,8), Мексика (6,6), Китай (6,5) и Россия (5,9 и 22 место)…