Независимость по-грузински: кто кого?

Независимость по-грузински: кто кого?

Независимость по-грузински: кто кого?

В Грузии продолжается политический кризис: непримиримая оппозиция,  начиная с 9 апреля, проводит акции протеста с требованиями отставки президента, тот, в свою очередь, заявляет, что не уйдет со своего поста до истечения срока полномочий в 2013 году и предлагает взамен конституционные реформы.
По мере приближения к 26 мая, Дню независимости Грузии, обстановка в стране накаляется. В этот день оппозиция готовит грандиозную по масштабам акцию с участием 100 тысяч человек, детали которой пока не разглашаются. «Мы не будем врываться в здания, но в Тбилиси для властей будет очень много неприятных сюрпризов», - заявил в субботу на митинге перед парламентом один из лидеров оппозиции Леван Гачечиладзе. По некоторым сведениям, 26 мая оппозиция намеревается провести «гражданский парад».
В минувший четверг представители грузинской оппозиции внесли в мэрию Тбилиси очередное заявление о продлении массовых митингов протеста - до 22.00 26 июня. Их проведение планируется в нескольких местах, в том числе около парламента и госуниверситета Джавахишвили, здания Министерства внутренних дел, правительственной канцелярии, резиденции президента в Шавнабада, мэрии Тбилиси и телекомпании «Рустави 2». Ранее акции протеста оппозиции были продлены до 26 мая.
Подготовка к «гражданскому параду» началась 21 мая. Выехавшую из города Батуми в сторону столицы Грузии колонну из 100 автомобилей возглавил известный в Грузии певец и сторонник оппозиции, брат одного из лидеров оппозиции Левана Гачечиладзе Георгий. По пути от Батуми до Тбилиси оппозиционеры останавливались в городах и проходили через них пешим ходом с флагами и лозунгами «Долой, Миша!».
В воскресенье автоколонна сторонников оппозиции на полчаса перекрыла центральную автомагистраль Грузии у города Хашури. В акции приняли участие около 500 автомобилей оппозиционеров, направляющихся в Тбилиси. Вечером автоколонна вошла в город Гори, где прошел митинг с призывами к местному населению идти в Тбилиси. По словам одного из участников автопробега, депутата парламента Гии Цагареишвили, в понедельник автоколонна остановится у города Мцхета и дождется тех сторонников оппозиции, которые идут в Тбилиси пешком, чтобы вместе в День независимости войти в грузинскую столицу.
Любопытно, что 26 мая оппозиция планирует назвать своего единого лидера. Консультации по этому вопросу проходят все последние дни. В Совете оппозиции, который координирует с 9 апреля акции протеста в Тбилиси и других городах Грузии, в настоящее время на паритетных началах присутствуют 12 лидеров политических партий и общественных организаций.
«Признание одного лидера оппозиции - это рекомендация западных партнеров Грузии, которые желают иметь дело с единым лидером оппозиции, точно так же, как они имеют дело с президентом Саакашвили», - пояснил один из лидеров оппозиции Давид Зурабишвили. Однако, по мнению некоторых грузинских экспертов, рекомендация западных партнеров выделить единого лидера может стать «троянским конем» в стане грузинской оппозиции, так как достичь согласия в этом вопросе будет весьма сложно.
По информации грузинских СМИ, в оппозиции доминируют четыре лидера - Леван Гачечиладзе, Ираклий Аласания, Каха Шартава и Нино Бурджанадзе. Именно эти лидеры имеют реальных сторонников, однако они по-разному видят дальнейшие пути продолжения борьбы против нынешних властей Грузии. Если Аласания готов вести диалог с президентом Саакашвили, то Бурджанадзе выступает категорически против этого и настаивает на радикальных действиях.
«Единого лидера оппозиции действительно надо назвать для эффективной борьбы против режима Саакашвили, но я хочу всем напомнить, что именно Лейбористская партия вела в Грузии целенаправленную борьбу сначала против режима Шеварднадзе, а ныне против режима Саакашвили, и никогда, в отличие от нынешних лидеров оппозиции, не входила в соглашения с властями и не участвовала в ее структурах», - заявил Шалва Нателашвили, лидер не примкнувшей к акциям протеста в Тбилиси Лейбористской партии.
Между тем, согласно данным опроса, проведенного на прошлой неделе телекомпанией «Маэстро», глава «Объединенной оппозиции» Грузии Леван Гачечиладзе лидирует в рейтинге грузинских политиков. В опросе участвовало 1885 респондентов. Он набрал 26,74% голосов. На втором месте - Губаз Саникидзе из оппозиционного «Народного форума» - 22,23%, а на третьем - президент Михаил Саакашвили (11,3%).
В другом опросе почти 2 тысячи участников определяли рейтинг политических партий. Здесь выиграл «Народный форум» с 53,98%. Правящее «Единое национальное движение»  занимает второе место с 13,02%, а третьими идут оппозиционные консерваторы - 7,62%.
На прошлой неделе агентство «Bloomberg» заявило, что на фоне акций протеста рейтинг президента Саакашвили растет. Эта новость вызвала недоумение у грузинских экспертов, назвавших информацию агентства «Bloomberg» неубедительной. «Либо я не живу в этой стране, либо «Bloomberg» является больше меня гражданином этой страны. Этот опрос наверно был проведен на съезде «Национального движения», - заявил эксперт по вопросам безопасности Ираклий Сесиашвили.
По его словам, «на фоне того, что Михаил Саакашвили в результате фальсификации выборов с трудом завоевал 53% населения, а после этого в стране имела место война, в которой население обвиняет именно власти, невозможно представить, чтобы у Саакашвили сегодня был 65%-ный рейтинг.
«Более того, если бы эти данные соответствовали действительности и об этом было известно Саакашвили, он бы прекратил расхаживать по разным местам, оставался бы в своей резиденции и не избегал бы разгона митингов», - заявляет Сесиашвили, которому «очень жаль, что деньги населения страны предположительно идут в карманы подобных социологических групп для того, чтобы вызвать большее раздражение населения». «Это не то, что называется консолидацией нации, чего просил сам Михаил Саакашвили после войны и обещал встречные шаги», - добавил он.
Политолог Рамаз Сакварелидзе также сомневается в результатах данного опроса. По его мнению, «было бы удивительно, если бы рейтинг президента, который с трудом набрал 52% голосов на выборах, был бы сегодня поднят до уровня 65%». «Для меня, естественно, неубедительны опубликованные указанной организацией результаты, тем более, если вспомним, что в интервью «Newsweek» сам Михаил Саакашвили заявлял, что «90% населения Тбилиси его не поддерживало», - заявил Сакварелидзе…
Несмотря на серьезные внутренние проблемы, Грузия продолжает реализовывать свои внешнеполитические приоритеты и ни от чего не собирается отказываться. В субботу представители комитетов по внешним отношениям и по европейской интеграции парламента Грузии обсудили с министром иностранных дел Григолом Вашадзе вопросы имплементации в стране программы ЕС «Восточное партнерство». Министр рассказал депутатам о практических шагах, которые уже предприняты для реализации программы, а также информировал их о ближайших планах правительства в этом направлении. «Уже начаты переговоры по упрощению визового режима и реадмиссии, в ближайшем будущем начнутся переговоры о свободной торговле. ЕС сделал нам предложение о начале переговоров об ассоциированном членстве», - сказал Григол Вашадзе.
«Грузия расценивает «Восточное партнерство» как инструмент максимального сближения с ЕС», - подчеркнул глава грузинского внешнеполитического ведомства. По его словам, правительственная комиссия, возглавляемая премьер-министром Грузии Николозом Гилаури, в рамках реализации программы дала различным ведомствам конкретные задания, которые, в числе прочего, включают «усовершенствование соответствующей юридической базы и создание институциональной базы». Представители парламентских комитетов, отметив важность «Восточного партнерства» для Грузии и непосредственно ее населения, подчеркнули, что в свою очередь готовы рассмотреть законодательные изменения, которые могут потребоваться в ходе реализации тех или иных проектов в рамках программы ЕС.
Не менее важный приоритет Грузии – членство в НАТО. 19-20 мая в Батуми пошла двухдневная конференция по вопросам обороны. «Сегодня мы обсудим новый документ о военной стратегии и национальной концепции безопасности Грузии, который был разработан в январе текущего года и предусматривает все актуальные вопросы», - заявил на открытии конференции министр обороны страны Давид Сихарулидзе.
По его словам, «главным приоритетом остается членство страны в НАТО».
Вице-премьер, госминистр по евроинтеграции Георгий Барамидзе в свою очередь отметил, что «после войны с Россией встал вопрос о необходимости пересмотра концепции нацбезопасности и военной стратегии Грузии». «Работа по этим направлениям осуществляется вместе с нашими коллегами из НАТО, это будет способствовать тому, чтобы наши Вооруженные силы были лучше подготовлены для защиты своей родины», - сказал Барамидзе.
В работе конференции приняли участие представители руководства Минобороны Грузии, командования Вооруженных сил страны, представители НАТО, послы и военные атташе зарубежных стран.
Говоря о новой оборонной стратегии Грузии, министр обороны Давид Сихарулидзе заявил, что главные акценты будут сделаны на усиление обороноспособности страны, и в отличие от предыдущего документа, больше внимания будет уделено будущим угрозам со стороны России.
Уверенность грузинскому руководству придает поддержка главного союзника. В субботу президент Михаил Саакашвили получил «поздравительное послание от президента США Барака Обамы в связи с предстоящим 26 мая Днем восстановления государственной независимости Грузии». «США твердо поддерживают территориальную целостность Грузии в рамках признанных границ и интеграцию страны в евроатлантическое пространство» - говорится в послании Барака Обамы грузинскому лидеру.
Президент США указал также на важность сотрудничества двух стран, общие интересы и ценности в рамках Хартии о стратегическом партнерстве Грузии и США. После подписания этого документа в январе заместитель помощника госсекретаря США Мэтью Брайза пообещал, что США будут продолжать дипломатическую борьбу, чтобы убедить Россию в неправильности решения о признании Южной Осетии и Абхазии.
Наряду с дипломатическим содействием стране оказывается материальная помощь. Очередной транш в размере 53,3 млн. долларов, выделенный Грузии США, будет направлен на развитие демократических институтов, а также для реформирования избирательной системы и медицины, заявил в пятницу посол США в Грузии Джон Тефт. Большая часть миллиардной помощи уже освоена. Всего в течение 2009 года США планируют перечислить Грузии 242,5 миллиона долларов. Ранее Грузия уже получила от США 250 миллионов долларов, которые направлены на укрепление валютных резервов страны.
На этом фоне в Вашингтоне по инициативе Джеймстаунского фонда прошла дискуссия российских и американских экспертов, которые обсудили ситуацию на Южном Кавказе после войны в Грузии.
Если августовская война между Россией и Грузией явилась неожиданностью для мирового сообщества, то нынешнее политическое противостояние в Тбилиси было вполне предсказуемо, отметили эксперты. Как напомнил военный обозреватель «Новой газеты» Павел Фельгенгауэр, по своим параметрам нынешняя ситуация существенно отличается даже от прошлогодней. Когда российские власти, недовольные пронатовским курсом Саакашвили и вмешательством Запада в дела кавказские, вознамерились нанести удар по Грузии, это предприятие оказалось далеко не таким простым, как порой кажется сегодня.
Единственным коридором, позволявшим перебросить сухопутные войска с российской территории на грузинскую, был Рокский туннель, а потому фактор внезапности имел принципиальное значение, констатировал Фельгенгауэр. «Сегодня же российские войска занимают ключевые позиции не только на отторгнутых от Грузии территориях, но и в соседней Армении. Естественные преграды отсутствуют, и с военной точки зрения, осуществить смену режима в Грузии стало значительно проще, чем прежде.
Второе, не менее угрожающее обстоятельство, - политическое противостояние, выплеснувшееся на улицы грузинской столицы». В этих условиях грузинское руководство стремится как можно выразительнее заявить о себе как о надежном партнере Запада, отметил посол Грузии в США Бату Кутелия. «Внешняя  политика новой американской администрации носит ярко выраженный прагматический характер. И именно на единстве интересов основывается сотрудничество Вашингтона и Тбилиси. Как и Соединенные Штаты, Грузия выступает против попыток вновь разделить мир на сферы влияния. И это не только слова: грузинские военные участвуют в миротворческих операциях далеко за пределами своей страны», – подчеркнул посол.
При этом границы самой Грузии остаются практически незащищенными, отметил со своей стороны сотрудник Джеймстаунского фонда Владимир Сокор. Между тем внешняя безопасность – непременное условие формирования демократических институтов, продолжил аналитик. История Грузии – наглядное тому подтверждение: после 2003 года власти Тбилиси предприняли некоторые шаги по укреплению безопасности страны, но именно они-то и вызвали недовольство в России.
«Сегодняшняя Грузия значительно более уязвима, чем накануне «Революции роз», – считает аналитик. – И причина тому – отнюдь не только соседство России. Одна из ошибок администрации Буша состояла в том, что Грузия была объявлена форпостом демократии. Недостаток реализма имел далеко идущие последствия: демократичность грузинского руководства оценивалась по завышенным стандартам, которым оно не могло удовлетворить». Это обстоятельство еще более обострило политический кризис в стране, которая, по словам Владимира Сокора, лишь пыталась стать демократической. При этом сущность конфликта, расколовшего грузинское общество, далеко не всегда оценивается адекватно. Так, например, грузинская оппозиция, способная вывести демонстрантов на проспект Руставели, представляет собой не столько политический, сколько культурный феномен, считает политолог.
Борьбу оппозиции с центральной властью он объясняет не принципиальными политическими разногласиями, но традициями, коренящимися в далеком прошлом. Грузинская знать, богатая и амбициозная, редко упускала возможность бросить вызов царю. И в сегодняшней Грузии эта модель поведения по-прежнему жива. И если в Тбилиси кипят страсти, то в провинции сохраняется спокойствие. Почему – нетрудно догадаться, отмечает Владимир Сокор: людей из районов свозят на автобусах в столицу, где им всякий раз приходится играть роль статистов в спектакле, поставленном и разыгранном тбилисской политической элитой. Так был обставлен и приход к власти Звиада Гамсахурдиа, и последнее воцарение сменившего его Эдуарда Шеварднадзе, и триумф Михаила Саакашвили.
«Строгая цикличность грузинского политического процесса позволяет высветить еще одно немаловажное обстоятельство: между правительством и оппозицией нет серьезных политических различий. Сегодняшнее противостояние – убедительный тому пример: оппозиционеры жаждут одного – поскорее отправить в отставку Саакашвили. Это не означает, однако, что его преемник будет действовать иначе», – сожалеет эксперт.
Что же представляет собой сегодняшняя грузинская оппозиция? По мнению Владимира Сокора, главную роль в ней играют представители позднесоветской элиты, точнее – те из них, кто по тем или иным причинам считает себя ущемленным. Единственный движущий ими мотив – борьба за власть, а потому говорить о них как об альтернативе режиму Саакашвили – по меньшей мере, наивно, как наивно и предполагать, что нынешний виток противостояния будет последним. «Впрочем, и этого исключать нельзя – и именно в связи с незащищенностью грузинских границ. Если и в этих условиях западное сообщество не поспешит на помощь Грузии, то невольно возникнет вопрос: что же должно случиться, чтобы оно, наконец, начало действовать?».
Руководитель отдела Закавказья Михаил Александров напомнил в беседе с МиК, что продолжающееся в Грузии противостояние властей и оппозиции имеет долгую историю.

«Оно уходит корнями к 7 ноября 2007 года, когда произошли массовые столкновения, которые были подавлены режимом Саакашвили. С тех пор президент показал свою изворотливость, умение маневрировать,  запугивать оппозицию, устанавливать и поддерживать определенный уровень отношений с Западом, хотя последнее время его реноме на Западе значительно пошатнулось», - отметил эксперт.
«Но,  тем не менее, его продолжают  рассматривать как законного лидера Грузии, и дают ему возможность всегда ссылаться на то, что у него есть поддержка Запада. Так что я думаю, что это может продолжаться в Грузии до бесконечности – своеобразное перетягивание каната – по той простой причине, что Саакашвили сам не намерен уходить в отставку,  а оппозиция не имеет возможности его свергнуть силовым путем. И, по крайней мере, она  морально и психологически к этому еще не готова.  Ну а если она не готова, то и никаких результатов не будет» - подчеркивает Михаил Александров.
Отвечая на вопрос о возможности избрания оппозицией единого лидера, эксперт отметил: «Я думаю, что Бурджанадзе наиболее выделилась в этой роли – лидера оппозиции, хотя там есть еще люди достаточно авторитетные. Но, тем не менее, даже несмотря на то, что Бурджанадзе сейчас лидирует в оппозиционном лагере, оппозиции не удается создать критическую массу для того, чтобы свалить режим Саакашвили. Это объясняется нерешительностью самой оппозиции, ее неспособностью  принять радикальный вариант развития событий. Также имеют место разногласия в самом оппозиционном лагере – одни выступают за мирное разрешение конфликта, другие – за полумирное, третьи готовы пойти на революционные действия. И пока они не договорятся о методах, ожидать положительного результата нельзя».


видеодомофон commax cdv

Оценить статью
(0)