Россия официально признана Европейским союзом и США страной с рыночной экономикой. Но именно конкурсное право @ нуждается в дальнейшей либерализации для привлечения в страну большего числа инвесторов, так как конкуренция тоже является элементом рыночной экономики. По мнению "Mitteldeutsche Zeitung", чтобы создать эффективные рамочные правила, президент Путин потребовал улучшения соответствующего закона «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности». В связи с глубокими экономическими изменениями последних одиннадцати лет возникла необходимость в существенной корректировке действующего с 1991 года закона с тем, чтобы привести российское законодательство в соответствие с европейскими нормами и повысить эффективность антимонопольного контроля, подчеркивает заместитель министра по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства Сергей Дубкин.
Злоупотребление фактором цены представляет собой в России наиболее распространенную форму ограничения конкуренции. В частности, это запрещал делать и старый закон, но из-за неясных формулировок применение его было практически невозможным. В новом законе о злоупотреблении ценами говориться теперь четко и ясно.
Кардинально изменены правила для органов власти. В последние годы все громче раздавались призывы сократить количество административных документов, ограничивающих конкуренцию. И теперь соответствующее лицо в случае незаконного ограничения конкуренции со стороны бюрократии может напрямую обращаться с иском по поводу возмещения ущерба в суды. Но это немалое количество нововведений может оказать влияние на либерализацию рынка только тогда, когда их можно будет в такой же степени эффективно реализовывать. С появлением измененного закона деятельность антимонопольных органов стала, конечно, более действенной. Если есть неоспоримые доказательства нарушения закона о конкуренции, те, кого это затрагивает, могут теперь обращаться прямо в суд без того, чтобы проводить перед этим, как это было раньше, административное расследование.
После судебного протеста со стороны соответствующего лица на решение антимонопольного органа принятие мер по новому закону больше не откладывается. Тем самым, выплата наложенного штрафа больше не может переноситься на несколько лет. Но эффективно противодействовать ограничению конкуренции можно только тогда, когда штраф накладывается не только немедленно, но и чтобы он был ощутимым. В этом заключается основной недостаток измененного закона. Максимальная сумма штрафа составляет в настоящее время 500 000 рублей (16 000 евро). Поэтому получается, что зачастую выгоднее рискнуть этими деньгами, так как выгода от нарушения закона может оказаться значительно больше. Дудкин поэтому предлагает внести изменения в перечень штрафных санкций за нарушение административного права. Можно ли ожидать внесения этих изменений в обозримом будущем, - сомнительно, так как новый свод законов вышел буквально в июле этого года. Мотивов для внесения новых изменений может оказаться относительно мало. Допустимым был бы размер штрафа, находящийся в зависимости от объемов оборота, но Россия начинает переход на западные стандарты отчетности только в 2004 году.
Столь же неясно, когда уже подготовленные штрафные нормы, связанные с нарушением антимонопольного законодательства, будут включены в Уголовный кодекс. Если исходить из факта введения эффективного штрафного каталога и уголовно-правовой ответственности, то новый закон является улучшением рамочных условий, но он еще остается тигром с притупившимися зубами. До тех пор, пока монополисты могут не бояться болезненных штрафов, они будут продолжать действовать на российском рынке под девизом: «Привилегии я возьму себе».
Злоупотребление фактором цены представляет собой в России наиболее распространенную форму ограничения конкуренции. В частности, это запрещал делать и старый закон, но из-за неясных формулировок применение его было практически невозможным. В новом законе о злоупотреблении ценами говориться теперь четко и ясно.
Кардинально изменены правила для органов власти. В последние годы все громче раздавались призывы сократить количество административных документов, ограничивающих конкуренцию. И теперь соответствующее лицо в случае незаконного ограничения конкуренции со стороны бюрократии может напрямую обращаться с иском по поводу возмещения ущерба в суды. Но это немалое количество нововведений может оказать влияние на либерализацию рынка только тогда, когда их можно будет в такой же степени эффективно реализовывать. С появлением измененного закона деятельность антимонопольных органов стала, конечно, более действенной. Если есть неоспоримые доказательства нарушения закона о конкуренции, те, кого это затрагивает, могут теперь обращаться прямо в суд без того, чтобы проводить перед этим, как это было раньше, административное расследование.
После судебного протеста со стороны соответствующего лица на решение антимонопольного органа принятие мер по новому закону больше не откладывается. Тем самым, выплата наложенного штрафа больше не может переноситься на несколько лет. Но эффективно противодействовать ограничению конкуренции можно только тогда, когда штраф накладывается не только немедленно, но и чтобы он был ощутимым. В этом заключается основной недостаток измененного закона. Максимальная сумма штрафа составляет в настоящее время 500 000 рублей (16 000 евро). Поэтому получается, что зачастую выгоднее рискнуть этими деньгами, так как выгода от нарушения закона может оказаться значительно больше. Дудкин поэтому предлагает внести изменения в перечень штрафных санкций за нарушение административного права. Можно ли ожидать внесения этих изменений в обозримом будущем, - сомнительно, так как новый свод законов вышел буквально в июле этого года. Мотивов для внесения новых изменений может оказаться относительно мало. Допустимым был бы размер штрафа, находящийся в зависимости от объемов оборота, но Россия начинает переход на западные стандарты отчетности только в 2004 году.
Столь же неясно, когда уже подготовленные штрафные нормы, связанные с нарушением антимонопольного законодательства, будут включены в Уголовный кодекс. Если исходить из факта введения эффективного штрафного каталога и уголовно-правовой ответственности, то новый закон является улучшением рамочных условий, но он еще остается тигром с притупившимися зубами. До тех пор, пока монополисты могут не бояться болезненных штрафов, они будут продолжать действовать на российском рынке под девизом: «Привилегии я возьму себе».