Кризис

Кризис

Президент Таджикистана в традиционном ежегодном послании к парламенту предложил ряд инициатив по преодолению мирового финансово-экономического кризиса. Эмомали Рахмон признал, что кризис коснулся практически всех сфер национальной экономики, больно ударил по государственному бюджету страны. Впервые за восемь последних лет по итогам первого квартала не выполнена доходная часть госбюджета. Реальный рост ВВП по сравнению с прогнозными показателями будет несколько снижен. Однако, по словам Рахмона, ситуация «не безнадежна».
Таджикистанцы почувствовали кризис в самом начале нового 2009 года, когда резко повысились цены на электроэнергию, воду, газ и теплоснабжение. В январе, после праздников, многие просто не смогли вовремя заплатить за электроэнергию и поплатились отключением света. Расходы стали несопоставимы с доходами. Эта ситуация стала вынуждать людей в срочном порядке искать дополнительный приработок, а порой менять многолетние привычки. Член Федерации альпинизма и горного туризма Таджикистана Джамшед Мамаджанов разработал собственный план выживания. Теперь он подрабатывает экспедитором. На своей машине два раза в неделю развозит колбасу по магазинам, чтобы принести дополнительный доход в дом. «Естественно, дома мы ужались. То есть походы в рестораны мы исключили, если некоторое время назад мы с товарищами кофе пили в кафе, то теперь я покупаю кофе в магазине, приношу на работу, и мы пьем кофе уже на работе, потому что это получается гораздо дешевле. Цены растут, надо находить выходы, дополнительные источники заработка. Скоро начнется туристический сезон. Уже приехали швейцарские горнолыжники, они поедут в Такоб, неделю будут кататься на нашем горнолыжном плато, потом поедут в Ходжи-Оби-Гарм и, плюс ко всему, они совершат четырехдневный переход. Ребята — экстремалы. Для нас их приезд — дополнительный заработок, мы сможем и удовольствие получить от работы с ними, так как горы мы очень любим, и немного подзаработать», — говорит Джамшед Мамаджанов.
На самом деле, об антикризисных мерах в Таджикистане стали говорить задолго до кризиса. К примеру, в прошлом году, сам президент Таджикистана Эмомали Рахмон после аномально холодной зимы, заявил, что надо быть готовым к худшему, надо делать запасы на зиму, так как два следующих года будут сложными. Во-первых, из-за погоды, во-вторых, из-за экономики.
Еще в конце прошлого года эксперты Центра стратегических исследований при президенте Таджикистана отправили в Министерство экономики и торговли целый пакет антикризисных мер, состоящий из 29 пунктов. В частности, речь шла о банковской системе. Банкам нужно менять ставки в лучшую сторону, снижать тарифы и комиссионные, чтобы больше денег поступало от мигрантов. Кроме того, необходимо поддерживать реальный сектор экономики, строительство и сельское хозяйство. И, похоже, некоторые рекомендации вошли в антикризисную программу правительства. В рамках антикризисного плана на поддержку государственного бюджета планируется направить порядка $73 млн. В качестве поддержки малого и среднего предпринимательства Эмомали Рахмон поручил правительству сократить налог на добавленную стоимость с 20% до 18%, налог с прибыли — с 25% до 13%, а для устранения других административных барьеров разработать соответствующую нормативно-правовую базу. Кроме того, для поддержки банковской системы страны Национальному банку поручено сократить процент с предоставляемых кредитов с 12 до 10%. Президент также потребовал сокращения расходов бюджетных средств, в частности, на 80% сократить расходы на внутриреспубликанские и зарубежные командировки чиновников, уменьшить затраты государственных средств на проведение различных мероприятий в регионах.
По мнению заместителя директора Центра Стратегических исследований Сайфулло Сафарова, мировой финансовый кризис может стать шансом для Таджикистана, чтобы поменять свою политику в экономике: «Лучше освободите земли от хлопка — это шанс. Мы всегда считали, что этот главный стратегический продукт нам поможет. Теперь ясно — он не помогает. Мы уже десять лет говорим, что алюминий надо продавать в виде готовой продукции. Пятый год мы пишем в аппарат правительства об этом. Алюминий надо перерабатывать, сделать продукцию и продавать. Это будет нормальная антикризисная мера. То же и с хлопком — надо делать из него материал. Это в десять раз увеличивает отдачу от хлопка. Я считаю, в нашей сегодняшней ситуации не надо так много выращивать хлопка, все эти земли надо использовать для овощей, фруктов и продавать в Афганистан, Узбекистан, Россию. Да и у нас самих все будет дешевле. У нас небольшие зарплаты и пенсии, если будет снижение цен на овощи и фрукты — это для нашего народа поддержка. Это тоже антикризисная мера».
Начальник отдела макроэкономики Института экономических исследований Ходжимухаммад Умаров согласен с тем, что нужно стремиться к тому, чтобы задействовать не экспортно-ориентированное производство, а импортно-завершающее производство.
«Цены на сырье и ресурсы сейчас снижаются, это касается хлопка и алюминия. Меньше нужно обращать внимание на те отрасли, которые занимаются экспортом, больше на те, которые могут доставить товары на наш внутренний рынок. Нужно даже ограничить ввоз иностранных товаров, если есть возможность насытить внутренний рынок товарами собственного производства», — говорит он.
Наибольшее отрицательное воздействие мировой финансовый рынок оказывает через мировой рынок труда. Речь идет о внешней трудовой миграции. По данным авторитетных экспертов, численность трудовых мигрантов из Таджикистана превышает один миллион человек. И уже заметно: сокращение переводов — на 30-50%. Эти цифры сопоставимы с внутренним валовым продуктом страны. Денежные переводы направлены в первую очередь на поддержание жизни семей мигрантов. Воздействие финансового кризиса на динамику уровня жизни населения в Таджикистане может быть глубже, чем в других странах СНГ. В этом году общая сумма денежных переводов будет сокращена на 60-65% по сравнению с 2008 годом, утверждает начальник отдела макроэкономики Института экономических исследований Ходжимухаммад Умаров.
«Властям в срочном порядке необходимо произвести инвентаризацию рабочих мест в Таджикистане. Надо знать, что это за рабочие места. Каждое рабочее место должно получить характеристику. И эту работу надо сделать в течение двух месяцев», — советует специалист.
Выступая с ежегодным посланием перед депутатами, президент Эмомали Рахмон сказал, что «правительству республики в условиях мирового финансового кризиса поручено ежегодно создавать по 100 тысяч рабочих мест, особенно в отраслях сельского хозяйства и строительства. За первый квартал текущего года в стране уже создано более 30 тыс. рабочих мест».
По мнению президента, основной причиной незанятости некоторой категории населения является то, что они не обладают необходимыми навыками многих востребованных профессий.
«На данный момент только в органах внутренних дел республики имеется около 4 тысяч вакансий», — подчеркнул Рахмон.
Таджикистан уже обратился к международным организациям за финансовой помощью для поддержки государственного бюджета. Казна в этом году недополучит более $240 млн. — это почти пятая часть от первоначального плана. В январе-феврале доходы бюджета сократились на 25%, говорится в официальном сообщении Министерства финансов Таджикистана в связи с утверждением правительством программы мер фискальной политики в ответ на мировой кризис.

Шаходат Саибназарова, Душанбе

Оценить статью
(0)